Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей образовательной среды
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………...…………………….…….......3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование культуры безопасного поведения у детей
дошкольного возраста как педагогическая проблема ……………….................8
1.2. Особенности формирования культуры безопасного поведения на
улицах города у детей старшего дошкольного возраста ……………………..17
1.3. Роль мотивирующей образовательной среды в формировании у
старших дошкольников культуры безопасного поведения на улицах
города……………………………………………………………………………..28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА
УЛИЦАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Изучение уровня сформированности культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………38
2.2. Содержание работы по формированию культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
посредством создания мотивирующей образовательной среды……………...50
2.3. Определение эффективности создания мотивирующей
образовательной среды как средства формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………….66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….70
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование культуры безопасного поведения у детей
дошкольного возраста как педагогическая проблема ……………….................8
1.2. Особенности формирования культуры безопасного поведения на
улицах города у детей старшего дошкольного возраста ……………………..17
1.3. Роль мотивирующей образовательной среды в формировании у
старших дошкольников культуры безопасного поведения на улицах
города……………………………………………………………………………..28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА
УЛИЦАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Изучение уровня сформированности культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………38
2.2. Содержание работы по формированию культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
посредством создания мотивирующей образовательной среды……………...50
2.3. Определение эффективности создания мотивирующей
образовательной среды как средства формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………….66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….70
3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема формирования основ безопасности
становится всё более актуальной. Наиболее уязвимой категорией,
подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного
возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных
возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как
никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям,
позволяющим формировать у детей основы безопасности [10, с. 140].
Неотъемлемой частью составляющей всего образовательного процесса
в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) является
освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными задачами подготовки дошкольников к безопасному
поведению на улицах города является сокращение дорожно-транспортного
травматизма среди детей дошкольного возраста, овладение детьми культуры
общественного поведения на улицах города.
Важнейшими образовательными задачами, решаемыми в ДОО,
является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-
транспортном процессе, обеспечение в условиях ускоряющегося жизненного
ритма на дороге его личной безопасности.
Исследования Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой [2], Ж.Д. Абросимовой [1],
Ю.М. Зубаревой [15], Н.Е. Кисматуллиной [18] и др. показывают, что у детей
дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и
их практическим применением. Дети не знают, как контролировать свое
поведение. В то же время с ранних лет их привлекает разнообразие
окружающего мира: дома, улицы, пешеходы и транспортные средства,
движущиеся вдоль них. Но наблюдение за жизнью самой улицы не
обеспечивает формирования правильных представлений о правилах
дорожного движения и безопасного поведения. Поэтому дети, оставшиеся сами по себе, не учитывают реальных опасностей на дороге. Невозможно
правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его
скорость, они переоценивают свои возможности, считают себя быстрыми и
проворными. Дети дошкольного возраста не могут предвидеть возможность
опасности в быстро меняющейся дорожной ситуации.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана еще и с тем,
что у детей старшего дошкольного возраста отсутствует защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность
часто ставят их перед опасностями на улицах.
В современной психолого-педагогической науке проблема
формирования у детей культуры безопасного поведения на улицах города
рассматривается как одна из важных сторон развития ребенка-дошкольника.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная
потребность в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах
города, а с другой стороны, педагоги ДОО не владеют научно обоснованной
методикой формирования данного опыта у дошкольников.
На основании выявленного противоречия была определена проблема
исследования, которая заключается в поиске эффективных средств
формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основное
влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы
воспитания и обучения. Педагог, процесс взаимодействия с ним является лишь
частью этой среды. Именно поэтому в данное время в дидактике активно
разрабатывается средово-ориентированный подход к обучению. Сегодня
существует потенциальная возможность проектирования такой среды, которая
бы помогала достигать различные образовательные цели. Речь идет о так
называемой мотивирующей образовательной среде.
...
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема формирования основ безопасности
становится всё более актуальной. Наиболее уязвимой категорией,
подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного
возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных
возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как
никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям,
позволяющим формировать у детей основы безопасности [10, с. 140].
Неотъемлемой частью составляющей всего образовательного процесса
в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) является
освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными задачами подготовки дошкольников к безопасному
поведению на улицах города является сокращение дорожно-транспортного
травматизма среди детей дошкольного возраста, овладение детьми культуры
общественного поведения на улицах города.
Важнейшими образовательными задачами, решаемыми в ДОО,
является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-
транспортном процессе, обеспечение в условиях ускоряющегося жизненного
ритма на дороге его личной безопасности.
Исследования Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой [2], Ж.Д. Абросимовой [1],
Ю.М. Зубаревой [15], Н.Е. Кисматуллиной [18] и др. показывают, что у детей
дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и
их практическим применением. Дети не знают, как контролировать свое
поведение. В то же время с ранних лет их привлекает разнообразие
окружающего мира: дома, улицы, пешеходы и транспортные средства,
движущиеся вдоль них. Но наблюдение за жизнью самой улицы не
обеспечивает формирования правильных представлений о правилах
дорожного движения и безопасного поведения. Поэтому дети, оставшиеся сами по себе, не учитывают реальных опасностей на дороге. Невозможно
правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его
скорость, они переоценивают свои возможности, считают себя быстрыми и
проворными. Дети дошкольного возраста не могут предвидеть возможность
опасности в быстро меняющейся дорожной ситуации.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана еще и с тем,
что у детей старшего дошкольного возраста отсутствует защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность
часто ставят их перед опасностями на улицах.
В современной психолого-педагогической науке проблема
формирования у детей культуры безопасного поведения на улицах города
рассматривается как одна из важных сторон развития ребенка-дошкольника.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная
потребность в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах
города, а с другой стороны, педагоги ДОО не владеют научно обоснованной
методикой формирования данного опыта у дошкольников.
На основании выявленного противоречия была определена проблема
исследования, которая заключается в поиске эффективных средств
формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основное
влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы
воспитания и обучения. Педагог, процесс взаимодействия с ним является лишь
частью этой среды. Именно поэтому в данное время в дидактике активно
разрабатывается средово-ориентированный подход к обучению. Сегодня
существует потенциальная возможность проектирования такой среды, которая
бы помогала достигать различные образовательные цели. Речь идет о так
называемой мотивирующей образовательной среде.
...
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема настоящей ВКР актуальна. Современное состояние общества,
обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все
более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым
годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает
интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются
сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки
детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-
транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества,
требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-
детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении
управлять своим поведением в различных ситуациях.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с
формированием культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста. Дано определение безопасности и безопасного
поведения. Рассмотрены особенности формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста, а также
роль мотивирующей образовательной среды в формировании у старших
дошкольников культуры безопасного поведения на улицах города. Под
мотивирующей образовательной средой формирования культуры безопасности
на улицах города мы понимаем комплекс педагогических условий,
включающих в себя пространственно-временные условия, социальные, условия
детской активности и оказывающих прямое и косвенное влияние на
формирование культуры безопасности дошкольников на улицах города.
Вторая глава ВКР включает анализ экспериментальной работы по
формированию культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей
образовательной среды. Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №4
г. Каменки Пензенской области. Он включал в себя три этапа:
констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города у
детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностики выявлены
следующие результаты. 40% детей имели высокий уровень
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города. 50%
детей показали средний уровень. 10% детей имели низкий уровень.
На формирующем этапе была разработана и реализована модель
мотивирующей образовательной среды формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у дошкольников, которая включала в себя
предметно-пространственную развивающую среду, взаимодействие
участников педагогического процесса, разнообразие видов детской
деятельности.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика
развития детей в экспериментальной группе, проведён анализ полученных
результатов. Сравнение данных констатирующего этапа с данными,
полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с
низким уровнем развития уменьшилось до 5%, до 20% уменьшилось
количество детей, имевших средний уровень развития. На 35% увеличилось
количество детей, показавших высокий уровень.
Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что
работа, проделанная в подготовительной группе, дала определенный
результат. Большое число детей подготовительной группы имеют
необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения
о дорожных знаках.
Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные
задачи были решены, цель достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема настоящей ВКР актуальна. Современное состояние общества,
обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все
более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым
годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает
интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются
сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки
детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-
транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества,
требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-
детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении
управлять своим поведением в различных ситуациях.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с
формированием культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста. Дано определение безопасности и безопасного
поведения. Рассмотрены особенности формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста, а также
роль мотивирующей образовательной среды в формировании у старших
дошкольников культуры безопасного поведения на улицах города. Под
мотивирующей образовательной средой формирования культуры безопасности
на улицах города мы понимаем комплекс педагогических условий,
включающих в себя пространственно-временные условия, социальные, условия
детской активности и оказывающих прямое и косвенное влияние на
формирование культуры безопасности дошкольников на улицах города.
Вторая глава ВКР включает анализ экспериментальной работы по
формированию культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей
образовательной среды. Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №4
г. Каменки Пензенской области. Он включал в себя три этапа:
констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города у
детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностики выявлены
следующие результаты. 40% детей имели высокий уровень
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города. 50%
детей показали средний уровень. 10% детей имели низкий уровень.
На формирующем этапе была разработана и реализована модель
мотивирующей образовательной среды формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у дошкольников, которая включала в себя
предметно-пространственную развивающую среду, взаимодействие
участников педагогического процесса, разнообразие видов детской
деятельности.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика
развития детей в экспериментальной группе, проведён анализ полученных
результатов. Сравнение данных констатирующего этапа с данными,
полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с
низким уровнем развития уменьшилось до 5%, до 20% уменьшилось
количество детей, имевших средний уровень развития. На 35% увеличилось
количество детей, показавших высокий уровень.
Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что
работа, проделанная в подготовительной группе, дала определенный
результат. Большое число детей подготовительной группы имеют
необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения
о дорожных знаках.
Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные
задачи были решены, цель достигнута.





