Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей образовательной среды
ВВЕДЕНИЕ………………………………...…………………….…….......3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование культуры безопасного поведения у детей
дошкольного возраста как педагогическая проблема ……………….................8
1.2. Особенности формирования культуры безопасного поведения на
улицах города у детей старшего дошкольного возраста ……………………..17
1.3. Роль мотивирующей образовательной среды в формировании у
старших дошкольников культуры безопасного поведения на улицах
города……………………………………………………………………………..28
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА
УЛИЦАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Изучение уровня сформированности культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………38
2.2. Содержание работы по формированию культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста
посредством создания мотивирующей образовательной среды……………...50
2.3. Определение эффективности создания мотивирующей
образовательной среды как средства формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………….66
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….70
В последние годы проблема формирования основ безопасности
становится всё более актуальной. Наиболее уязвимой категорией,
подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного
возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных
возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как
никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям,
позволяющим формировать у детей основы безопасности [10, с. 140].
Неотъемлемой частью составляющей всего образовательного процесса
в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) является
освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах,
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными задачами подготовки дошкольников к безопасному
поведению на улицах города является сокращение дорожно-транспортного
травматизма среди детей дошкольного возраста, овладение детьми культуры
общественного поведения на улицах города.
Важнейшими образовательными задачами, решаемыми в ДОО,
является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-
транспортном процессе, обеспечение в условиях ускоряющегося жизненного
ритма на дороге его личной безопасности.
Исследования Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой [2], Ж.Д. Абросимовой [1],
Ю.М. Зубаревой [15], Н.Е. Кисматуллиной [18] и др. показывают, что у детей
дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и
их практическим применением. Дети не знают, как контролировать свое
поведение. В то же время с ранних лет их привлекает разнообразие
окружающего мира: дома, улицы, пешеходы и транспортные средства,
движущиеся вдоль них. Но наблюдение за жизнью самой улицы не
обеспечивает формирования правильных представлений о правилах
дорожного движения и безопасного поведения. Поэтому дети, оставшиеся сами по себе, не учитывают реальных опасностей на дороге. Невозможно
правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его
скорость, они переоценивают свои возможности, считают себя быстрыми и
проворными. Дети дошкольного возраста не могут предвидеть возможность
опасности в быстро меняющейся дорожной ситуации.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана еще и с тем,
что у детей старшего дошкольного возраста отсутствует защитная
психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна
взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность
часто ставят их перед опасностями на улицах.
В современной психолого-педагогической науке проблема
формирования у детей культуры безопасного поведения на улицах города
рассматривается как одна из важных сторон развития ребенка-дошкольника.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная
потребность в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на улицах
города, а с другой стороны, педагоги ДОО не владеют научно обоснованной
методикой формирования данного опыта у дошкольников.
На основании выявленного противоречия была определена проблема
исследования, которая заключается в поиске эффективных средств
формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что основное
влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы
воспитания и обучения. Педагог, процесс взаимодействия с ним является лишь
частью этой среды. Именно поэтому в данное время в дидактике активно
разрабатывается средово-ориентированный подход к обучению. Сегодня
существует потенциальная возможность проектирования такой среды, которая
бы помогала достигать различные образовательные цели. Речь идет о так
называемой мотивирующей образовательной среде.
...
Тема настоящей ВКР актуальна. Современное состояние общества,
обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все
более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым
годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает
интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются
сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки
детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-
транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества,
требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными
методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-
детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении
управлять своим поведением в различных ситуациях.
В первой главе ВКР освещён широкий круг вопросов, связанных с
формированием культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста. Дано определение безопасности и безопасного
поведения. Рассмотрены особенности формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у детей старшего дошкольного возраста, а также
роль мотивирующей образовательной среды в формировании у старших
дошкольников культуры безопасного поведения на улицах города. Под
мотивирующей образовательной средой формирования культуры безопасности
на улицах города мы понимаем комплекс педагогических условий,
включающих в себя пространственно-временные условия, социальные, условия
детской активности и оказывающих прямое и косвенное влияние на
формирование культуры безопасности дошкольников на улицах города.
Вторая глава ВКР включает анализ экспериментальной работы по
формированию культуры безопасного поведения на улицах города у детей
старшего дошкольного возраста посредством создания мотивирующей
образовательной среды. Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ д/с №4
г. Каменки Пензенской области. Он включал в себя три этапа:
констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города у
детей старшего дошкольного возраста. По итогам диагностики выявлены
следующие результаты. 40% детей имели высокий уровень
сформированности культуры безопасного поведения на улицах города. 50%
детей показали средний уровень. 10% детей имели низкий уровень.
На формирующем этапе была разработана и реализована модель
мотивирующей образовательной среды формирования культуры безопасного
поведения на улицах города у дошкольников, которая включала в себя
предметно-пространственную развивающую среду, взаимодействие
участников педагогического процесса, разнообразие видов детской
деятельности.
На контрольном этапе была осуществлена повторная диагностика
развития детей в экспериментальной группе, проведён анализ полученных
результатов. Сравнение данных констатирующего этапа с данными,
полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с
низким уровнем развития уменьшилось до 5%, до 20% уменьшилось
количество детей, имевших средний уровень развития. На 35% увеличилось
количество детей, показавших высокий уровень.
Подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что
работа, проделанная в подготовительной группе, дала определенный
результат. Большое число детей подготовительной группы имеют
необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения
о дорожных знаках.
Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные
задачи были решены, цель достигнута.
1. Абросимова Ж.Д. Формирование основ безопасности у
дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения. //
Молодой ученый. – 2017. – №11.1(145.1). – С. 1-4. – URL:
https://moluch.ru/archive/145/40599/
2. Авдеева Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: методическое
пособие для работы с детьми дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева,
О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003. –
118 с.
3. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты
занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей
дет. сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – М.:
Просвещение, 2004. – 93 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2016. –
560 с.
5. Глушкова Г. Веснушка учит правила дорожного движения! /
Г. Глушкова, Л. Коваль, Т. Сафонова, С. Ухабова. // Дошкольное воспитание.
– 2013. – №2. – С. 9-13.
6. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации
ребенка в дошкольной образовательной организации: метод. пособие. – М.:
Вентана-Граф, 2016. – 184 с.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического экспериментального исследования. – М.: Педагогика, 1986. –
240 с.
8. Дегтеревич Е.Н. Формирование у дошкольников навыков
безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода. //
Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – №8(25). – С. 14-16. – URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/140/4465/ 9. Добрякова В.А. Три сигнала светофора: Дидактические игры,
сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателей дет. сада: Из опыта работы /
В.А. Добрякова и др.; Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. –
60 с.
10. Ережепова И.М. Формирование основ безопасности
жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. // Воспитание и обучение
детей младшего возраста. – 2015. – №3-4. – С. 140-145. – URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24999789
11. Ефимова Ю.В. Особенности обеспечения безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. // Молодой
ученый. – 2015. – №6.4(86.4). – С. 19-22. – URL:
https://moluch.ru/archive/86/16352/
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Дом
педагогики, 1999. – 418 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I.
Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
14. Земскова Ю.А. Опыт работы по обучению дошкольников правилам
дорожного движения. // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 760-762.
15. Зубарева Ю.М. Психолого-педагогические исследования по
проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах. //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар.
науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 63-68. – URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7443/
...
37 источников