Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ Веселевская СОШ (Наро-Фоминский городской округ, д. Веселево).
Выборка: 24 ученика классов 3 «а» и 3 «б».
Есть приложения.
Введение…………………………………………………….………….…………3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ формирования коммуникативных умений у младших школьников ………………………………………..……7
1.1 Особенности в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста…………………………………………....7
1.2 Повышение коммуникативных умений у младших школьников с помощью методов основанных на интерактивных технологиях…16
ГЛАВА 2. Формы и технологии развития коммуникативных навыков учеников начальной школы с помощью интерактивных технологий...27
2.1 Проведение диагностического анализа уровня коммуникативных умений младших школьников………...…………..…………..…….…27
2.2 Внедрение в образовательный процесс интерактивных технологий, с целью развития коммуникативных способностей учащихся начальной школы……36
2.3 Анализ и обобщение, результатов изучения процесса становления коммуникативных навыков младших школьников, с помощью интерактивного обучения………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……55
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Д………………………………………….…………….57
Исследование в данной области позволит не только выявить текущие тренды и вызовы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, но и предложить конкретные рекомендации для их решения.
Актуальность темы исследования обоснованна тем, что интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, формирует навыки эффективной работы в группе, критического мышления, а также способствует лучшему усвоению учебного материала. Использование интерактивных технологий в образовании делает учебный ппроцесс более доступным и интересным для учащихся разных возрастных групп.
С самого раннего возраста, следует формировать навыки общения и коммуникации, в настоящее время общение детей сильно изменилось. В век информационных технологий стало сложнее налживать контакт с окружающими. По статсистике у 30% детей, проблемы в общении со сверстниками, а в 35% случаев решение разных конфликтов переходит в «агрессивные» действия.
Поэтому формирование умений «комуникации» закладываются с раннего детства, сам процесс должен пстроиться поэтапно, каждый этап в соответствии с возрастом ребенка, процесс должен быть систематический и направленный на определенные коммуникативные умения.
Современный педагог должен постоянно совершенствовать свои информационно-коммуникативные навыки, следить за новыми технологиями и методиками обучения, чтобы эффективно применять их в учебном процессе. Важно уметь адаптировать свои знания и умения к конкретной аудитории и создать такую образовательную среду, которая будет максимально выгодна и продуктивна для развития учащихся.
Применение интерактивных технологий в традиционной начальной школе позволяет индивидуализировать процесс обучения учеников, учитывая их особенности. Это также дает возможность творческому педагогу расширить пспектр методов представления учебной информации и гибко управлять учебным процессом.
Теоретические основы формирований коммуникативных умений рассматривались в работах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Курбатовой, Л.С. Выготского, С.М. Вишняковой, А.В. Мудрик и др.
В ходе исследования нам необходимо рассмотреть такие понятия как «коммуникативные умения», «коммуникация», «общение», для более детальной диагностики коммуникативных навыков у младших школьников.
Такие ученые как: В.Н. Курбатова, Л.С. Выготский [2], понятия «коммуникация» и «общение» сравнивают и рассматривают со стороны получения и передачи информации, хотя другие исследователи, изучающие межличностные отношения, эти понятия отличают друг от друга.
Коммуникация, как сложный процесс, расматривается в работах С.Л. Рубинштейна [17] сложность заключается в развитии и налаживание контактов с людьми для совместной деятельности, восприятия и понимания.
Понятие коммуникации, как общения между людьми для более глубокого взаимопонимания между ппартнерами, просматривается в работах С.М. Вишняковой [3, с. 130].
Одной из ключевых составляющих коммуникативных навыков является умение эффективно слушать и понимать информацию, поступающую от собеседника. Это включает в себя не только фокусировку на самой речи, но и на невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и интонация голоса. Хорошая коммуникация требует способности правильно интерпретировать все эти сигналы и адекватно на них реагировать. Способность к эмпатии и сопереживанию также является важным аспектом коммуникативных навыков. пУмение поставить себя на место другого человека и понять его точку зрения помогает установить более глубокие и качественные взаимоотношения.
Некоторые отмечают важным, умение граммотно ориентироваться в различных ситуациях общения, иметь навык сотрудничать в однозначных видах деятельности (А.В. Мудрик) п [13].
Таким образом, формирование коммуникатвных умений у млдших школьников явяется актуальной проблемой, решение которой важно не только для общества в целом, но и для каждого человека.
Проанализировав данные, можно сделать вывод, что интерактивные технологии имеют большое значение в воспитании, и им нужно и важно уделать больше внимания в современном мире.
Цель исследования – обосновать важность уразвития коммуникативных умений у младших школьников теоретически и эксперементально проверить улучшение пкоммуникативных навыков с помощью интерактивных техгологий.
Объект исследования – развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования – формирование коммуникативных умений у младших школников, в ходе учебной деятельности, с помощью интерактивных технологий.
Гипотеза исследования – развитие коммуникативных умений у младших школьников будет результативнее если внедрить в образовательную программу интерактивные тенологии.
Проблема исследования – возможности использования интерактивных технологий для развития коммуникативных навыков у детей начальной школы.
Для достижения цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Выбрать несколько способов диагностики навыков младшего
школьного возраста, для определения уровня развития коммуникативных навыков;
3. Разработать комплекс упражнений с использованием интерактивных технологий и внедрить в образовательную программу для лучшего развития уровня коммуникативных умений младшего школьного возраста;
4. Оценить эффективность используемых интерактивных технологий после внедрения комплекса пзаданий, для развития коммуникативных навыков у младших школьников.
Эксперементальная часть проводилась на базе МБОУ Веселевская СОШ, расположенной в Наро-Фоминском городском округе, в деревне Веселево. В исследовании участвовали два класса: 3 «а» класс в качестве эксперементальной группы и ученики 3 «б» класс в качестве контрольной группы.
Новизна исследования заключается в создании научно обоснованной технологии формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе учебной деятельности с помощью интерактивных технологий.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней систематизрован материал, для повышения уровня коммуникативных умений младших школьников при помощи интерактивных технологий. Все данные полученные в ходе работы, можно внедрять в образовательную деятельность.
Методы исследования включают в себя анализ литературы по теме работы, диагностика коммуникативных умений, анализ полученных данных, внедрение упражнений и оценка эффективности.
Работа включает в себя введение, две главы, список используемой литературы, рисунки, таблицы и приложение.
На основе изучения психолого-педагогических исследований, связанных с темой нашего проекта, мы изучили особенности развития коммуникативных умений у детей начальной школьной ступени.
Изучив литературу, нами расаматривались разные точки зрения на тему исследования. В обдласти психологии и педагогики, мы рассматривали различные точки зрения ведущих экспертов данной области, но остановились на высказывании А.В. Батаршева: «коммуникативные навыки представляют собой способность и готовность к общению, умение эффективно общаться и понимать друг друга. Это умение осознанно выбирать подходящие языковые средства для общения в конкретной ситуации и строить связные высказывания.»[2] Мы также провели анализ психолого-педагогической литературы по этой теме и изучили методы, способствующие развитию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
По результатам анализа исследований в области педагогики, мы пришли к выводу о важности развития коммуникации у детей младшего школьного возраста. Эти навыки необходимы для успешной социализации и полноценного развития личности.
Изучив цели интерактивных технологий, мы пришли к заключению, что они успешно способствуют развитию коммуникации у детей младшего школьного возраста.
После этого мы провели эксперимент, который был направлен на выявление уровня развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Мы разработали специальный комплекс задач с применением интерактивных технологий для развития этих навыков и провели эксперимент для проверки их эффективности.
По итогу исследования, можно сделать вывод, что введение интерактивных технологий в учебную деятельность, благоприятно сказывается на всех аспектах. Происходит повышение коммуникативных умений у обучающихся, а также вносится разнообразие в саму учебную деятельность. С учетом всех выводов в данном исследовании, можно сказать, что цель была достигнута, а сама гипотеза подтверждена.
1. Батаршев А.В. Дигнотика способности к обшению. – СПБ: Питер,2006
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2004.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. М.: Просвещение, 2004.
4. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. М.: Просвещение, 2017. 84 – 86 с.
5. Григорьева Д.Р., Шамсутдинова Р.Р. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. М.: Просвещение, 2016. 118 с.
6. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2016. 130 с.
7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Педагогика, 1991. 257 с.
8. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности. Таганрог, 2006. 227 с.
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2017. 458 с.
10. Карпенко А.В., Райс О.Ю. Интерактивные технологии в обучении Педагогика нового времени: Создана в интелектуальной издательской системе Ridero, 2022. 15 – 17 с.
11. Кругликов В.Н. Интерактивные образовательные технологии. М.: Юрайт, 2020. 353 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 319 с.
13. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2015. 304 с.
14. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх. М.: Начальная школа, 2015. 184 с.
15. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. Волгофад: Перемена, 2006. 319 с.
16. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии. М.: Юрайт, 2020. 151 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2002. 720 с.
18. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 2005. 247 с.
19. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 2005. 192с.
20. Суворова, Н. Интерактивное обучение. Новые подходы. М.: Вербум, 2005. 42 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2018. 29 с.
22. Цукерман Г.А. Обучение учебному сотрудничеству. М.: Вопросы психологии, 1993. 274 с.
23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: «Сентябрь» 2011. 95 с.