Работа сделана на примере города Тулун (Иркутская область).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 6
1.1. Сущность и социальная значимость деятельности по расселению граждан из аварийного жилищного фонда 6
1.2. Обзор нормативной правовой базы расселения граждан из аварийного жилищного фонда 11
1.3. Методические подходы и успешный опыт организации расселения граждан из аварийного жилищного фонда 18
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА (НА ПРИМЕРЕ Г. ТУЛУН) 26
2.1. Анализ ситуации в сфере расселения граждан из аварийного жилищного фонда в г. Тулун 26
2.2. Анализ организационного механизма и методического инструментария деятельности по расселению граждан из аварийного жилищного фонда в Иркутской области 37
2.3. Анализ проблем деятельности по расселению из аварийного жилищного фонда на примере ситуации в г. Тулун 60
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАССЕЛЕНИЮ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА 66
3.1 Предложения по внесению изменений в действующий организационный механизм расселения граждан из аварийного жилищного фонда 66
3.3. Оценка социально-экономических эффектов разработанных предложений на примере города Тулуна 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время проблема расселения граждан из аварийного жи-лищного фонда является очень актуальной для России. По состоянию на ко-нец 2022 г. общая площадь аварийного жилищного фонда в стране состав-ляла более, чем 23,3 млн. м2. При этом за 5 лет (с 2017 по 2022 г.) она уве-личилась 72,6% (на 9,8 млн. м2). Следует отметить, что на протяжении по-следних 15 лет в России достаточно много уделяют вниманию проблемам расселения аварийного жилищного фонда и финансирование программ по расселению аварийного жилищного фонда осуществляется за счет бюдже-тов всех трех уровней – федерального, регионального и местного.
Однако, увеличение площади аварийного жилищного фонда свиде-тельствуют о том, что действующая государственная политика в данной сфере и применяемый инструментарий не позволяет обеспечить решение задач по ликвидации аварийного жилищного фонда. При этом существует вероятность, что ближайшие 15–20 лет, темпы прироста аварийного жи-лищного фонда вырастут. Ведь к этому времени будет наступать прогноз-ный срок предельной эксплуатации многоквартирных домов, возводивших-ся в первый и второй периоды индустриального домостроения. В частно-сти, существует вероятность, что будут приходить в аварийное состояние так называемые «хрущевки», возведение которых началось с середины 1950-х гг. прошлого века, а также 9-ти и 12-ти панельные дома первых се-рий, возводившиеся в 1960-х гг. XX в.
При этом во многих городах дома этих типов составляют достаточно значительную часть жилищного фонда. Поэтому уже в настоящее время существует потребность в совершенствовании методического инструмента-рия решения проблем по расселению аварийного жилищного фонда, чтобы избежать в среднесрочной перспективе коллапса и жилищной сфере и резко-го ухудшения качества жизни граждан. Данные обстоятельства и обусловли-вают актуальность темы исследования.
Объект исследования: деятельность по расселению граждан из аварий-ного жилищного фонда в городско округе Тулун.
Предмет исследования: методический инструментарий решения про-блем по расселению граждан из аварийного жилищного фонда в городском округе Тулун.
Цель исследования: анализ проблем расселения аварийного жилищно-го фонда на примере городского округа Тулун и выработка рекомендаций по совершенствованию методического инструментария решения проблемы расселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
– изучение теоретико-методологических основ решения проблемы расселения граждан из аварийного жилищного фонда;
– проанализировать результаты деятельности по расселению граждан из аварийного жилищного фонда на примере городского округа Тулун;
– выработка рекомендаций по совершенствование методического ин-струментария решения проблемы расселения граждан из аварийного жи-лищного фонда.
Гипотеза: применяемый в настоящее в российской практике методиче-ский инструментарий решения проблем по расселению граждан из аварий-ного жилищного фонда в городском округе Тулун является не эффективным и нуждается в совершенствовании.
В диссертации использованы такие методы исследования как анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, наблюдения, опроса, экспертных оценок.
В рамках проводимого исследования изначально была дана краткая характеристика городского округа Тулун, т.к. уровень социально-экономического развития муниципального образования в значительной сте-пени определяет состояние и структуру жилищного фонда на его террито-рии. Далее был проанализирован жилищный фонд городского округа Тулун. Далее, исходя из анализа состояния жилищного фонда городского округа Тулун (структуры жилищного фонда по уровню физического износа до-мов), был сделан вывод о том, что для данного муниципального образова-ния является актуальной проблемой расселения аварийного жилищного фонда. После этого был проанализирован аварийный жилищный фонд го-родского округа, определена его площадь и структура. Также сформирована адресная база аварийного жилья в г. Тулун, т.е. определено, какие именно дома по состоянию на конец 2023 г. были признаны аварийными.
После этого рассматривалась деятельность органов местного само-управления по решению проблемы расселения аварийного жилищного фон-да в городском округе Тулун. Были проанализированы муниципальные про-граммы, направленные на расселение аварийного жилищного фонда в муни-ципальном образовании. Проанализированы результаты практической дея-тельности администрации г. Тулун по расселению аварийного жилищного фонда городского округа и дана оценка её эффективности. После этого были сформулированы и обобщены основные проблемы и недостатки деятельно-сти органов местного самоуправления по расселению аварийного жилищно-го фонда в г. Тулун. В завершение работы были выработаны рекомендации по совершенствованию методического инструментария решения проблемы расселения граждан из аварийного жилищного фонда
Под аварийным жилищным фондом подразумевается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые были признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструк-ции в связи с физическом». Соответственно деятельность по расселению аварийного жилищного фонда представляет собой принятие органами госу-дарственной власти и местного самоуправления решений и реализацию мер, направленных на переселение граждан, проживающих в аварийных много-квартирных домах, в другое благоустроенное жилье.
Потребность в ликвидации аварийного жилищного фонда и расселе-нии граждан, проживающих в нем, является основной социально-экономической проблемой практически для всех российских регионов. Нормативная правовая база деятельности по расселению аварийного жи-лищного фонда включает в себя значительное число нормативных правовых актов и является достаточно проработанной.
В настоящее время существует два основных подхода к организации расселению аварийного жилищного фонда. Первый предполагает, что функ-ции по расселению аварийного жилья возлагаются исключительно на орга-ны государственной власти или муниципалитеты, т.е. она финансируется за счет бюджетных средств. А второй предусматривает осуществление этой деятельности с применением механизмов государственно-частного (муници-пально-частного) партнерства.
В рамках настоящей работы исследовалась эффективность деятельно-сти по расселению аварийного жилищного фонда в г. Тулун. Он является городом областного подчинения и находится в Иркутской области на реке Ие. Несмотря на отдельные сложности г. Тулун обладает значительным по-тенциалом для своего развития. Это выражает в стабильной тенденции на протяжении последних лет многих показателей, таких как:
– темпы промышленного производства;
– индекс физического объема промышленного производства;
– темпами инвестиций в экономику города.
На протяжении последних 10 лет наблюдалась тенденция увеличения общей площади жилых помещений в г. Тулун, в расчете на одного жителя и существенный рост жилищного фонда. Однако, несмотря на положительную динамику в целом уровень обеспеченности населения г. Тулун жильем оста-ется не высоким.
В структуре жилищного фонда г. Тулун соотношение благоустроенно-го и не благоустроенного жилья является достаточно близким, хотя благо-устроенное жилье и немного превалирует. Несмотря на то обстоятельство, что в г. Тулун 96% домов являются блочными и индивидуальные жилыми домами, на них проходится в совокупности только 43% от общей площади жилищного фонда г. Тулун, а на 296 многоквартирных домов г. Тулун более половины жилищного фонда города. Таким образом, многоквартирные дома играют в г. Тулун ключевую роль в обеспечении населения жильем.
В г. Тулун существует проблема наличия ветхого и аварийного жи-лищного фонда. В настоящее время аварийный жилищный фонд в город-ском округе Тулун включает в себя 21 многоквартирный дом. Их общая площадь составляет 9 851,4 м2, т.е. 1,03% от общей площади жилищного фонда в целом, что более, чем в 2 раза превышает среднероссийский показа-тель. В г. Тулун деятельность по расселению аварийного жилищного фонда осуществляется в рамках муниципальной программы «Доступное жилье», а именно подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Данная программа была утверждена Постановление администрации городского округа Тулун №4965 от 31.10.2019 г. и рассчитана на период 2020–2030 гг. Она направлена на увеличение площади расселенного непри-годного для проживания жилищного фонда, числа снесенных аварийных МКД и снижение доли аварийного жилищного фонда в общем объеме жи-лищного фонда. Основным источником средств по реализации данной про-граммы является региональный бюджет, а на местный приходится менее, чем 1/10 от общего объема финансирования.
В целом деятельность по расселению аварийного жилищного фонда вплоть до 2017 г. велась достаточно успешно и все аварийные многоквар-тирные дома, признанные таковыми до 1 января 2012 г., были расселены в 2014–2017 гг. Всего было расселено 8 аварийных многоквартирных домов, в которых проживало 49 семей. Им были предоставлены благоустроенные квартиры в новостройках, либо квартирах, приобретенных на вторичном рынке и построенных в 1980–1990-х гг. ХХ в.
В настоящее время ключевой проблемой деятельности органов госу-дарственной власти и местного самоуправления является недостаточные темпы расселения аварийного жилищного фонда, в том числе и в г. Тулун. Это в общем виде обуславливается следующими факторами:
– бюджетными ограничениями финансирования деятельности по рас-селению аварийного жилищного фонда (недостаточной бюджетной обеспе-ченность, как местных, так и региональных бюджетов);
– высокой стоимостью жилья в России, как на первичном, так и вто-ричном рынках;
– искусственными барьерами признания жилья аварийным.
В целом повышение эффективности деятельности по расселению ава-рийного жилищного фонда в России предполагает применение новых меха-низмов.
В рамках настоящей работы было выработано три предложения по совершенствованию методического инструментария деятельности по рассе-лению граждан из аварийного жилищного фонда.
1. Применение механизма муниципально-частного партнерства в дея-тельности по расселению граждан из аварийного жилищного фонда. Одной из сторон соглашения МЧП будет выступать администрация г. Тулун, а с другой стороны застройщики, специализирующиеся на жилищном строи-тельстве в Иркутской области. Суть предлагаемого МЧП будет заключаться в том, что администрацией г. Тулун при содействии Правительство Иркут-ской области для застройщиков, участвующих в соглашении, будут форми-ровать благоприятные условия ведения деятельности на территории г. Ту-лун, как в экономическом отношении, так и в части устранения существую-щих административных барьеров. С другой стороны, застройщики будут брать на себя обязательства по расселению жителей г. Тулун из аварийного жилищного фонда, расположенного в границах муниципального образова-ния, с распределением затрат на расселение между сторонами соглашения МЧП.
В целом применение механизма МЧП в г. Тулун при расселении ава-рийного жилищного фонда позволит увеличить масштабы деятельности по расселению аварийного жилищного фонда и повысить эффективностью бюджетных затрат, направляемых на её финансирование. При этом жителям будет предоставляться комфортное и благоустроенное жилье в новом жи-лищной фонде. Исходя из этого можно сделать вывод, что внедрение в практику организации расселения аварийного жилищного фонда в г. Тулун механизма МЧП является целесообразным, как с экономической, так и со-циальной точки зрения.
2. Изменение подхода к инициированию признания дома аварийным. В настоящее время в России согласно Постановлению Правительства РФ №47 от 28 января 2006 г. вопрос о признании дома аварийным рассматри-вается межведомственной комиссией после подачи в администрацию г. Ту-лун комплекта документа. Но достаточно часто самостоятельно жители не обладают необходимыми знаниями и навыками, чтобы осуществить данные действия и фактически своевременность подачи заявлений зависит от дея-тельности управляющих компаний. Суть второй рекомендации будет заклю-чаться в том, на отдел по архитектуре и градостроительству при Комитете по строительству и городскому хозяйству будет возлагаться функция по осуществлению помощи граждан в подаче заявления в межведомственную комиссию о признании их дома аварийным.
3. Софинансирование из средств местного бюджет затрат жителей на проведение экспертизы физического состояния жилого дома. В среднем стоимость такой экспертизы может варьироваться в диапазоне от 50 до 150 тыс. р. (в отдельных случаях и выше). И если в больших многоквартирных домах в расчете на одного жителя приходится относительно небольшая сумма, то в небольших домах на 6–8 квартир — от 6,3 до 25,0 тыс. р. в рас-чете на одну квартиру. Суть третьей рекомендации заключается в выделении из средств местного бюджета средств на компенсирование от 30 до 50% от затрат жильцов малоквартирных домов (4–8 квартирных домов) на прове-дение экспертизы физического состояния жилого дома. Это позволить обес-печить установление социальной справедливости для данных жителей и сведет к минимуму вероятность, что из-за чрезмерного уровня затрат на проведение экспертизы длительное время в комиссию не будут направляться документы по домам, фактически находящих в аварийном состоянии.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) №14-ФЗ от 26 января 1996 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Принят Федераль-ным законов №145 от 31.07.98 г // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс».
5. Жилищный кодекс Российской Федерации №188-ФЗ от 29 де-кабря 2004 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
6. Налоговый Кодекс РФ (часть II) Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
7. Федеральный конституционный законо№4-ФКЗ от 06.11.20 г. «О Правительстве РФ» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».
8. Федеральный закон №131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах по организации местного самоуправления в РФ» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон №185-ФЗ от 21 июля 2007 г. «О Фонде со-действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Спра-вочная правовая система «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон №414-ФЗ от 21.12.21 г. «Об общих прин-ципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
11. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного до-ма аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»
12. «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» // Справочная правовая система «Гарант».
13. Устав муниципального образования «городской округ городу Тулун»
14. Аврамчикова Н.Т. Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для вузов / Н.Т. Аврамчикова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 174 с.
15. Акри Е.П. Зарубежный опыт ликвидации ветхого жилищного фонда / Е. П. Акри, В. Д. Матвеева. // Молодой ученый. – 2022.– № 16 (411). – С. 71–72.
16. Акри Е. П. Проблемы ветхого жилищного фонда в Самарской области / Е. П. Акри, В. Д. Матвеева. // Молодой ученый. – 2022. – № 19 (414). – С. 162–164.
17. Алехин Б.И. Государственные финансы : учебник для вузов / Б.И. Алехин. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 184 с.
18. Арланова О.И. Местные бюджеты: проблемы формирования / О.И. Арланова – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN519.pdf (дата обра-щения 06.03.2024)
19. Барабашев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
20. Буторин М.В. Основы муниципального и государственного управления: учебное пособие / М.В. Буторин. – М. : Издательство «КНО-РУС», 2017. – 186 с.
21. Бялт, В.С. Правоведение : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 303 с.
22. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Н. А. Лось, Ю. А. Холоденко.– М. : Издательство Юрайт, 2022. – 325 с.
23. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Кон-цепции и проблемы : учебник для вузов / под редакцией Л.В. Сморгунова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 395 с.
24. Далгатова А.О. Жилищное право: учебное пособие / А.О. Дал-гатова, А.Ш. Ибрагимова. – Махачкала: ДГУНХ, 2019. – 98 с.
25. Долаан Б.А. Аварийные и не пригодные для проживания дома // Экономика и социум. – 2021. – №6–1 (85). – С. 593–598
26. Дмитриева Н.В. Государственное управление: теория, функции, механизмы : учебное пособие / Н. Е. Дмитриева – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 276 с.
27. Живаева Е. Международный опыт переселения из ветхного и аварийного жилья / Е. Живаева // Сметно-договорная работа в строитель-стве. 2020 – URL: https://panor.ru/articles/mezhdunarodnyy-opyt-pereseleniya-iz-vetkhogo-i-avariynogo-zhilya/50284.html# (дата обращения 15.04.2024).
28. Журкина Е.В. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие / Журкина Е.В., Лазарева М.Н., Шалыгина И.С..– Вологда, Издательство Московского государ-ственного юридического университета им. О.Е. Катафина, 2020. – 219 с.
29. Заярная И.А. Роль местных бюджетов в обеспечении эффектив-ности управления муниципальными финансами в России и зарубежных странах / И.А. Заярная, Н.В. Кольцюк. // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 6–2. – С. 236–240.
30. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коро-бова. – М.: Инфра–М, 2021. – 222 c.
31. Иващенко Е.Р. Некоторые проблемы в сфере жилищного зако-нодательства / Е.Р. Иващенко, А. Репях А. // Международный журнал гу-манитарных и естественных наук. – 2022. – №5–3. – С. 49–53
32. Крашенинников П.В. Жилищное право / П.В. Крашенинников. –М. : Статут, 2020. – 432 с
33. Куничкин А.М. Низкий уровень финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований и способы решения этой пробле-мы / А.М. Куничкин. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizkiy-uroven-finansovoy-obespechennosti-byudzhetov-munitsipalnyh-obrazovaniy-i-sposoby-resheniya-etoy-problemy (дата обращения: 06.03.2024).
34. Москвитина Н.В. Совершенствование государственной жилищ-ной политики в Иркутской области / Н.В. Москвитина, М.Ю. Загвоздина // Социология. – 2020. – №4. – С. 60–73.
35. Мусостов Б.Б. Система контроля за реализацией программ пе-реселения граждан из аварийного жилищного фонда // StudNet. – 2020. – №12. – С. 1849–1862.
36. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев М. : Издатель-ство Юрайт, 2021. – 299 с.
37. Мягкова, О.А. К вопросу о полномочиях органов местного са-моуправления в процессе реализации жилищной политики государства / О. А. Мягкова // Электронный журнал Молодой ученый. – URL: https://moluch.ru/archive/65/10387/ (дата обращения: 13.07.2024).
38. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государ-ственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е.В. Охотский.– М. : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
39. Официальный сайт Федеральной службы государственной ста-тистики. – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 03.07.2024).
40. Официальный сайт Администрации г. Тулун. – URL: https://tulunadm.ru/ (дата обращения: 03.07.2024).
41. Петров И.В. Жилищное право : учебник / И. В. Петров, Л. В. Масленникова. – Краснодар : КубГАУ, 2021. – 135 с.
42. Права граждан в сфере переселения из аварийного жилья, их реализация и защита / Официальный сайт Прокуратуры Республики Саха (Якутия). – URL: https://epp.genproc.gov.ru (дата обращения 30.03.2024)
43. Прокопьев С.Е. Система государственного управления : учеб-ное пособие / С.Е. Прокофьев; под редакцией С.Е. Прокофьева, О.В.Паниной, С.Г. Еремина, Н.Н. Мусиновой. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 114 с.
44. Рагулина Ю.В. Экономика муниципальных образований : учебник / Ю.В. Рагулина, Т.В. Бутова, А.В. Боговиз. – Москва : КНОРУС, 2020. – 230 с.
45. Реновационные технологии: как в мире решали проблему уста-ревшего жилья / РБК. – Москва. – URL: https://www.rbc.ru/photoreport/ 11/05/2017/591320a29a79473d0140be51 (дата обращения 20.03.2024)
46. Рюмшина, К.В. Характеристика специализированного жилого фонда / К.В. Рюмшина. // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 254–257.
47. Соменкова, Н.С. Экономика муниципального хозяйства: учеб-ное пособие / Н.С. Соменкова, А.В. Купцов, Е.В. Буланова. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного Университета, 2020. – 56 с.
48. Срибная Е.А. Повышение эффективности реализации государ-ственной программы переселения аварийного жилья в республике Крым / Е.А. Срибная, М.С. Федоркина, А.С. Федоркина // Экономика строитель-ства и природопользования. – 2021. №4 (81). – С 102–106
49. Холодилин, К.А. Мировые тенденции государственной жилищ-ной политики / К.А. Холодилин // Жилищные стратегии. – 2020. – №1. – С. 9–44.
50. Шахворостов Г.И. О проблеме соотношения понятий «ветхое» и «аварийное» жилье в нормативно-правовых актах и статистике в госу-дарственном и муниципальном управлении / Г.И. Шахворостов, О.В. Злорбина // РСЭУ. – 2020. – №2 (49). – С. 156–164
51. Швецов, Д.Е. Конституционно-правовая природа права на жи-лище в Российской Федерации / Д.Е. Швецов. // Молодой ученый. – 2021. – № 18 (360). – С. 478–479.