Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Введение 4
Глава I. Теоретико-методические основы изучения особенностей формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1. Характеристика формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.. ..9
1.2. Обзор коррекционных методик формирования связной монологической
речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 16
1.3. Логосказка как средство формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 23
Выводы по первой главе 29
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры 31
2.1 Организация и методика исследования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 31
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 38
Выводы по второй главе 48
Глава III. Формирующий эксперимент по формированию связной
монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры 49
3.1. Содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате
интерактивной игры 49
3.2. Анализ результатов опытно-эксперементальной работы на этапе
контрольного эксперимента 57
Выводы по третьей главе 67
Заключение 68
Библиография 72
Приложение А 81
Приложение Б 91
Приложение В 92
Приложение Г 99
Актуальность исследования. Вопросы формирования речи современных дошкольников приобретают всё большую актуальность в рамках коррекционной педагогики. Прежде всего, это обусловливается тем, что связная речь является важнейшим способом коммуникации с окружающим миром. Эффективность взаимодействия дошкольников с другими людьми, преимущественно, обусловливается именно его навыками и умениями чётко и грамотно выражать свои мысли. Увеличилась роль речи в культурной жизни страны, ведь в наше время очень ценится умение коммуницировать и грамотно излагать свои мысли спонтанно и целенаправленно, без предварительной подготовки.
Трансформация методической системы ориентирована на повышение творческой активности учащихся, самостоятельность в процессе овладения новыми знаниями и умениями. Успешность обучения в школе во многом обусловливается тем, насколько хорошо учащийся владеет связной монологической речью. Так, понимание и трансляция различных текстов, умение чётко и грамотно отвечать на вопросы, демонстрировать способности к самостоятельным суждениям - всё это подразумевает достаточно высокий уровень развития связной монологической речи. Следовательно, при подготовке детей к предстоящему обучению в школе формирование и развитие у них связной речи является необходимым условием становления логического мышления, готовности усваивать знания в полном объеме, а также развивать творческие способности.
Формирование навыков связной монологической речи занимает особое место в рамках коррекционной работы с детьми, характеризующимися общим недоразвитием речи (далее - ОНР). В последние время количество детей, имеющих общее недоразвитие речи, постоянно увеличивается, поэтому проблема формирования навыков связной речи у данного контингента дошкольников приобретает особую актуальность.
Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности и в наши дни. Сформирована теоретическая и методическая база, представлен широкий формат практического сопровождения, диагностический материал, но, не в полной мере представлена коррекционно-логопедическая работа в цифровом формате интерактивных игр. Данный факт лег в основы определения актуальности по представленной работе.
Выявлено противоречие между значимостью процесса формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточной разработанностью методического обеспечения этого процесса в цифровом формате интерактивной игры.
На основе выявленного противоречия определена проблема исследования, которая заключается в ответе на вопрос: насколько эффективна логопедическая работа по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня средствами интерактивных игр.
Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать содержание логопедической работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры.
Объект исследования - связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры.
Гипотеза исследования:
1. Мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены нарушения связной монологической речи, которые проявятся в следующих особенностях: несовершенство лексико - грамматического оформления связного высказывания, трудности установления и удерживания логической линии высказывания.
2. На выявленных особенностях будет основываться разработка содержания работы направленного на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры.
3. Мы предполагаем, что использование интерактивных игр повысит эффективность работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
...
Проведённое нами исследование было посвящено формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры. Ниже представлены основные выводы исследования.
Проведя обзор и сопоставление понятий «связная речь» и «монологическая речь», можно сформулировать определение связной монологической речи: это активный вид речевой деятельности, обращенной к одному или группе слушателей, рассчитанный на восприятие, характеризующийся развернутостью, связностью, логичностью,
обоснованностью, смысловой завершенностью, наличие распространенных конструкций, грамматической оформленностью. Основой формирования связной монологической речи старших дошкольников является формирование у них основы понимания языковых и речевых явлений. Организованное наблюдение за практической деятельностью дошкольных организаций свидетельствует о том, что произвольному построению монологических высказываний уделяется недостаточное внимание. Большая часть осваемого материала ориентировано на обучение рассказыванию по конкретной схеме. Задание «рассказ из личного опыта» оказалось самым затруднительным для выполнения. Зачастую дети не могли ничего рассказать, поскольку не смогли ничего вспомнить про себя. Для обогащения изучаемого материала, педагогу необходимо сформировать четкое понимание объекта развития - «монологическая речь», как: описание, повествование и рассуждение. И на базе данного, совокупного представления осуществлять комплексный подход к изучению речи (дифференцированное обучение различным типам монологов, формирование умения по определению объекта речи, соблюдение последовательности, логики, грамотного выражения мысли).
Воспитанники с общим недоразвитием речи имеют явно выраженные трудности при оформлении связного высказывания. Данные затруднения характерны по причине несформированности всех составляющих компонентов речи: лексика, грамматика и содержательный аспект. Так же отмечено затруднение в восприятии речи в полном объеме; низкая коммуникативная активность, и как следствие, ограниченное речевое взаимодействие со сверстниками, взрослыми. Имеющиеся затруднения пагубно влияют и на общее познавательное и социальное развитие. При положительном течении и оформленности связных монологических высказываний, мы наблюдаем овладение программным содержанием, развитие познавательной сферы, творческого мышление, расширение кругозора, познание окружающего мира, накопление впечатлений; применение речи, как средства к общению со сверстниками и взрослыми , возможность поделиться познанным с окружающими.
Инновационные технологии (интерактивные, компьютерные, цифровые) стали обязательным условием современного образования. Цифровые и интерактивные системы способствуют обогащению и трансформации образовательного процесса, делая его увлекательным и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры в коррекционном процессе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, педагог повышает мотивацию детей к обучению, дети учатся новым формам сотрудничества, учатся предметно оценивать действие, акцентировать внимание на важном. Логосказка оформленная в цифровом формате интерактивной игры позволяет ребенку взаимодействовать с персонажем, ребенок увлечен действием, которое побуждает его к проявлению речевой активности, пополняет словарный запас, совершенствует грамматический строй речи. Все это, в комплексе, положительно сказывается на монологической речи ребенка в целом.
...
Аксёнова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А.К. Аксёнова. - М.: Владос, 2004. - 316 с.
Багманова, К.И. Исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / К.И. Багманова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррективной педагогики: исследования и практика: Материалы Всероссийской научно -практической конференции. - Казань, 2013. - С. 9-12.
Балабасова, Е.Н. Игры как средство формирования связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Н. Балабасова // Аспирант. - 2020. - №6. - С. 31-34.
Бекетова, О.В. Актуальность проблемы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Бекетова, Е.А. Зинченко, Л.П. Клышникова // Инновационные исследования: Проблемы внедрения результатов и направления развития: Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 125-127.
Беликова, М.В. Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М.В. Беликова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2016. - №2. - С. 24-27.
Болотина Л.В. Педагогические условия развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР средствами дидактических игр / Л.В. Болотина // Культурологический подход в специальном образовании: психологопедагогический аспект: Сборник научных статей Всероссийской научнопрактической конференции. - 2017. - С. 26-28.
Булатова, Т.В. Возможность использования сюжетного рисунка для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Булатова // Дошкольная педагогика. - 2020. - №4. - С. 22-23.
Бурачевская, Н.И. Интерактивные приёмы развития лексикограмматической базы речи у детей дошкольного возраста / Н.И. Бурачевская // Актуальные задачи педагогики: Материалы международной научной конференции. - Чита, 2016. - С. 113-117.
Бурачевская, Н.И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр / Н.И. Бурачевская // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2017. - С. 8-10.
Васильева, В.С. К вопросу об использовании информационно - коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений / В.С. Васильева, А.А. Селенкова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - №4. - С. 149-152.
Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.А. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.
Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. - М: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2006. - 158 с.
Ворошилова, О.Л. К вопросу формирования связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста / О.Л. Ворошилова, И.А. Россинская // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т. 4. - С. 28-39.
Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
Гавриленко, Н.П. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотаблиц / Н.П. Гавриленко // Перспективы развития науки в современном мире: Сборник трудов. - Уфа, 2021. - С. 51-60.
... всего 70 источников