Введение
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 5
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.2.1. Факторы внешней среды 13
1.2.2. Факторы внутренней среды 15
1.3. Способы повышения конкурентоспособности 17
2. Анализ и оценка конкурентоспособности ООО СМНП
«ЭКСПЕРТНАЛАДКА» 20
2.1. Общая характеристика ООО СМНП «ЭКСПЕРТНАЛАДКА» 20
2.2. Анализ хозяйственно-финансового состояния предприятия 23
2.3. Анализ финансовой устойчивости 26
2.4. Сравнительный анализ конкурентов 35
2.5. SWOT-анализ ООО СМНП «ЭКСПЕРТНАЛАДКА» 37
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности..38
3.1. Увеличение доли на рынке 39
3.2. Развитие рынка путем внедрения новых технологий и услуг 47
Заключение 48
Список используемой литературы 49
Приложение 50
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.
Таким образом, тема данной дипломной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, то есть предприятий. Успех решения задач по выявлению и усилению конкурентных позиций, предприятия в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.
Объектом исследования проекта является "Экспертналадка", специализирующееся на наладке и диагностике горно-шахтного оборудования.
Предмет данного дипломного исследования - влияние поведения потребителей на занимаемые конкурентные позиции предприятия.
Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ООО СМНП "Экспертналадка".
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать и обобщить понятия конкуренции и конкурентных сил, представленные в работах современных отечественных и зарубежных авторов;
- Рассмотреть основные типы стратегий и конкурентных преимуществ;
- Рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;
- Провести анализ основных показателей работы предприятия;
- Оценить рыночное положение предприятия и его конкурентные позиции;
- Исследовать влияние потребителей на конкурентные позиции предприятия;
- Выявить резервы и предложить возможные направления повышения конкурентоспособности предприятия;
- Произвести оценку эффективности представленных мероприятий.
Источниками информации послужили данные внутренней отчетности и
результаты рыночных исследований.
При написании дипломной работы была использована учебная литература и статьи периодических изданий зарубежных и отечественных авторов. В целях применения современных подходов к исследованию темы в работе используются наиболее широко применяемые в мировой практике методы исследования, такие как аналитический, метод статистической обработки информации, графический, экономико-математический, а также системного
анализа.
В условиях динамично развивающейся конкурентной среды необходимо проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне других представителей данного сектора рынка. Это позволит получить информацию, о том, что привлекает потребителя в продукции или услугах данного предприятия, и какие преимуществами обладают его конкуренты. Анализ необходим, чтобы на его основе можно было усовершенствовать те моменты, которые снижают конкурентоспособность. Исходя из этого, проведение данного анализа является жизненно необходимой составляющей каждого предприятия, поскольку, не зная того, что нужно потребителю и какими конкурентными преимуществами обладают соперники, не стремясь исправить сложившееся не завидное положение можно прийти к банкротству.
Целью данной дипломной работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО СМНП «Экспертналадка» и обоснование их экономической эффективности. Данная цель была достигнута за счет решения ряда задач:
1. Были изучены теоретические и методологические аспекты анализа и оценки, повышения конкурентоспособности организации;
2. Был проведен анализ конкурентоспособности на примере выбранной организации, в рамках которого были проанализированы: финансовое состояние, расположение конкурентных сил на рынке, проведен сравнительный анализ конкурентов; SАOT-aнaлиз предприятия
ООО СМНП «Экспертналадка» занимает стабильное положение на рынке услуг, находясь в более выгодном положении по сравнению с основными конкурентами ООО ПКП «Сервисгормаш» и ООО « Горные машины»
Исходя из выводов SWOT-анализа, предприятию рекомендуются две стратегии развития на рынке, а именно:
1. Увеличение доли на рынке: Совершенствование бизнес-процессов, а именно более плотное сотрудничество с уже имеющимися и поиск потенциально новых клиентов.
2. Развитие рынка. Увеличение спектра услуг, за счёт
высококвалифицированных специалистов и передовых технологий.
Мероприятия проводились с учётом выводов SWOT-анализа и анализа конкурентной позиции. Была проанализирована конкурентная среда и выявлены новые клиенты, что позволило предприятию ООО СМНП «Экспертналадка» увеличить долю на рынке услуг. Выявлены направления модернизации технологий, с целью развить конкурентные преимущества.
После проведения мероприятий ООО СМНП «Экспертналадка» улучшает позицию на рынке услуг за счёт выгодного сотрудничества с уже имеющимися клиентами, сохраняя темп роста выручки в 3% и с помощью проведения работ с новыми клиентами увеличивает темп роста выручки до 8% ежегодно, что позволяет увеличивать долю на рынке услуг и делает предприятие ООО СМНП «Экспертналадка» лидером в среднесрочной перспективе.
До проведения мероприятий по повышению конкурентоспособности, все 3 компании занимали относительно равную долю на рынке
К 2020 году ООО СМНП «Экспертналадка» должна занять 40,8% рынка услуг, в то время как основные конкуренты ООО ПКП «Сервисгоршмаш» 29,3% и ООО «Горные машины» 29,9%, что наглядно отражает повышение конкурентоспособности ООО СМНП «Экспертналадка»
1. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 320 с.: ил. Стр.
277-279)
2. Богомолова, И.П. Анализ формирования категории
конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов. Изд-во:»Финпресс», 2008.
3. Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник. / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2009. - 656 с. 334-335
4. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие - 2-е изд. / Ш.Ш. Магомедов.- М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 294 с.(16-17)
5. Мескон М. X.,. Альберт М. Основы менеджмента. / - М.: «Дело», 2010.
6. "Основы предпринимательского дела" под руководством и редакцией доктора экономических наук профессора Осипова Ю.М. Терминологический словарь-справочник М. 2009 «Экономика и жизнь».
7. О' Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О' Шонесси; пер. Д. О. Ямпольской. - СПб: Питер, 2012. - 864 с.: ил. 697-698
8. Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. Изд-во: Юрайт, 2012.
9. Г.В. Савицкая. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие /. - 6-О изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 284 с.
10. Дронов Р.И., Резник А.И., Бунина Е.М. Оценка финансового состояния предприятия. // Финансы. - 2001. - № 4 - 260 с.
11. Матанцева О.Ю., Матанцева И.В. Финансовая устойчивость организации и оценка ее стоимости // Аудиторские ведомости. - 2004. - №9 -305 с.
12. Бухгалтерский баланс ООО СМНП «Экспертналадка» за 2014 год
13. Отчёт о финансовых результатах ООО СМНП «Экспертналадка» за 2014 год
14. Сttps://m.аТФТpoНТк.шrp/аТФТ/Koнкypeнтнaя среда
15. http://www.expert-naladka.ru