ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ЛАНДШАФТА НА ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2018 ГОДУ)
|
Введение 3
I Электоральный ландшафт и система губернаторских выборов в России . 6
1.1 Определение электорального ландшафта как формы отражения
электоральных предпочтений граждан 6
1.2 Этапы формирования системы выборов губернаторов 9
II Анализ истории, факторов и сравнительные характеристики
губернаторских выборов в Красноярском крае и Республике Хакасия 24
2.1 Экономическое и политическое положение Красноярского края в
предвыборный год 24
2.2 Анализ участия и роли Александра Усса в системе власти в
Красноярском крае. Развитие Александра Усса как политика в период между губернаторскими выборами 2002 и 2018 годами 29
2.3 Описание выборов губернатора Красноярского края в 2018 году ... 45
2.4 Социально-экономическое развитие Республики Хакасия в период
руководства регионом В.М. Зиминым 49
2.5 События и ход выборной кампании главы Республики Хакасия в
2018 году 54
III Компаративный анализ электорального ландшафта 84
3.1 Преимущества, инструменты и недостатки кандидатов, оказавшие
влияние на изменение электорального ландшафта Красноярского края и
Республики Хакасия в 2018 году 84
3.2 Критерии для анализа и сравнения электорального ландшафта в
Красноярском крае и Республике Хакасия 93
Заключение 100
Список использованных источников 105
Приложения 126
I Электоральный ландшафт и система губернаторских выборов в России . 6
1.1 Определение электорального ландшафта как формы отражения
электоральных предпочтений граждан 6
1.2 Этапы формирования системы выборов губернаторов 9
II Анализ истории, факторов и сравнительные характеристики
губернаторских выборов в Красноярском крае и Республике Хакасия 24
2.1 Экономическое и политическое положение Красноярского края в
предвыборный год 24
2.2 Анализ участия и роли Александра Усса в системе власти в
Красноярском крае. Развитие Александра Усса как политика в период между губернаторскими выборами 2002 и 2018 годами 29
2.3 Описание выборов губернатора Красноярского края в 2018 году ... 45
2.4 Социально-экономическое развитие Республики Хакасия в период
руководства регионом В.М. Зиминым 49
2.5 События и ход выборной кампании главы Республики Хакасия в
2018 году 54
III Компаративный анализ электорального ландшафта 84
3.1 Преимущества, инструменты и недостатки кандидатов, оказавшие
влияние на изменение электорального ландшафта Красноярского края и
Республики Хакасия в 2018 году 84
3.2 Критерии для анализа и сравнения электорального ландшафта в
Красноярском крае и Республике Хакасия 93
Заключение 100
Список использованных источников 105
Приложения 126
После победы на губернаторских выборах во Владимирской области, Хабаровском крае и Республике Хакасия 9 сентября 2018 года кандидатов от оппозиции монополия правящей партии «Единая Россия» в электоральной структуре на региональном уровне дала «сбой». Это произошло во многом из-за феномена «протестного голосования» и как следствие оно привело к трансформации электоральной структуры, которая продолжается по настоящее время. Данную проблему изучали эксперты: Наталья Зубаревич, Александр Кынев, Николай Петров, Кирилл Рогов, Сергей Шпилькин в анализе региональных выборов 2018 года озаглавленном «Стресс-тест на пол-России. Технологии электорального доминирования и их ограничения» . В данном анализе выборов 2018 года исследовалась технология электорального доминирования, суть которой заключается в ограничении доступа к выборам сильных кандидатов. В содержании работы утверждается, что технологий электорального доминирования несколько, к ним относятся технология, когда к выборам допускаются заведомо слабые конкуренты в противовес одному кандидату, обладающему лояльностью власти, возможностями для мобилизации материальных и административных ресурсов на момент выборов; фальсификации выборов; «покупка лояльности».
Помимо технологий электорального доминирования, профессор Наталья Зубаревич выделила влияние двух главных социальноэкономических факторов, оказавших влияние на изменение электоральной структуры на выборах 2018 года. Это повышение пенсионного возраста и снижение реальных доходов населения на 10% за 2014-2017гг. Данный анализ выборов 2018 года направлен на объяснение эскалации протеста, который привёл к феномену протестного голосования и победе кандидатов не от «партии власти». Однако, данный анализ даёт общероссийскую характеристику изменения электоральной структуры регионов в 2018 году, но не даёт подробной характеристики электоральной системы до влияния эффекта «протестного голосования». Ведь данный «сбой» показал не только протестные настроения граждан, но и коренные различия электоральной системы регионов, которые могут иметь схожие экосистемы, общие границы и общую историю существования в рамках одного региона, однако при этом разную электоральную структуру. В качестве примера были взяты регионы, подпадающие под эти характеристики - Красноярский край и Республика Хакасия, некогда существовавшие в рамках одного региона, а ныне являющимися крайне отличимыми друг от друга субъектами в плане электоральной структуры. Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения трансформации электоральной системы, вызванной протестным голосованием 2018 года и как она повлияла на изменение электоральной структуры регионов для дальнейшего прогнозирования изменения электоральной структуры регионов на будущих региональных выборах.
Объектом исследования выступают губернаторские выборы Красноярского края и Республики Хакасия в 2018 году. Предмет исследования заключается во влиянии электорального ландшафта на результат губернаторских выборов 2018 года.
В качестве метода был выбран сравнительный анализ, так как необходимо изучать крайне разные по электоральной структуре регионы для выявления их различий или схожести для того, чтобы выявить различие в воздействии эффекта «протестного голосования» и других признаков на разные регионы.
...
Помимо технологий электорального доминирования, профессор Наталья Зубаревич выделила влияние двух главных социальноэкономических факторов, оказавших влияние на изменение электоральной структуры на выборах 2018 года. Это повышение пенсионного возраста и снижение реальных доходов населения на 10% за 2014-2017гг. Данный анализ выборов 2018 года направлен на объяснение эскалации протеста, который привёл к феномену протестного голосования и победе кандидатов не от «партии власти». Однако, данный анализ даёт общероссийскую характеристику изменения электоральной структуры регионов в 2018 году, но не даёт подробной характеристики электоральной системы до влияния эффекта «протестного голосования». Ведь данный «сбой» показал не только протестные настроения граждан, но и коренные различия электоральной системы регионов, которые могут иметь схожие экосистемы, общие границы и общую историю существования в рамках одного региона, однако при этом разную электоральную структуру. В качестве примера были взяты регионы, подпадающие под эти характеристики - Красноярский край и Республика Хакасия, некогда существовавшие в рамках одного региона, а ныне являющимися крайне отличимыми друг от друга субъектами в плане электоральной структуры. Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения трансформации электоральной системы, вызванной протестным голосованием 2018 года и как она повлияла на изменение электоральной структуры регионов для дальнейшего прогнозирования изменения электоральной структуры регионов на будущих региональных выборах.
Объектом исследования выступают губернаторские выборы Красноярского края и Республики Хакасия в 2018 году. Предмет исследования заключается во влиянии электорального ландшафта на результат губернаторских выборов 2018 года.
В качестве метода был выбран сравнительный анализ, так как необходимо изучать крайне разные по электоральной структуре регионы для выявления их различий или схожести для того, чтобы выявить различие в воздействии эффекта «протестного голосования» и других признаков на разные регионы.
...
В ходе проведённого исследования были выполнены следующие задачи:
1) Было дано определение электорального ландшафта - это совокупность политических предпочтений граждан, проживающих на конкретной территории, в основном состоящий из электоральных предпочтений населения и электорального поведения населения. Также были выделены 5 критериев которые оказывают воздействие на изменение электорального ландшафта: занятость населения в определённой экономической отрасли; социально-экономическое положение региона; общегосударственная повестка; административные ресурсы; лояльность финансово-промышленных групп.
2) Была исследована и описана хронология развития системы выборов глав субъектов РФ. Отражены изменения системы выборов глав субъектов РФ, характеризующиеся усилением вертикали власти в период с 2004 по 2018 года, по сравнению с периодом 1991-2004 года.
3) Было описано состояние экономического развития Красноярского края и Республики Хакасия в предвыборный период. На основе статистических данных и экономических показателей сделан вывод, что Красноярский край является экономически более развитым регионом, чем Республика Хакасия.
4) Были изучены группы влияния в регионах и даны выводы, что в Красноярском крае, в отличие от Республики Хакасия, сильное влияние на политику имеют различные (иногда конфликтующие между собой) финансово-промышленные группы.
5) Были исследованы выборы главы Красноярского края в 2018 году и сделаны выводы, что голосование прошло по сценарию назначения врио губернатором кандидатуры от партии власти, дальнейшее участие этого кандидата в выборах и его победа, закрепляющая и легитимизирующая данную кандидатуру от партии власти на должности главы Красноярского края.
6) Были исследованы выборы главы Республики Хакасия в 2018 году и сделаны выводы, что сценарий с назначением врио губернатором кандидатуры от партии власти реализовать не удалось из-за антирейтинга кандидата от партии власти и дальнейшими ошибками по использованию административных ресурсов.
7) Были выявлены преимущества у победивших кандидатов. В Красноярском крае у кандидата от партии «Единая Россия» Александра Усса были преимущества в виде его назначения врио губернатором; председательстве в региональном Законодательном собрании; поддержке местных коммунистов; поддержке президента; отсутствие конфликтогенности с ФПГ. В Республике Хакасия победивший кандидат от партии КПРФ Валентин Коновалов обладал следующими преимуществами: влияние протестного голосование; ухудшающееся положение в Республике за время работы предыдущего губернатора - главного оппонента от партии власти; победное положение при участии в теледебатах.
8) Был проведён сравнительный анализ по признакам, влияющим на электоральный ландшафт, в ходе которого было выявлено, что на изменение электорального ландшафта Красноярского края оказывает влияние общегосударственная повестка и ФПГ. Электоральный ландшафт Красноярского края остался в 2018 году неопределённым и пассивным. На влияние электорального ландшафта Республики Хакасия оказали воздействие следующие критерии: занятость населения в определённой экономической отрасли; социально-экономическое положение региона; общегосударственная повестка. Эти критерии привели к изменению электорального ландшафта региона.
...
1) Было дано определение электорального ландшафта - это совокупность политических предпочтений граждан, проживающих на конкретной территории, в основном состоящий из электоральных предпочтений населения и электорального поведения населения. Также были выделены 5 критериев которые оказывают воздействие на изменение электорального ландшафта: занятость населения в определённой экономической отрасли; социально-экономическое положение региона; общегосударственная повестка; административные ресурсы; лояльность финансово-промышленных групп.
2) Была исследована и описана хронология развития системы выборов глав субъектов РФ. Отражены изменения системы выборов глав субъектов РФ, характеризующиеся усилением вертикали власти в период с 2004 по 2018 года, по сравнению с периодом 1991-2004 года.
3) Было описано состояние экономического развития Красноярского края и Республики Хакасия в предвыборный период. На основе статистических данных и экономических показателей сделан вывод, что Красноярский край является экономически более развитым регионом, чем Республика Хакасия.
4) Были изучены группы влияния в регионах и даны выводы, что в Красноярском крае, в отличие от Республики Хакасия, сильное влияние на политику имеют различные (иногда конфликтующие между собой) финансово-промышленные группы.
5) Были исследованы выборы главы Красноярского края в 2018 году и сделаны выводы, что голосование прошло по сценарию назначения врио губернатором кандидатуры от партии власти, дальнейшее участие этого кандидата в выборах и его победа, закрепляющая и легитимизирующая данную кандидатуру от партии власти на должности главы Красноярского края.
6) Были исследованы выборы главы Республики Хакасия в 2018 году и сделаны выводы, что сценарий с назначением врио губернатором кандидатуры от партии власти реализовать не удалось из-за антирейтинга кандидата от партии власти и дальнейшими ошибками по использованию административных ресурсов.
7) Были выявлены преимущества у победивших кандидатов. В Красноярском крае у кандидата от партии «Единая Россия» Александра Усса были преимущества в виде его назначения врио губернатором; председательстве в региональном Законодательном собрании; поддержке местных коммунистов; поддержке президента; отсутствие конфликтогенности с ФПГ. В Республике Хакасия победивший кандидат от партии КПРФ Валентин Коновалов обладал следующими преимуществами: влияние протестного голосование; ухудшающееся положение в Республике за время работы предыдущего губернатора - главного оппонента от партии власти; победное положение при участии в теледебатах.
8) Был проведён сравнительный анализ по признакам, влияющим на электоральный ландшафт, в ходе которого было выявлено, что на изменение электорального ландшафта Красноярского края оказывает влияние общегосударственная повестка и ФПГ. Электоральный ландшафт Красноярского края остался в 2018 году неопределённым и пассивным. На влияние электорального ландшафта Республики Хакасия оказали воздействие следующие критерии: занятость населения в определённой экономической отрасли; социально-экономическое положение региона; общегосударственная повестка. Эти критерии привели к изменению электорального ландшафта региона.
...





