Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ МАТЕРИ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №159506

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования влияния тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие тревожность 5
1.2. Понятие страх 15
1.3. Влияние тревожности матери на проявление страхов у ребенка 31
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Исследование тревожности матерей, воспитывающих детей старшего
дошкольного возраста 34
2.3. Исследование проявления страхов у детей старшего дошкольного
возраста 35
2.4. Выявление специфики влияния тревожности матери на проявление
страхов у ребенка старшего дошкольного возраста 38
2.5. Направления и содержание психолого-педагогической работы с
родителями, направленной на преодоление страхов детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Библиографический список 45
Приложения 47

В настоящее время проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. По данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в РФ» за 2003-2006 годы, количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в нозологической форме, увеличивается. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло .
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей. Именно тревожность, как отличают многие исследователи и психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращения в психологическую службу образования .
В психологии зарубежных стран проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме недостаточно полны и носят разрозненный характер. Рассмотрение причин появления и фиксации тревожности у детей в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды, представляется актуальным и соответствующим задачам теории и практики психологии развития .
Указанные положения делают тему исследования актуальной и практически значимой.
Цель исследования: изучить влияние тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу о детской тревожности и страхах;
2) Рассмотреть понятия «страх», «тревожность» в педагогике и психологии;
3) Выявить теоретические аспекты влияния тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста;
4) Подобрать методики диагностики страхов у детей; тревожности матерей.
Объектом исследования являются - страхи ребенка, тревожность матери.
Предметом исследования определено влияние тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: предполагается, что тревожность матери влияет на возникновение страхов у ребенка старшего дошкольного возраста, при этом, при выраженной личностной тревожности у матери количество страхов, проявляющихся у детей, больше, чем при выраженной ситуативной материнской тревожности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, психодиагностика.
Методики психодиагностики:
1. А.И. Захаров и М.А. Панфилова «Страхи в домиках»
2. Тест Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханин для определения личностной и ситуативной тревожности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.
Известно, что семья является главным инструментом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа родительско-детских отношений невозможно целостное понимание развития личности. Тем не менее, без внимания оставлен вопрос об участия родительского отношения к часто болеющему ребенку в формировании его личности, и возможности коррекции детской тревожности путем оптимизации родительско-детских отношений .
В ходе работы нами решены задачи:
^Проанализирована научная литература о детской тревожности и страхах;
2. Рассмотренны понятия «страх», «тревожность» в педагогике и психологии;
3. Выявлены теоретические аспекты влияния тревожности матери на проявление страхов у ребенка старшего дошкольного возраста;
4. Подобраны методики диагностики страхов у детей; тревожности матерей.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: Тревожность матери влияет на возникновение страхов у ребенка старшего дошкольного возраста.


1. Блюм, Дж. Психоаналитические теории личности/Дж.Блюм; -М.: Академический Проект; Культура, 2009. -222с.
2. Дубовик Е.Ю. Особенности проявления тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик // Молодежь и наука 21 века: По материалам пятой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 68 - 70 (0,13 п.л.).
3. Дубовик Е.Ю. Особенности проявления тревожности в детско- родительских взаимоотношениях соматически больного ребенка дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик // Научный ежегодник КГПУ им. В.П. Астафьева. - Выпуск.4. - Т. 2. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. - С. 24 - 27 (0,4 п.л.).
4. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик, Чекрякова // Развитие личности больного ребенка: Сборник статей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 29 - 38 (70% личного участия), (0,16 п.л.).
5. Дубовик Е.Ю. Особенности социальной ситуации развития часто болеющих детей дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик, Г.Г. Вылегжанина // Социальные, медико-биологические, гигиенические аспекты здоровья человека: Сборник статей второй всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2004. - С. 95 - 97 (50% личного участия), (0,15 п.л.).
6. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка дошкольного возраста / Е.Ю. Дубовик, Чекрякова // Развитие личности больного ребенка: Сборник статей. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - С. 29 - 38 (70% личного участия), (0,16 п.л.).
7. Дерманова И.Б.Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С.19-28.
8. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности. СПб., 2009. 198 с
9. Кэррол Э.И. Психология эмоций. СПб.: «Питер», 2007. — 327 с.
10. Кравцова А.М. Полная энциклопедия воспитания. Все, что следует знать родителям о детях; АСТ 2009
11. Мэй Р. Смысл тревоги. М., «Класс», 2001.
12. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 608 с.
13. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с
14. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности; Ж. «Психологическая наука и образование» 2008, №2.
15. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб., 2001.
... всего 25 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ