Введение
Глава I. Декоративно-прикладное творчество как средство развития 6 творческих способностей учащихся
1.1. Понятие «Творчество» и «Творческий потенциал» 6
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования и 14
развития творческих способностей учащихся 5-8 классов.
1.3. Анализ программ обучения по технологии учащихся 5-8 24
классов СОШ.
1.4. Техника скульптурный текстиль, как основа развития 39
творческих способностей учащихся
48
Глава II. Кружок «Волшебная иголочка»
2.1. Технология изготовления изделия в технике «скульптурный 48 текстиль»
2.2. Методы и способы развития творческих способностей через 53 кружковую работу
2.3. Организация практической деятельности по освоению 62 техники «скульптурный текстиль» в кружке ««Волшебная иголочка»
2.4. Учебная программа кружка «Волшебная иголочка» 68
Заключение 72
Библиографический список 74
Приложение 1 75
Приложение 2 77
Приложение 3 79
Приложение 4 80
Приложение 5 81
Приложение 6 82
Актуальность темы исследования обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущая роль принадлежит человеческому фактору, т.е. личности, способной жить и успешно работать в условиях современного общества и экономики, опирающейся на общественно признанные национальные и мировые ценности.
Формирование творческой личности - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Центральное место в формировании творческих способностей занимает личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.
Творческое и эстетическое и воспитание неразрывны в жизни. Эстетическое воздействие на формирование сознания человека не ограничивается сферой литературы, искусства, как бы ни были совершенными их произведения. Большую часть жизни люди проводят в труде. Воспитание отношения к труду опирается на качественно новые условия производства взаимоотношения в коллективе.
Многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и творческого подхода к любой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей».
Таким образом, актуальность темы исследования определила тему исследования: «Развитие декоративно - прикладной творческой деятельности учащихся 5-8 классов».
Объект исследования: внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей школьников в кружковой работе.
Цель исследования: обосновать и реализовать работу кружка «Волшебная иголочка».
Цель исследования, предмет и объект определили следующие задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования и развития творческих способностей учащихся 5-8 классов.
2. Выявить механизмы развития творческих способностей в технике «скульптурный текстиль».
3. Выявить организационные требования к формированию кружковой деятельности учащихся 5-8 классов.
4. Организовать внеурочную деятельность школьников в кружковой
работе «Волшебная иголочка».
Практическая значимость исследования: материалы
исследовательской работы и программа кружка «Волшебная иголочка» могут быть использованы в практике работы учителями технологии и педагогами дополнительного образования направления ДПИ.
База исследования: МБОУ Чулымская СОШ, Красноярский край, Балахтинский район, пос. Чистое Поле.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, библиографического списка.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы использовались психолого-педагогическая, научная и методическая литература, а также результаты педагогической практики.
В работе раскрыты психологические аспекты развития творческих способностей на основе анализа психолого-педагогической литературы, которые заключаются в следующем:
Отдельное внимание в работе уделено педагогическим основам развития творческих способностей через внеклассную деятельность, в частности через организацию кружковой деятельности.
При организации кружка «Волшебная иголочка» использовались результаты педагогической практики. Представлена пояснительная записка и тематический план кружка. Приведено содержание разработанного мастер - класса по изготовлению куклы в технике «Скульптурный текстиль», организации практической деятельности учащихся на занятиях в кружке «Волшебная иголочка».
При постановке задач мы ставили перед собой цель: обосновать и реализовать работу кружка «Волшебная иголочка». Выбрали кружковую деятельность как наиболее предпочтительную форму проведения внеклассных занятий по технологии и изучили виды деятельности в ней. Разработали программу обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии, направленную на развитие их творческих способностей. Наблюдения показали, что уровень развития творческих способностей учащихся возрос. Следовательно, мы достигли главной поставленной цели квалификационной работы - разработали программу обучения в кружке подростков в процессе кружковой деятельности по предмету Технология, способствует развитию творческих способностей учащихся
общеобразовательных учреждений.
Веретенникова Л.К. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/Журнал,выпуск№ 1 / 2010, с.156
2 Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.
• 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 317 с. - (Стандарты второго
поколения)].
3 Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.-М.: Просвещение, 1975
4 Концепция духовно- нравственного развития и воспитания школьников- М.: 2010
5 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991 ,с.8
6 Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2002.
7 Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ.- СПб.:СПбГУПМ,2001.
8 Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2001. - 346 с.
9. Методика трудового обучения с практикумом. / Под ред. Тхоржевского Д.А. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
10. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских / Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М.: Союз, 1957. - 368 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
• Изд. 2-е. - М.: Союз, 1953. - 350 с.
14. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Союз, 1959. - 331 с.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Союз, 1973. - 379 с.
... всего 30 источников