Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКТА ЧЕК-ЛИСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ

Работа №159501

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы107
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 4
1.1. Сущность оценочной деятельности 6
1.2. Дидактические возможности формирующего оценивания 14
1.3. Инструменты формирующего оценивания в начальной школе 19
Выводы по первой главе 24
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
2.1. Выявление актуального уровня развития формирующего оценивания у
четвероклассников 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3. Разработка комплекса чек-листов, направленных на изменение уровня
формирующего оценивания у обучающихся 4 класса на уроках русского языка 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЯ 52
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 66
Приложение Г 67
Приложение Д 71

Процесс оценивания результатов деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в целом. Предполагается, что оценивание должно не только подвести итог достигнутого обучающимися результата, оно должно стать такой отправной точкой, за которой идет качественное развитие и выход на абсолютно новый уровень образования.
Традиционная система оценивания в школе не стимулирует учащихся внутренне для успешной учебной активности, так как она является всего лишь внешним фактором и часто навязывается ученикам. Чтобы оценка способствовала развитию внутренней мотивации, ее следует переосмыслить, перенося акцент с внешних факторов на внутренние побуждения в процессе познания. Возможно это только при развитии навыков самооценки у самих обучающихся. Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повышения учебных достижений обучающихся. Исходя из этого, оценивание должно не просто выявлять недостатки, оно должно перейти в механизм, с помощью которого можно обеспечить непрерывный процесс, направленный на улучшение качества образования, а также давать конструктивно-значимую обратную связь как для учителя, так и для обучающегося.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена: во -первых, введением нового Федерального государственного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) в образовательный процесс в начальной школе и поиском новых подходов к оцениванию образовательных результатов, во-вторых, дефицитом информационных источников по практике внедрения элементов формирующего оценивания на уроках в начальной школе.
Изучению оценивания в ходе школьного обучения посвящен целый ряд работ. Проблема использования формирующего оценивания в
образовательном процессе и ее теоретическое обоснование рассматривались зарубежными учеными P. Black, L. Shepard, D. Wiliam, методологические основы формирующего оценивания в отечественной образовательной практике определены Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, принципы формирующего оценивания сформулированы М.А. Пинской, прикладные стороны формирующего оценивания рассмотрены А.Б. Воронцовым, Е.Г. Бойцовой, О.Н. Крыловой, влияние формирующего оценивания на стимулирование школьников к обучению изучались Л.В. Вилковой и Е.К. Михайловой.
В работах исследователей постулируются следующие положения: 1) оценка - мощный мотивационный компонент обучения, способствующий развитию и улучшению результатов учебной деятельности; 2) верно организованное оценивание позволяет сформировать у обучающихся умение осуществлять анализ причин неудач в ходе выполнения определенной деятельности; развивающее оценивание требует создания необходимых условий для организации особого характера сотрудничества (учитель - ученик; ученик - ученик), который должен строиться на взаимоуважении, доверии, эмоциональной безопасности; 4) оценка - средство объективации собственных изменений, способствующая становлению
дифференцированной, адекватной и рефлексивной личностной самооценки.
Все вышесказанное определило тему исследования: «Возможности
использования комплекта чек-листов для развития формирующего оценивания в процессе обучения русскому языку четвероклассников».
Цель исследования: на основе результатов констатирующего эксперимента разработать комплект чек-листов, направленный на развитие формирующего оценивания у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития формирующего оценивания у обучающихся 4 класса на уроках русского языка.
Предмет исследования: актуальный уровень формирующего
оценивания у обучающихся 4 класса и способы его изменения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у обучающихся преобладает средний уровень формирующего оценивания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Описать теоретические основы особенностей формирующего оценивания у младших школьников.
3. Выявить актуальный уровень развития формирующего оценивания у младших школьников.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
5. Разработать комплект чек-листов, направленный на развитие формирующего оценивания у четвероклассников.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система оценивания - постоянный процесс. Характер этапа обучения определяет применение двух видов оценивания: стандартное оценивание (суммирующее, итоговое) и формирующее оценивание (текущее, диагностическое, внутреннее). Стандартные оценка и отметка - средство определения и объема изученного и усвоенного материала за определенный период.
Применение формирующего оценивания осуществляется для получения информации о текущем состоянии с целью определения ближайших шагов для определения перспективы (корректировка методов, приемов, форм обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося и пр.), в дальнейшем позволяющей улучшить понимание изучаемого материала школьниками, улучшить работу учителя по устранению недочетов. Такое оценивание с учетом «внешней оценки» (оценивание обучающегося учителем) включает и «внутреннюю» оценку в виде самооценки, взвимооценки и комбинированной оценки. Такой подход способствует не только количественному улучшению результатов, но и их качественному изменению
В ходе реализации технологии формирующего оценивания необходимо учитывать следующие условия: 1) активное вовлечение школьников в учебный процесс; 2) полученные результаты оценивания должны использоваться для корректировки процесса обучения (форм, средств, методов, приемов и пр.); 3) установление «обратной связи», позволяющей иметь актуальную информацию об уровне достижений учащихся.
В ходе использования формирующего оценивания учитель должен знать и целенаправленно использовать различные приемы данной технологии. Их выбор обусловлен степенью подготовленности коллектива обучающихся, темой и типом урока и прочими факторами. Только в этом случае систематического использования конкретных техник позволит получить качественные результаты обучения.
Использование приемов формирующего оценивания позволяет обучающемуся адекватно оценивать свои результаты. В этом случае решаются некоторые проблемы, связанные с оцениванием. В частности, в этом случае снимается проблема справедливости выставленных отметок.
Рассматривая формы оценки достижений на уроках русского языка, мы отметили, что в практике работы школы используются различные формы оценивания достижений школьников - диктанты, контрольные работы диагностические карточки, листы достижений, листы самоконтроля и др. Мы считаем, что формирующее оценивание в большей степени оказывает эффект в повышении учебных достижений обучающегося. Подобное оценивание позволяет сократить положение между наиболее успешными обучающимися и теми, у кого возникли определенные трудности в обучении. Использование формирующих методов оценивания в учебной деятельности обучающихся станет одним из немаловажных способов достижения образовательных результатов в условиях нового стандарта.
Целью нашего исследования было практически оценить и проанализировать уровень сформированности оценивания у младших школьников. Анализируя полученные результаты, мы сделали следующие выводы.
В 4 классе формирующее оценивание в целом развито на среднем уровне у большей части класса - 86 %. Это связано с тем, что систематически не осуществляется формирующее оценивание. Ученики еще не до конца понимают и соотносят полученные знания и способы действий с ними, то есть не могут в полной мере провести анализ собственной учебной деятельности.
Для формирования у младших школьников способности оценивать свои учебные действия необходимо создавать педагогические условия для усвоения содержания компонентов формирующего оценивания.
Для коррекции и повышения уровня развития умения учиться предлагается использовать различные инструменты формирующего оценивания: «портфолио», «лист для обратной связи» или «карточки самооценки ученика» и т.д. Из всего сказанного можно сделать вывод, что эти подходы к оценке позволяют не только изучить уровень знаний, но и стимулируют развитие мыслительных способностей у учащихся.
Таким образом, формирующее оценивание является более прогрессивным по сравнению с классическим оцениванием, что позволяет отслеживать текущее состояние (в настоящем времени) знаний у каждого ученика. Благодаря чему учитель может не только осуществлять более эффективный их контроль, но и совершенствовать педагогический процесс. У обучающихся не будет возникать трудностей с обращением к собственному опыту, интерес к материалу и собственной учебной деятельности у младших школьников будет регулярно активизирован, а взаимодействие между участниками образовательного процесса будет доступнее, что не может не сказаться на формировании личности обучающегося, его социализации и вовлеченности в собственное обучение.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. 4-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 2021. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 20.07.2023)
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. Москва: Просвещение, 2004. - С. 345
3. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И.В. Андреева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С. 21-24.
4. Арзыева В. В., Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся // Первое сентября (открытый урок) 2019г. URL: file:///Users/mac/Downloads/batischeva-vkr- ebs.pdf
5. Арсентьева Л. В., Баранова Н. Б., Березяк Э. А. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие: [16+] /; под общ. ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой Санкт-Петербург: КАРО, 2020. 158 с.
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г Асмолова. М.: Просвещение, 2008. -151 с.
7. Берцфаи Л. В. Специфика учебного действия контроля //Вопросы психологии - 1987, - №4 - с. 55 - 60.
8. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка [Текст] / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 2001. - 226 с.
9. Бородкина Н. В. Формирующее оценивание в школе: Учебное пособие / Н. В. Бородкина, О. В. Тихонова. - Ярославль, 2015.
10. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001. - 307с.
11. Брославская Т. Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 605-608. — URL https://moluch.ru/archive/93/20554/
12. Бойкина, М. В. Контроль и оценка результатов обучения в
начальной школе: методическое пособие: / М. В. Бойкина, Ю. И. Глаголева. Санкт-Петербург: КАРО, 2018. 128 с.: ил., табл. (Петербургский вектор
внедрения ФГОС НОО). Режим доступа: по подписке.
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=610714 (дата обращения: 22.08.2023).
13. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе 2014. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanieobrazovatelnyh- rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoyshkole
14. Варченко, Е.И. Основные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по стандартам второго поколения // Молодой ученый. 2013. №2. С. 33-35
15. Веккессер М.В. Использование приемов формирующего оценивания в преподавании дисциплин филологического цикла в вузе и школе / М.В. Веккессер, Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева, И.А. Славкина // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2020. № 11 (20). С. 129-137.
... всего 68 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ