Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития 6
логических универсальных учебных действий у младших школьников.
1. 1. Сущность понятий: «универсальные учебные действия», 6
«логические действия», их характеристика.
1. 2. Особенности развития логических универсальных учебных 11
действий.
1.3. Проблемные задания и их роль в развитии логических
18 действий у младших школьников.
Выводы по I главе
Глава II. Опытно- экспериментальная работа по выявлению 25
особенностей развития логических универсальных учебных действий у третьиклассников.
2.1.Выявление актуального уровня развития логических 25
действий у учащихся 3 класса.
2. 2. Анализ констатирующего эксперимента. 29
2. 3. Программа развития логических действий у учащихся 3 класса на уроках русского языка посредством проблемных 34
заданий.
Выводы по II главе 47
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение А 56
Приложение Б 67
Приложение В 68
В сознании современного общества происходит переход от понимания социального предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится формирование у учащихся возможности без помощи учителя ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Проблема развития логических УУД в начальной школе - одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Основной способ ее решения - поэтапное развитие логических УУД. Ведущая роль в этом принадлежит учителю,который может организовать работу с обучающими средствами, направленными на развития логических УУД, на уроках русского языка. Концепция универсальных учебных действий, созданная коллективом авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Молчанов,Н.Г) . Существует концепция развития
универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева,Д.Б. Эльконина).В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. У данных авторов существует, свой профессиональный взгляд на данную проблему, которую авторы статьи старались уже отразить в предыдущих научных статьях . Так же важным аспектом, определяющим развитие логических УУД у младших школьников является формирование умения учиться. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова С.Л. Рубинштейн и др.). Они сделали вывод о том, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общеучебными умения обеспечивающими самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у обучающихся развиваются логически универсальные учебные действия. Работа с текстом открывает возможности для развития логических действий: анализа, сравнения, установление
причинно-следственных связей.
Актуальность исследования: Развитие личности всистеме
обеспечивается прежде всего через развитие логических учебных действий, которые являются инвариан тной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися логических
учебных действий, создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая
организацию усвоения, т. е. умения учиться все это определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования в разделе «требования к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования» где указывается, что «в результате освоения базовой программы, дети должны овладеть такими качествами как
логических универсальные учебные действия» .
Цель исследования: на основе результатов констатирующего
эксперимента разработать программу уроков, направленную для развития логических универсальных учебных действий у третьеклассников.
Объект исследования: процесс развития логических универсальных учебных действий у третьеклассников на уроках русского языка.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников и способы для их развития на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: логические универсальные учебные действия характеризуются низким уровнем развития по параметрам: выделение
существенных признаков, аналитике- синтетическая деятельность, средним уровнем развития по параметрам: выбор основания критерий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки
рассуждений.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития логических УУД у учащихся 3 класса.
3 .Проанализировать результатов констатирующего эксперимента.
4. Разработать программу уроков с проблемными заданиями , направленных на развитие логических УУД у учащихся 3 класса.
База исследования: МБОУ «№6» г Ачинск.
Проблема развития логических УУД обучающихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической литературы. С одной стороны она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на обучающихся, способных к полноценной
самореализации, самостоятельному добыванию знаний и
эффективному осуществлению различного рода деятельности, показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования действий школьников.Анализ работы учителей дал возможность установить, что педагоги уделяют внимание развитию логических УУД в рамках
предмета «Русский язык», но данная работа не всегда носит системный характер. Внедрение в учебный процесс проблемных заданий позволяет повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и
индивидуальной работы учащихся. Уроки с применением приемов проблемных заданий имеют четко сформированные обучающие,
развивающие, воспитательные цели и выраженную развивающую направленность.
Таким образом, проведение уроков русского языка с использованием проблемных заданий в начальной школе способствует развитию логических УУД у учащихся 3 класса. В период опытноэкспериментальной работы учащиеся научились: 1) осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;2) структурировать знания;3) оценивать процесс и результаты деятельности;4) преобразовывать информацию в модель, где выделены существенные характеристики членов предложения. В ходе опытноэкспериментальной работы решены поставленные задачи, достигнута цель. Таким образом, приемы проблемных заданий имеют
практическую значимость в теоретическом и
методическом обучении.
В настоящее время педагогические вопросы обучения детей младшего школьного возраста с помощью технологии проблемного обучения
широко освещаются в научном мире. Однако данная технология не
новое педагогическое явление. Применение технологии
проблемного обучения изучалась как зарубежными, так и отечественными учеными. Российские педагоги и психологи рассматривали проблемное обучение с середины прошлого столетия. В теоретических положениях данная технология определена как способность «добывать» знания самостоятельно. На данном этапе времени проблемное обучения понимается как, специальное создание проблемных ситуаций, безусловно, под руководством педагога, в которых в результате обучающиеся
самостоятельно овладевают новыми знаниями, умениями и навыками посредством творческого решения теоретических и практических задач. Человеку в современном обществе необходимо постоянно учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию, анализировать ее и применять в конкретной ситуации. Поэтому сегодня в приоритете у учителя стоит научить учащихся умению учиться, а также самостоятельно находить и постигать новые знания. Но для того чтобы достичь данной цели, необходимым условием является формирование системы
универсальных учебных действий(УУД).
Универсальные учебные действия представляют собой базовый элемент умения учиться, обеспечивающий способность школьника, как субъекта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция УУД
построена на базе системно-деятельностного
подхода, который предусматривает эффективное использование
технологию проблемного обучения. Именно такая форма организации учебно-воспитательно процесса придает обучению поисковую, исследовательскую и интерактивную направленность. Внедрение
проблемной ситуации на уроке в начальной школе позволяет младшим
школьникам перевоплотиться в активных
процесса, которые с интересом осваивают новые знания, ищут пути
решения проблемной ситуации, самостоятельно применяют полученные знания на практике, анализируют и
высказывают свои предположения.
На базе изученной теоретической литературы мы можем сказать, что активное использование проблемного метода обучения в начальной
школе способствует развитию логических УУД у младших школьников
1. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у
учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И. В.
Андреева // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / под редакцией Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. 3-е изд. М., Просвещение, 2011. - 370 с.
3. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова
4. Афанасьева О.Б. Формирование универсальных учебных действий // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
5. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе: учеб. пособие / Ю.К Бабанский. - Моска : Просвещение, 2009 г.- 259 с. - Текст : непосредственный.
6. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа», 2012, №7-с 16
7. Бордовская Н.В. Педагогика - СПБ., 2010
8. Брызгалова С.И. «Проблемное обучение в начальной школе. Учебное пособие», Калининград, 2006.
9. Володарская, И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / И. А. Володарская, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 104-110. - Текст : непосредственный.
10. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - №
5. - С. 33-40.
11. Горн Т.В. Технологии проблемного обучения как средство
формирования познавательных универсальных учебных действий
младших школьников.
12. Головин. С. Ю Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. — М.: АСТ, 2003. - 800 с
13. Давыдов, В. В. Определение мышления / В. В. Давыдов // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 2. - С. 3-16. - Текст : непосредственный.
14. Дубровина И. В. «Младший школьник. Развитие познавательных способностей». /И.В.Дубровина М.: Просвещение, 2007. -180с.
15. Житова Е.П. Методика преподавания русского языка: Учебно - методическое пособие для студентов и преподавателей педагогических колледжей». 2010. - 156 с.
... всего 54 источников