Введение 3
Глава 1. Обзор научно-методической литературы 6
1.1. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе образования 6
1.2. Компоненты и уровни сформированности патриотизма как качества
личности обучающегося 11
1.3. Военно-патриотическая игра, как форма патриотического воспитания 14
1.3.1. Воспитательные и образовательные возможности военнопатриотических игр 16
Глава 2. Объекты и методы исследования 23
2.1 Описание опытно-экспериментальной работы 23
2.2 Методы исследования 24
2.3 Описание военно-патриотической игры 27
2.4 Формирование патриотических ценностей на уроках ОБЖ 30
2.4.1 Технологические карты уроков, проводимых в экспериментальном
классе 31
Глава 3. Результаты исследования 40
3.1 Результаты анкетирования в начале эксперимента 40
3.4 Результаты военно-патриотической игры 44
3.4 Уровень сформированности патриотизма на конец эксперимента 50
Список используемых источников 54
Актуальность данной темы заключается в том, что патриотическое воспитание в современном обществе становится очень актуальным и значимым. Это связанно с резким снижением гражданственности и патриотизма после распада СССР, как у взрослого поколения, так и у молодежи. Быстро сменились ценности у людей, появилось желание строить карьеру, возросла жажда наживы. Приоритеты в жизни стали меняться: вместо создания крепкой, дружной семьи, люди направлены на карьерный рост, материальное обогащение, в противоположность духовно-нравственному. Что привело к необходимости в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики .
В результате 30.12.2015 гг. Правительством РФ было принято постановление № 1493 о государственной программе "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" . В постановлении говорится о необходимости вовлечения молодежи в систему патриотического воспитания, а также поиске современных форм, методов и средств воспитательной работы, для формирования патриотизма. Также отмечено, что одна из эффективных форм работы с обучающимися - это организация работы оборонно-спортивных лагерей, увеличение количества образовательных организаций, которые развивают у себя патриотические направления .
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание формирует и развивает социально значимые ценности, гражданственность и патриотизм в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях. Одна из частей патриотического воспитания это готовность юношей к военной, которая характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы. Однако, в настоящее время, по данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром», только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая . В нашей стране происходит физическая и духовная деградация граждан. По данным Г енерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к службе в армии, померкли такие понятия, как «воинская честь», «достоинство», «долг».
Патриотизм воспитывается с рождения в семье, развивается образовательной средой, учебными дисциплинами и внеурочной деятельностью . Одним из видом деятельности в общеобразовательном учреждении является военно-патриотическая игра. Военно-патриотические игра способствует подготовке обучающихся к службе в армии, воспитывает чувство патриотизма, сплачивает коллектив. В процессе игры, обучающиеся поддерживают друг друга, а также применяют на практике полученные на уроках безопасности жизнедеятельности знания.
Цель настоящего исследования - формирование патриотизма у обучающихся общеобразовательных организаций с помощью военнопатриотической игры.
Объект исследования - образовательный процесс в
общеобразовательной организации.
Предмет исследования - развитие патриотизма через участие в военнопатриотической игре.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме,
охарактеризовать военно-патриотические игры, используемые в
общеобразовательных организациях и изучить их роль в формировании патриотизма у обучающихся.
2. Разработать уроки, направленные на формирование патриотических ценностей у обучающихся 10 класса.
3. Спроектировать этапы военно-патриотической игры «Зарница», направленные на формирование патриотических ценностей у обучающихся 10 класса.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных уроков и военно-патриотической игры в формировании патриотических ценностей у обучающихся 10 классов.
Гипотеза - предполагается, что при применении разработанных уроков и активного привлечения обучающихся 10 класса к участию в военнопатриотической игре «Зарница», патриотическое воспитание будет более эффективным.
В результате исследования выявили что, для полноценного формирования патриотических ценностей у обучающихся необходима комплексная работа. Так, наше исследование показало, что проведение только военнопатриотических игр не позволяет достичь высокого результата в патриотическом воспитании обучающихся. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1. В общеобразовательных организациях одним из часто используемых способов патриотического воспитания, обучающихся являются военнопатриотические игры, которым отводится большая роль в формировании патриотических ценностей.
2. На начало эксперимента выявили, что у основной массы обучающихся: в контрольном классе - 77,8%, в экспериментальном - 73,9%, сформирован средний уровень гражданственности и патриотизма, который предполагает хорошие, но неполные знания об основных понятиях «патриотизма», эти знания не соотносятся с реальностью, не проявляются в суждениях обучающегося.
3. Разработаны уроки «Герои Советского Союза» и «Служба срочная - военная», а также спроектированы этапы военно-патриотической игры «Зарница» (Строевая подготовка, Гражданская оборона и Лабиринт, Шифровка), направленные на формирование патриотических ценностей, воспитание чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся 10 класса.
4. Анализ эффективности разработанных занятий (уроков и этапов военнопатриотической игры), показал, что в контрольном классе, где проводили только военно-патриотическую игру «Зарница», высокий уровень патриотизма выявлен у 2,1% обучающихся, средний - у 40,8%, в то время как в экспериментальном классе, где также были проведены уроки, высокий уровень сформированности патриотизма выявлен у 9,3% обучающихся, средний у 62,5%.