Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №159495

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие словарного запаса 5
1.2. Особенности словарного запаса детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Приёмы и способы обогащения словарного запаса младшего
школьника 17
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностическая работа по изучению актуального уровня словарного
запаса младшего школьника 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Дидактические игры, направленные на обогащение словарного запаса
младших школьников 38
Выводы по Главе 2 40
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение

Разнообразный и богатый словарный запас считается важным для успешного общения, глубокого понимания и широкого развития. Ограниченный словарный запас может ограничивать коммуникативные и познавательные возможности, поэтому стремление к его обогащению является важной задачей для роста и развития как личности.
Русский язык является одним из фундаментальных предметов в системе образования, и его значение трудно переоценить. Он не только представляет собой объект изучения, но и служит средством обучения во многих других дисциплинах. Уроки русского языка позволяют учащимся развивать навыки и умения, которые необходимы для успешного освоения других предметов. Овладение родным языком осуществляется через различные формы речевой деятельности, такие, как восприятие речи и говорение. Поэтому чрезвычайно важно создавать условия для активной речевой практики у детей, стимулировать их коммуникативные навыки и способность выражать свои мысли. Развитие речи является одним из ключевых компонентов в образовании и воспитании. В настоящее время наблюдается общее снижение речевой культуры, и поэтому становится очевидной необходимость в систематической работе по формированию речевой компетенции. Это означает, что учебные программы должны уделять больше внимания развитию языковых навыков у детей, включая грамматику, лексику, орфографию и пунктуацию. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при проведении занятий по русскому языку.
В наше время подход к обучению русскому языку предлагает новые и продуктивные идеи, которые разнообразят процесс обучения и вдохновят учащихся. Учитель может использовать дидактическую игру как форму обучения, а также как самостоятельную игровую деятельность и средство развития различных аспектов личности. Регулярное использование игровых методик способствует более эффективной психолого-педагогической работе по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и другие). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Ценность игры в целом и дидактической игры как воспитательного средства рассматривалась многими зарубежными и отечественными теоретиками и практиками, таким, как Ж.Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин и др. Авторы отметили, что дидактическая игра не только активизирует внимание, но и способствует развитию интереса к учебным предметам. Дидактическими играми как средством обучения учащихся занимались следующие деятели: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Бонк, Л.А. Венгер, М.И. Вербовская, И.Н. Верещагина, Л.С. Выготский и др.
Объект исследования - процесс обогащения словарного запаса младшего школьника.
Предмет исследования - актуальный уровень словарного запаса младшего школьника.
Цель исследования: на основании проверки актуального уровня словарного запаса младших школьников предложить дидактические игры, направленные на обогащение словарного запаса.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что словарный запас младшего школьника сформирован на среднем уровне, то есть ограничен определенной тематикой, ограничен количественно. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «словарный запас» в психолого­педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности словарного запаса детей младшего школьного возраста.
3. Изучить приёмы и способы обогащения словарного запаса.
4. Составить диагностическую программу, провести эксперимент, направленный на определение уровня развития словарного запаса младшего школьника.
5. Подобрать дидактические игры, направленные на обогащение словарного запаса младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашей работы - на основании проверки актуального уровня словарного запаса младших школьников предложить дидактические игры, направленные на обогащение словарного запаса.
В теоретической части работы нами было рассмотрены понятия «словарный запас» и «дидактическая игра». Основная задача развития словарного запаса, которой ученики должны овладеть, к концу младшего школьного возраста, это умение передавать информацию так, чтобы ее понял собеседник, умение выражать свои мысли и аргументировать свою позицию, умение согласовывать действия в процессе совместной деятельности.
Подобрана и проведена диагностика, с целью определения актуального уровня развития словарного запаса младшего школьника по следующим параметрам:
• качественное своеобразие словарного запаса;
• количественное своеобразие словарного запаса;
• определение пассивного словарного запаса.
Проанализировав результаты методик, мы приходим к выводу о недостаточном уровне развития словарного запаса у большинства учащихся. Это отражается как в среднем, так и в низком уровне его проявления. Отсюда следует, что младшим школьникам необходимо активно развивать свой словарный запас.
На основе полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости дальнейшей работы по обогащению словарного запаса учащихся. С учетом этих результатов были подобраны 10 дидактических игр, направленных на обогащение словарного запаса младших школьников. Данные дидактические игры можно использовать на уроках русского языка.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамов. - Москва.: Издательский центр «Академия», 1997. - 704 с.
2. Белянская З.Ф. Устаревшая лексика современного русского языка (историзмы): Дис. канд. филол. наук. Л., 1998. 201 с.
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
4. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - М.: Наука, 2015.
5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа, 2003. № 4. С.47-52.
6. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской
грамматике. - М.: Наука, 2015. - 159 с.
7. Выготский, Л. С. Сознание как проблема психологии поведения [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 1. М.: Просвещение, 1992. - 510 с.
8. Галанжина, Е.С. Дидактические игры в начальной школе / Е.С. Галанжина. - Москва : Планета, 2019. - 263 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 2007. - 472 с.
10. Головин Г.В. Измерение пассивного словарного запаса русского языка [Статья] вып.3
11. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание/ В.И. Даль; сост. Ю.М. Медведев. - Москва; Издательство АСТ, 2020. - 448 с.
12. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у младших школьников [Текст]/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. 2006.-№ 4.- С. 57-60.
13. Емельянова О.Н. О «пассивном словарном запасе языка» и «устаревшей лексике» // Русская речь. - 2004. - № 1.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.
15. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т.А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №. - 6. - С. 76-79.
... всего 32 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ