Введение
1.Анализ функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (ГО) в условиях ЧС и ведения войны на Украине
2.Проблемы интеграции РСЧС и ГО в единую систему гражданской защиты РСГЗ и пути их решения
Заключение
Литература
Обострение геополитической и экономической обстановки в Мире и роль России в ее преобразовании, а также результаты ведения СВО на Украине, свидетельствуют, что сегодня вопросы национальной безопасности страны в части касающейся подготовки населения к ведению гражданской обороны являются наиболее актуальными и требуют пристального внимания Правительства государства.
Угроза начала третьей мировой войны, где допустимо использование ядерного арсенала, – уже не потенциальна, а реальна. Ведение войны на Украине с коллективным западом в количестве более 50 стран, расширение состава НАТО и размещение у наших границ американских многоцелевых ракет средней и меньшей дальности (РСМД), в т. ч. и гиперзвуковых средств вооружения, создает для России реальную угрозу в области национальной безопасности.
Мир движется к новой гонке ядерных вооружений. Остановить её, гораздо сложнее, чем во время холодной войны, из-за ряда основа полагающихся причин сложности "трёхстороннего сдерживания" (Китай, Соединенные Штаты и Россия). Мы вступаем в совершенно иную для человечества ядерную эпоху [2]
В последние десятилетия, в результате агрессивной политики США, рассматривающих свои действия в статусе гегемона, возникла необходимость полной переоценки взглядов в отношении значимости и опасности ядерного оружия (ЯО). Политическая ситуация в мире и во взаимоотношениях между Россией и США демонстрирует рост показателей снижения порога ядерного сдерживания. Распространение ядерного оружия требует серьезного контроля. Несоблюдение договоренностей в данной сфере приводит к обострению ситуации, что способствует формированию условий, допускающих возникновение ядерного противостояния в зависимости от итогов конфликта России с НАТО, в т.ч.:
1) нанесение разоружающего удара по объектам ядерной инфраструктуры «неблагонадежного» государства;
2) установление контроля над объектами ядерной инфраструктуры «проблемных» государств;
3) применение ЯО по местности, подконтрольной террористическим структурам, активировавшим ядерные устройства;
4) задействование систем ПРО в рамках противостояния ракетной угрозе со стороны «государств-нарушителей» [2].
Сегодня одним из инструментов ООН по ядерному сдерживанию признается МАГАТЭ. Цель структуры – обеспечение широкого мирного использования ядерной энергии, контроль недопущения применения ресурсов в рамках реализации военных цели. Однако террористические удары ВСУ по Запорожской АЭС, а также поставленная цель ВСУ по захвату Курской АЭС в докладах МАГАТЭ не отражается.
Современные технологии способствуют динамичному прогрессу в ядерной и химической отраслях. В данной связи увеличивается риск ЧП на радиационных, химических и биологических опасных объектах. Вероятное следствие аварийных ситуаций – формирование значительных зон заражения (загрязнения), жертвы среди населения, серьезные материальные и экономические потери.
Последние пять лет свидетельствуют, что мы живем в эру невероятных климатических катаклизмов и природных преобразований. За последнее десятилетие более 200 миллионов человек уже покинули свои дома из-за изменений климата. Ученые прогнозируют: «…через 30 лет число климатических беженцев вырастет до одного миллиарда человек». Природные явления изменяют условия жизнедеятельности многих стран Мира [3].Стремительное развитие научных открытий, технологии, создание искусственного интеллекта, которые должны позволить нам предсказывать и уменьшать негативные последствия природных явлений, уменьшить степень риска возникновения аварий и катастроф, не всегда эффективны. Вместе с тем мы бессильны перед фактами причиняемого экономике ущерба, гибели населения, не в силах устранить или уменьшить степень нарастающих рисков и угроз жизнедеятельности, связанных с ними.
Широкий набор специальных мероприятий обеспечивает защиту населения в рамках ЧС, как мирного, так и военного времени. Реализация мер гарантируется нормативно правовыми актами (далее-НПА), федеральными законами, отражающими всю специфику национальной безопасности страны.
Тенденция развития НПА, в части касающейся защиты населения от ЧС мирного времени и ведения ГО при военных конфликтах и террористических актах с образованием Российской Федерации за последние три десятилетия свидетельствует о следующем. Существует достаточно полный аспект различных ФЗ и постановлений Правительство РФ, а также Приказов, распоряжений, инструкций МЧС России, ГОСТов и СНИПов, в т. ч.:- издано более 10 Федеральных законов и указов Президента;- 14 Постановлений и распоряжений Правительства РФ;- свыше 20 Приказов и распоряжений МЧС России.
Все они в том или ином виде до определенного времени отвечали требованиям, принципам и нормам защиты населения в условиях мирного и военного времени. Отечественная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС) сформирована 18 апреля 1992 года. Ратифицирована постановлением Правительства РФ № 261.5 ноября 1995 г., благодаря постановлению Правительства РФ № 1113, РСЧС преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [4].
Целью работы является исследование совершенствования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и его защиты в условиях ведения войны с НАТО, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Предметом исследования является единство и различие мероприятий и задач по защите населения, реализуемых в рамках объединения РСЧС и ГО, регулируемых, в ходе подготовки населения, нормативными актами, реализуемых в контексте единой системы сферы ГО и защиты от ЧС.
Материалы и методы исследования
В статье использованы такие методы исследования:
1.Научные работы оптимизации единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и его защиты в условиях чрезвычайных ситуациях и СВО;
2.Анализ содержания исследовательских материалов сотрудниками ЦСИ МЧС РФ;
3.Сравнительный анализ осуществляемых программ и механизмов защиты населения и объектов экономики в рамках СВО на Украине.
Таким образом, на современном этапе в стране, несмотря на работу системы РСЧС, возникли конкретные предпосылки для формирования единой государственной системы защиты населения (РСГЗ), территорий и объектов экономики. Только такая государственная структура будет обладать компетенциями и инструментами для исполнения полного объема задач мирного и военного времени. Интеграция в «единую систему защиты» закономерна и обоснована. Мероприятиями будет руководить Правительство РФ. Единое управление станет компетенцией МЧС России.
Объединение РСЧС и ГО, а также формирование на их базе единой РСГЗ, – явление реальное. Проанализировав представленную информацию, приходим к выводу о наличии ряда факторов, способствующих реализации планов:
Достаточно очевидная идентичность параметров разрушительных факторов опасных природных бедствий, техногенных аварий, и современных средств поражения в военных конфликтах;
Унифицированные стандарты, мероприятия и механизмы организации мер безопасности населения и объектов экономики;
Общие цели и задачи организации мер безопасности населения от ЧС и стандартные положения устранения последствий;
Исполнение общих режимов и уровней реагирования (степеней готовности, в рамках установления специфики осуществляемых мероприятий и порядка их реализации).
Задачи по организации мер безопасности населения и объектов экономики в мирное время или в период военных действий могут решаться фактически одними органами управления, силами и средствами;
Обеспечение возможностей осуществления детального планирования мероприятий по организации мер безопасности населения и объектов экономики, их оперативное исполнение для обеспечения «передачи» функций и задач от РСЧС в РСГЗ, без критического роста финансовых затрат.
Наличие существенного опыта теории и практики эксплуатации системы РСЧС и ГО в СССР и РФ, аналогичных рубежных систем.
В статье не учитываются вероятные проблемы переходного периода деятельности формируемой системы РСГЗ.
Обозначим основные:
- исполнение обязательств по договорам сферы реализации задач ГО;
- создание условий бесперебойной работы объектов экономики в ходе военных действий и ЧС природного и техногенного характера;
- выстраивание эффективного управления и взаимодействия органов власти между ведомствами и территориями для привлечения сил и средств по ведению ГО;
- координация действий в ходе эвакуации и реализации мер по перемещению людей, оборудования, различных ценностей в безопасные районы и создание комфортных условий проживания.
1. Ядерное сдерживание в современной мировой политике Ядерный мир: новые вызовы режиму ядерного нераспространения [под ред. Е.Б. Михайленко]. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. С. 17-43, 176-203.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1113
3. Лекция 15.Ядерное сдерживание nicbar.ru›Учебные материалы›…/687-lektsiya-1.
4. Статья. Климатический апокалипсис: каким регионам Земли предрекают гибель.
5. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации ЧС.mchs.gov.ru
6. Векипедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Владимиров В.А., Долгин Н.Н., Малышев В.П.: Статья/ Концепция поэтапной интеграции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в Российскую систему гражданскойзащитыСyberleninka.ru.https://dzen.ru/a/YGL-KSt2UUbvYSFz
8.Петешев И.В., Кузьмин А.И. ,Пономарева, А.И. Статья: Методический подход к обоснованию рационального направления развития РСЧС и системы мероприятий по ГО в мирное и военное время.
https://www.vniigochs.ru/contact/
9. https://news.rambler.ru/incidents/52444831-gubernator-soobschil-o-postradavshih-iz-za-obstrela-belgorodskoy-oblasti-vsu/?readmore
10. ГУ МЧС России.mchskaluga@40.mchs.gov.ru
11. Новости. г. Белгород.https://bel.ru/news/2022-12-19/vyacheslav-gladkov.
12.Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61- ФЗ. consultant.ru›
13.Указ Президента РФ от 01 июля 2014 № 482«Об утверждении
Положения о территориальной обороне РФ».