Введение 2
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИСТОРИИ: ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ 12
1.1. Образовательные документы: ФГОС, ООП, ИКС 12
1.2. Место визуальных приемов в современной системе образования 20
1.3. Возможности использования мультипликации как визуального средства при обучении
истории 24
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ПРИЕМА (МУЛЬТИПЛИКАЦИИ) В СТАРШИХ
КЛАССАХ НА УРОКАХ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ 28
2.1. Примеры использования мультипликации на уроках новейшей истории 28
2.2. Построение урока истории с использованием мультипликации на примере темы «Холодная
война» с учетом формирования метапредметных УУД 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43
Приложение 1: 47
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования в качестве требований к результатам освоения образовательной программы определяются три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные. В стандарте
установлены требования к результатам освоения обучающимися этих программ.
Метапредметные образовательные результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее - УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.1
Обучающиеся должны овладеть данными навыками, уметь использовать их в социальной и познавательной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность в сотрудничестве с педагогами, выработать способность к построению индивидуальной образовательной траектории, а также владеть навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.2
В связи с этим, становится очевидным, что в современном мире в сфере образования больше делается упор на формирование у подрастающего поколения тех умений и навыков, которые способствуют процессу социализации личности в обществе и успешного применения их в различных сферах жизни.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что у обучающихся 10 класса еще недостаточно сформированы метапредметные навыки. С одной стороны, это обусловлено тем, что школа постепенно внедряет системно-деятельностный подход, с другой, именно в старших классах метапредмет становится лично значимым для учащихся. Таким образом, возникает необходимость особого внимания со стороны педагогов образовательных учреждений к формированию метапредметных УУД у обучающихся. В современной школе велик запрос на нетрадиционные методы обучения. В условиях цифровизации образования существующие потребности могут быть удовлетворены с помощью визуальных средств обучения, в частности - мультипликации, в использовании которых надо учитывать возрастные, психологические особенности обучающихся.
Степень изученности.
За последние несколько лет появились работы, посвященные теме формирования образовательных результатов у школьников. Очевидно, что в настоящий момент набирают обороты различные методы и приемы обучения в сфере образования, выступающие помощниками при формировании нужных качеств, которых требуют нормативные документы. Визуализация это один из приемов, пользующийся популярностью среди учителей нового поколения. Немалое количество работ посвящено использованию кино и сериалов на уроках истории, с помощью которых педагоги закрывают некоторые УУД.
При изучении темы мы обратились к работам разной направленности. Первую группу составили работы, посвященные применению наглядных средств в школьном образовании, в целом, и мультипликации, в частности. Вторая группа работ - это немногочисленные исследования по применению мультипликации в школьном курсе на уроках.
Значение наглядных средств в преподавании истории в школьном курсе давно получило научно-теоретическое и научно-практическое обоснование. Принцип наглядности отражается в многообразии видов и их классификаций.
При написании работы были полезны исследования таких авторов, как Д.Н. Никифоров3, П.В. Гора4, О.М. Хлытина5.
Д.Н. Никифоров по содержанию выделяет изобразительные и условные средства наглядности, а по форме - печатные, экранные и самодельные.
П.В. Гора выделяет 3 типа средств наглядности: подлинные вещественные памятники прошлого, изобразительные наглядные средства, условно -графические или символические наглядные пособия.
...
Результаты исследования в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:
Для успешной жизнедеятельности в информационном обществе современному выпускнику («портрет выпускника» по ФГОС) необходимо уметь взаимодействовать с огромным потоком визуализированной информации, критически осмысливать ее и использовать для решения каких-либо жизненных задач. Зрительные образы позволяют изучать визуальные объекты как социальную и культурную практику, конструирующую действительность, и интерпретировать их как особый вид текста. Визуализация в методике преподавания истории трактуется как один из устоявшихся педагогических принципов - принцип наглядности.
На сегодняшний день существует множество классификаций наглядных средств обучения, это связано с обилием и разнообразием визуальных источников, доступных на сегодня историку. В нашем исследовании мы представили анимационное кино.
Современная методическая литература предлагает различные инструменты работы с визуальной информацией, что позволяет учителю обогатить содержание урока яркими образами и с их помощью формировать представление о сути исторических событий и об образах в рамках этих событий. Вместе с тем следует отметить, что для развития этого подхода к обучению необходим ряд условий, среди которых необходимость привить обучающимся начальные представления о средствах художественной выразительности, а также знакомство учителей с феноменами визуализации и визуальной культуры, основами методики научного изучения визуальных источников.
В ходе решения поставленных задач проанализированы возможности применения визуального средства - мультипликации на уроках по новейшей истории по теме «холодная война», выявлены сильные и слабые стороны данного приема, а также разработаны примеры заданий с использованием мультипликационного кино и представлен кейс урока по заявленной теме.
Получены следующие результаты:
• В отличие от привычных способов визуализировать информацию или исторические события на уроках, применение мультфильмов - явление нераспространенное, достаточно эффективное и вызывающее повышенный интерес у обучающихся;
• Проанализировав возможности и издержки применения мультипликации на уроках, мы сделали вывод, что сильных сторон у данного приема намного больше, чем слабых. Если педагог сам корректно настроит обучающихся на работу с мультфильмами, подберет качественный материал к уроку, четко выстроит схему работы на уроке и временные рамки, придумает логичный комплекс заданий к мультфильмам, то все издержки данного приема можно обратить в пользу как учителя, так и обучающихся;
• Во второй части нашего исследования мы представили разнообразный комплекс заданий в тандеме с мультфильмами, который можно применять на уроках истории. Нами был сделан вывод, что упражнения могут быть разными по уровню сложности, по уровню креатива и творчества.
• Разработав кейс урока, в основе которого мультипликационное кино, мы смогли увидеть, насколько интересно можно подавать тему урока, мотивировать обучающихся на обучение и практически полностью закрывать те метапредметные результаты, которых от нас требуют нормативные документы современного российского образования.
Таким образом, цель нашего исследования, заключающаяся в изучении возможностей применения визуальных приемов на примере мультипликации на уроках новейшей истории по теме «холодная война» - достигнута. Поставленные задачи решены.
1. Советский мультфильм «Мистер Уолк» (реж. Громов В.А., 1949);
2. Советский мультфильм «Скорая помощь» (реж. Медведкин А.И., 1949);
3. Советский мультфильм «Чужой голос» (реж. Иванов-Вано И.П., 1949);
4. Советский мультфильм «Баба Яга против», в трех сериях (реж. Пекарь В.И., 1979);
5. Американский мультфильм «Приключения Рокки и Бульвинкля» (реж. Джей Уорд, 1959-1964);
6. Американский мультфильм «Планета - Земля» (реж. Джон Сазерленд, 1960).
Литература:
1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 23-26.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
3. Алексашкина Л.Н. Визуальная информация в школьных учебниках истории: образы прошлого и источник познания // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной ; Мин-во об-разования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. с. 17-28.
4. Вагин А.А, Методика обучения истории в средней школе. - М., 1972. - с. 36.
5. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе:
контекстный подход. М., 1991. - с. 78.
6. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика
преподавания истории: Учеб. для студентов вузов. М., 2003. - с.64.
7. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного
обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. — М.:
Просвещение, 1971. — 239 с.
8. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории. М., 2003. - с. 47.
9. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - с. 3-8.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
11. Троицкий Ю.Л. Визуальные исторические источники:
типология и информационный потенциал // Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике : коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной ; Мин-во об-разования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. с. 104-122.
12. Тузикова Л. Д. Визуальные образы прошлого в учебной литературе: типология, стратегии историко-познавательной деятельности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С.120-124.
13. Хлытина О. М. Визуальные образы прошлого как исторические источники и историографические тексты на уроках истории // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск. 2011. С. 134-145.
14. Щуринова И. А., Белянкова Е. И. Изобразительные средства на уроках истории и обществознания: функции, аспекты использования и отбора // Преподавание истории в школе. 2016. №2. С. 48-52.
... всего 28 источников