Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ К ЖАНРУ ФЭНТЕЗИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Н. ЩЕРБА)

Работа №159466

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Фэнтези как литературный жанр 6
1.1. Понятие «фэнтези» и черты жанра 6
1.2. Становление и развитие жанра фэнтези в отечественной литературе.
11
1.3. Специфика фэнтези в творчестве Н.В. Щерба 16
Глава 2. Изучение произведений отечественного фэнтези в процессе внеклассного чтения учащихся 20
2.1. Специфика уроков внеклассного чтения 20
2.2. Подходы к изучению фэнтези в современной методике 23
2.3. Уроки внеклассного чтения по циклу Н.В. Щерба «Часодеи»:
констатирующий и поисковый эксперименты 25
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение 46

Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе остро встаёт проблема чтения подростков. Большое влияние зарубежной литературы отодвигает на второй план отечественную литературу. Школьная программа отводит огромное место русской классической литературе, которая не находит отклика у современных читателей-подростков. Поэтому отечественная литература нуждается в популяризации, в частности, жанр фэнтези, который в большей степени интересует школьников 13-15 лет. Одним из ярких примеров данного жанра является цикл «Часодеи» Натальи Васильевны Щерба, который является популярной и хорошо воспринятой читателями разного возраста книгой. «Часодеи» могут служить хорошим источником для изучения особенностей временной фантастики и фэнтези, особенно для читателей от 11 лет и старше, которые начинают интересоваться этими жанрами. Серия характеризуется увлекательным сюжетом, философской тематикой, оригинальными персонажами и миром, который может привлечь внимание и повысить интерес к чтению среди подростков и молодежи. Наталья Щерба является мастером подросткового фэнтези.
Научная новизна исследования заключается в том, что в литературоведении и методике отсутствуют концептуальные работы, посвященные исследованию произведений автора. Между тем книги Натальи Васильевны Щерба являются качественной детской литературой и содержат познавательный и воспитательный потенциал.
Целью выпускной квалификационной работы является представление возможностей обращения к жанру фэнтези в школьной практике (на примере творчества Н. Щерба).
Задачи исследования:
1. Обозначить жанровые черты фэнтези;
2. Описать этапы становления отечественного фэнтези и специфику цикла книг Н. Щерба «Часодеи»;
3. Определить особенности уроков внеклассного чтения и подходы к изучению жанра фэнтези в современной методике;
4. Представить варианты обращения к циклу книг Н. Щерба «Часодеи» в процессе внеклассного чтения учащихся.
Объектом исследования является отечественное фэнтези.
Предметом исследования является процесс восприятия и изучения произведений отечественного фэнтези в школе.
Методы исследования:
• культурно-исторический,
• структурный,
• экспериментальный.
Практическое применение результатов исследования в сфере образования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы на уроках внеклассного чтения, отдельные главы и разделы работы могут быть представлены на заседании методического объединения педагогов-филологов.
Апробация работы:
Кондрашина М.П. Урок внеклассного чтения по циклу Н. Щерба «Часодеи»: поисковый эксперимент в 6-8 классах // Воропановские чтения: материалы IV Международной научно-практической конференции. Красноярск. 2023. С. 129­131.
Участие в XXV Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука» с докладом на тему «Возможности обращения к жанру фэнтези на уроках литературы в школьной практике (на примере творчества Н.Щерба)
Уроки внеклассного чтения в 6-8 классах на тему «Что такое время?» на примере серии книг Н.В. Щерба «Часодеи» в 2023-2024 учебном году.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных специалистов. В их число входят работы в области фэнтези: О.С. Виноградовой, М.А. Галкиной, С.А. Гоголевой, В.Л. Гончарова, В.А. Губайловского, Г.И. Гуревич, Т.И. Хоруженко, Т.А. Чернышевой, И.В. Эйдемиллер, О.К. Яковенко, в области методики: Е.Л. Алексеевой, О.Ю. Богдановой, Л.И. Божович, А.Д. Гусаровой, А.Н. Дымовой, О.А. Карловой, Н.Е. Кутейниковой, И.С. Сентемовой и др., а также нормативные документы ФГОС основного общего образования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В школьной программе на протяжении всего учебного года изучают произведения отечественной литературы, но среди них практически нет книг в жанре фэнтези, который в большей степени интересует школьников. «Часодеи» Натальи Васильевны Щерба - хороший источник для изучения особенностей временной фантастики и фэнтези для подростков на уроках внеклассного чтения.
Уроки внеклассного чтения были и остаются особенными: это окно в мир литературы, способ поделиться с учениками любовью к какой-либо книге, возможность представить новинки современной литературы.
В ходе выпускной квалификационной работы были предложены возможности обращения к жанру фэнтези на уроках литературы в школьной практике на примере творчества Натальи Васильевны Щерба и были решены поставленные задачи исследования.
Мы обозначили жанровые черты фэнтези, которые сопоставили с циклом «Часодеи» и сделали вывод, что данную серию можно отнести к жанру фэнтези, поскольку в ней присутствуют такие признаки: двоемирие, путешествие, все правила и ограничения даны изначально, модель замкнута и полностью исчерпаема, борьба сил Зла с силами Добра, главный персонаж преодолевает препятствия перед лицом превосходящего по силам противника, моделирование «возможного», «вторичного» или «иного» мира, эскапизм, существование вне времени и сохранение ощущения ностальгии по недостижимому.
Нами были описаны этапы становления отечественного фэнтези, который начал развиваться в конце XX века и продолжил традиции зарубежного фэнтези. Существующий примерно 30 лет в нашей стране, но уже ставший популярным среди российских подростков жанр является основным в ряде отечественных издательств.
Мы определили подходы к изучению фэнтези в современной методике и установили, что диапазон использования достаточно широк, так как темы, 41
представленные в рассматриваемом нами цикле, актуальны и найдут отклик у читателей-подростков 13-15 лет. Поэтому начинать стоит с уроков внеклассного чтения, которые способствуют активному привлечению обучающихся к литературе, расширяют кругозор обучающихся и способствуют познанию новых авторов и произведений и развитию личности школьников. В дальнейшем обучающиеся могут перейти на исследовательские работы и проекты.
Проведя опрос и урок-знакомство, мы представили варианты обращения к циклу книг Натальи Щерба «Часодеи»: сравнительная таблица, создание портретов главных героев с их характеристикой, кроссворд, групповая работа с различными приёмами, дебаты. Эти разработки можно использовать в 6-8 классах как фрагментарно, так и на целые уроки (серию уроков). Они помогут развить творческие способности обучающихся и расширить их читательский кругозор.


1. Алексеева Е.Л. Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения // Начальное обучение: семья, детский сад, школа. 2010. No4. С. 18-20.
2. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 400 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М., 1968.
4. Больц, А. Фэнтезийный мир цикла произведений «Часодеи» Натальи
Щербы URL: https://infourok.ru/proektnoissledovatelskaya-rabota-na-temu-
fenteziyniy-mir-cikla-proizvedeniy-chasodei-natali-scherbi-2776348.html(дата обращения: 16.04.24)
5. Буктрейлер «Часодеи» г. Астрахань 2019 г. URL: https ://www.youtube. com/watch?v=iuRNNzHJl Y (дата обращения: 23.09.23)
6. Виноградова О.С. Что им надо в другом мире: фэнтези в подростковом чтении // Приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 10. С. 16-18.
7. Вступительный ролик «Часодеи. Часовой ключ» URL: https://www.youtube.com/watch?v=W-2AjrSaNpU (дата обращения: 27.11.23)
8. Галкина М.А. О жанровом своеобразии фэнтези / М.А. Галкина // ГИТИС ТЕАТР. ЖИВОПИСЬ. КИНО. МУЗЫКА. 2021. №1. С. 97-107.
9. Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. 2007. № 3. С. 166.
10. Гоголева С.А. Другие миры: традиции и типология жанра фэнтези / С.А. Гоголева // Наука и образование. 2006. №3. С. 85-88.
11. Г ончаров В.Л. Русская фэнтези — выбор пути / В.Л. Г ончаров // Если. 1998. №9. С. 216-228.
12. Губайловский В.А. Обоснование счастья: о природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В.А. Губайловский //Новый мир. 2002. № 3. С. 174-185.
13. Гуревич Г.И. Что такое фантастика и как ее понимать? / Г.И. Гуревич // Литературная учеба. 1981. № 5. С. 180-189.
14. Гусарова А.Д. Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 2009. 300 с.
15. Дымова А.Н. Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность) / А.Н. Дымова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. 2016. № 3 (6). С. 1-3.
... всего 31 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ