ВОЗМОЖНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы овладения фразеологизмами младшими школьниками на уроках русского языка 5
1.1 Теоретические основы изучения фразеологизмов 5
1.2 Особенности пополнения словарного запаса фразеологизмами в
младшем школьном возрасте на уроках русского языка 9
1.3 Методы и приемы изучения фразеологизмов в младшем школьном
возрасте 14
Выводы по Главе 1 20
Глава II Актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологизмами 22
2.1 Диагностическая программа для определения актуального уровня
владения младшими школьниками фразеологической лексикой 22
2.2 Результаты проведения диагностической программы определения
актуального уровня владения младшими школьниками фразеологической
лексикой 24
2.3 Комплекс заданий для совершенствования уровня владения младшими
школьниками фразеологизмами 31
Выводы по Главе II 33
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Глава I. Теоретические основы овладения фразеологизмами младшими школьниками на уроках русского языка 5
1.1 Теоретические основы изучения фразеологизмов 5
1.2 Особенности пополнения словарного запаса фразеологизмами в
младшем школьном возрасте на уроках русского языка 9
1.3 Методы и приемы изучения фразеологизмов в младшем школьном
возрасте 14
Выводы по Главе 1 20
Глава II Актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологизмами 22
2.1 Диагностическая программа для определения актуального уровня
владения младшими школьниками фразеологической лексикой 22
2.2 Результаты проведения диагностической программы определения
актуального уровня владения младшими школьниками фразеологической
лексикой 24
2.3 Комплекс заданий для совершенствования уровня владения младшими
школьниками фразеологизмами 31
Выводы по Главе II 33
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Одной из основных задач современной школы является развитие речевой культуры личности. Ребенок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Несмотря на требования стандарта, на данный момент проблема формирования речевой культуры учащихся до сих пор актуальна. Работа с фразеологической лексикой включает в себя образовательный, развивающий и воспитательный аспекты.
Несмотря на то, что фразеология как раздел научного знания изучается в основной и старшей школе, внимание к данному разделу языкознания уделяется и на начальной ступени обучения. В начальных классах ученикам необходимо научиться осуществлять поиск фразеологизмов, объяснять их значение и использовать в собственной речи.
Теоретическая база исследования представлена научными трудами лингвистов, изучающих фразеологию русского языка (А.Н. Баранов, В.В. Виноградов, В.П. Жуков, А.И. Молотков, Н.М. Шанский), ученых в области лингвокультурологии и связанных с ней научных дисциплин (Н.Ф. Алефиренко, А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, В.А. Маслова), а также ученых в психолого-педагогической области, обращающих внимание на культурологический аспект обучения (Е.Д. Божович, Т.В. Яковлева) и др.
В начальной школе необходимо работать с фразеологизмами, так как усвоение фразеологических единиц - длительный и сложный процесс. Исследования показывают, что обучающиеся младшей школы имеют слабое представления о фразеологических единицах языка, испытывают трудности при употреблении их в устной и письменной речи, затрудняются при объяснении лексического значения фразеологизмов, воспроизведении без
опоры на наглядные материалы. Это определяет актуальность рассмотрения проблемы развития речи младших школьников в процессе работы над фразеологическими единицами.
Объектом исследования является процесс освоения младшими
школьниками фразеологическими единицами.
Предметом исследования: методические возможности овладения фразеологизмами младшими школьниками на уроках русского языка.
Цель исследования: выявить актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологизмами, на основании данных разработать комплекс заданий, направленных на обогащение фразеологической речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. осуществить анализ литературы по теме исследования;
2. рассмотреть методические приемы, способствующие оптимальному уровню изучению фразеологизмов младшими школьниками на уроках русского языка;
3. определить критерии овладения фразеологической лексикой у младших школьников;
4. провести диагностику уровня владения младшими школьниками фразеологической лексикой;
5. разработать комплекс заданий, направленных на обогащение речи младших школьников фразеологизмами.
Гипотеза исследования: владение фразеологической лексикой
младшими школьниками находится на среднем уровне, который характеризуется пониманием значения большинства предъявляемых фразеологизмов (пассивный фразеологический запас) и затруднениями в самостоятельном подборе и использовании фразеологизмов (активный фразеологический запас).
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Несмотря на то, что фразеология как раздел научного знания изучается в основной и старшей школе, внимание к данному разделу языкознания уделяется и на начальной ступени обучения. В начальных классах ученикам необходимо научиться осуществлять поиск фразеологизмов, объяснять их значение и использовать в собственной речи.
Теоретическая база исследования представлена научными трудами лингвистов, изучающих фразеологию русского языка (А.Н. Баранов, В.В. Виноградов, В.П. Жуков, А.И. Молотков, Н.М. Шанский), ученых в области лингвокультурологии и связанных с ней научных дисциплин (Н.Ф. Алефиренко, А. Вежбицкая, Е.М. Верещагин, В.А. Маслова), а также ученых в психолого-педагогической области, обращающих внимание на культурологический аспект обучения (Е.Д. Божович, Т.В. Яковлева) и др.
В начальной школе необходимо работать с фразеологизмами, так как усвоение фразеологических единиц - длительный и сложный процесс. Исследования показывают, что обучающиеся младшей школы имеют слабое представления о фразеологических единицах языка, испытывают трудности при употреблении их в устной и письменной речи, затрудняются при объяснении лексического значения фразеологизмов, воспроизведении без
опоры на наглядные материалы. Это определяет актуальность рассмотрения проблемы развития речи младших школьников в процессе работы над фразеологическими единицами.
Объектом исследования является процесс освоения младшими
школьниками фразеологическими единицами.
Предметом исследования: методические возможности овладения фразеологизмами младшими школьниками на уроках русского языка.
Цель исследования: выявить актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологизмами, на основании данных разработать комплекс заданий, направленных на обогащение фразеологической речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. осуществить анализ литературы по теме исследования;
2. рассмотреть методические приемы, способствующие оптимальному уровню изучению фразеологизмов младшими школьниками на уроках русского языка;
3. определить критерии овладения фразеологической лексикой у младших школьников;
4. провести диагностику уровня владения младшими школьниками фразеологической лексикой;
5. разработать комплекс заданий, направленных на обогащение речи младших школьников фразеологизмами.
Гипотеза исследования: владение фразеологической лексикой
младшими школьниками находится на среднем уровне, который характеризуется пониманием значения большинства предъявляемых фразеологизмов (пассивный фразеологический запас) и затруднениями в самостоятельном подборе и использовании фразеологизмов (активный фразеологический запас).
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проанализировав методическую литературу, был сделан вывод, что фразеологический оборот - это «воспроизводимая в готовом виде языковая единица, которая состоит из двух или более ударных компонентов словного характера, является фиксированной по своему значению, составу и структуре. Фразеологизмы не создаются в процессе общения, а воспроизводятся как готовые целостные единицы».
Исходя из анализа литературных источников, было выяснено, что изучение устойчивых сочетаний слов является важным компонентом деятельности по развитию речи обучающихся младших классов. Это объясняется тем, что часто обучающиеся некорректно используют языковые средства, не стараются сделать свою речь более выразительной и богатой, поэтому необходимо обучать детей не только правильному, но и целесообразному, уместному использованию средств языка при построении речевых высказываний.
Основными направлениями лексико-фразеологической работы в
начальной школе являются:
1. поиск фразеологизма в тексте;
2. определение лексического значение фразеологизма;
3. употребление фразеологизма в речи.
Нами был проведён констатирующий срез по выявлению уровня владения обучающимися 4 класса фразеологической лексикой на базе МАОУ «Лицей №11».
Результаты показали, что владение фразеологической лексикой у обучающихся 4 класса преимущественно находится на среднем уровне и требует дальнейшего развития. Стоит отметить, что большинство учеников не испытывает трудностей при определении значения отдельных фразеологических единиц, но затрудняются в самостоятельном подборе и использовании фразеологизмов, следовательно, необходимо запланировать работу по устранению этого дефицита.
На основе полученных результатов делаем вывод, что в УМК «Школа России» авторами учебника предусмотрено фрагментарное изучение фразеологизмов. Отсутствует работа с понятиями и перечень изучаемых устойчивых словосочетаний, включенных в УМК, минимальный. Исходя из того, что изучение фразеологии позволяет не только обогатить словарный запас, но и повышает культуру речи, развивает ее образность, расширяет кругозор благодаря работе с этимологией, делаем вывод, что углубленная работа над фразеологизмами в начальной школе важна.
Нами был разработан комплекс заданий для того, чтобы повысить уровень владения фразеологической лексикой в речи младших школьников, развивая каждое умение: поиск, понимание и использование фразеологизмов.
Исходя из анализа литературных источников, было выяснено, что изучение устойчивых сочетаний слов является важным компонентом деятельности по развитию речи обучающихся младших классов. Это объясняется тем, что часто обучающиеся некорректно используют языковые средства, не стараются сделать свою речь более выразительной и богатой, поэтому необходимо обучать детей не только правильному, но и целесообразному, уместному использованию средств языка при построении речевых высказываний.
Основными направлениями лексико-фразеологической работы в
начальной школе являются:
1. поиск фразеологизма в тексте;
2. определение лексического значение фразеологизма;
3. употребление фразеологизма в речи.
Нами был проведён констатирующий срез по выявлению уровня владения обучающимися 4 класса фразеологической лексикой на базе МАОУ «Лицей №11».
Результаты показали, что владение фразеологической лексикой у обучающихся 4 класса преимущественно находится на среднем уровне и требует дальнейшего развития. Стоит отметить, что большинство учеников не испытывает трудностей при определении значения отдельных фразеологических единиц, но затрудняются в самостоятельном подборе и использовании фразеологизмов, следовательно, необходимо запланировать работу по устранению этого дефицита.
На основе полученных результатов делаем вывод, что в УМК «Школа России» авторами учебника предусмотрено фрагментарное изучение фразеологизмов. Отсутствует работа с понятиями и перечень изучаемых устойчивых словосочетаний, включенных в УМК, минимальный. Исходя из того, что изучение фразеологии позволяет не только обогатить словарный запас, но и повышает культуру речи, развивает ее образность, расширяет кругозор благодаря работе с этимологией, делаем вывод, что углубленная работа над фразеологизмами в начальной школе важна.
Нами был разработан комплекс заданий для того, чтобы повысить уровень владения фразеологической лексикой в речи младших школьников, развивая каждое умение: поиск, понимание и использование фразеологизмов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Реализация когнитивного подхода в лексико-семантической работе на уроках русского языка в начальной школе (на материале концепта «Язык»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017





