ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Научно-исследовательская деятельность: понятие,
цели, значение и роль в учебном процессе 6
1.2 Организация научно-исследовательской деятельности школьников.... 11
1.3 Особенности организации исследовательской
деятельности по предмету биология 20
1.4 Организация научно-исследовательской деятельности студентов 24
ГЛАВЫ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 33
2.1 Общая характеристика основных этапов и методов исследования 33
2.2 Методика организации научно-исследовательской
деятельности обучающихся 38
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по
организации научно-исследовательской деятельности обучающихся 46
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Современный мир постоянно меняется и развивается, ставя перед образованием новые вызовы и задачи. В условиях информационного общества особую значимость приобретает формирование личности, способной к самостоятельному анализу, синтезу и оценке информации, а также к принятию решений в нестандартных ситуациях. Одним из эффективных инструментов для формирования таких компетенций у обучающихся является научно-исследовательская деятельность, которая предполагает активное участие школьников и студентов в решении актуальных научных проблем.
Организация научно-исследовательской деятельности позволяет обучающимся познакомиться с основами научной работы, развить свои исследовательские навыки, научиться работать с научной литературой и анализировать полученные данные. Кроме того, участие в научных исследованиях способствует формированию у школьников и студентов критического мышления, умения ставить цели и добиваться их реализации, а также развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде.
В настоящее время сложилась устойчивая тенденция к изменениям в научных подходах, образованию новых научных сообществ, развитию множества инновационных направлений. В связи с этим, все более актуальными становятся вопросы развития научно-исследовательской деятельности учащихся - школьников и студентов, как будущих профессионалов и двигателей прогресса во всех областях наук, да и в целом, во всех сферах нашей жизни [1].
Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся сегодня - это вопрос их будущей самореализации, приобретения компетенций высокого уровня, которые сейчас широко востребованы на рынке труда.
Учащимся школьных возрастов, студентам, магистрантам, аспирантам необходимо как можно раньше начать планировать свою профессиональную деятельность, думать о карьерных достижениях, учиться ориентироваться в большом потоке постоянно обновляющейся информации - самостоятельно ее получать и анализировать.
Чтобы достичь этого, всем без исключения, начиная с молодых лет, необходимо развивать свои личные достижения и индивидуальные особенности, стремиться овладеть эксклюзивными, креативными навыками, стать всесторонне развитыми интересными личностями, способными легко влиться в профессиональную сферу...
1. В результате нашего исследования изучено состояние проблемы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся на разных уровнях образования в педагогической, психологической и методической литературе и выявлены основные аспекты данной проблемы в практике обучения биологии. Доказано, что вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность возможно через организацию научно-исследовательской работы.
2. В ходе проведенного анализа педагогической, психологической, методической литературы, было выяснено, что основной компонент исследовательской деятельности - исследовательские умения, которые предполагают работу с научной и научно-популярной литературой, проведение наблюдений, измерений и экспериментов, а так же умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.
3. Внедрение исследовательской деятельности на уроках биологии показало, что на первом этапе исследовательской работы у ребят возникал интерес к исследованиям; на втором и третьем они учились основам исследовательской работы, на четвертом — занимались творческой исследовательской деятельностью, где развивали ряд исследовательских умений, навыков и приобретали новые.
4. Результаты первичного анкетирования выявили низкий и средний уровень внутренней учебной мотивации школьников. У учеников отмечался слабый интерес к биологии, низкое желание развиваться в данной области науки, они не хотели прикладывать никаких усилий для того, чтобы получать новые знания по этому предмету.
5. В результате проведения педагогического эксперимента было установлено, что внедрение научно-исследовательской деятельности при изучении биологии показывает большую эффективность по повышению уровня мотивации к обучению у школьников. При повторном анкетировании обучающихся отмечается повышение интереса к предмету.
6. Научно-исследовательская деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем. При ее выполнении обучающимися отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации. Также, работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
7. Исследовательская деятельность учащихся помогает педагогу сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, независимо от выбора будущей профессии.
8. Организация научно-исследовательской работы школьников в рамках учебной практики (научно-исследовательская работа) способствует повышению у студентов компетентности в области научного исследования, а также развивает способность применять теоретические знания в научно- исследовательской деятельности. Помогая своим ученикам, будущие педагоги повышают свой навык владения современными методами поиска, обработки и использования научной информации, продолжают свое знакомство с различными теоретическими и эмпирическими методами научно-педагогического исследования.
1. Алексеев Н.Г. Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002, №1. С. 24-33.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2. С. 85-103.
3. Алексеев, Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. Москва: Народное образование, 2001. С. 64-68.
4. Алексеенко А.Н. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по экологическому воспитанию школьников. Тула, 2014. 56 с.
5. Аминькаева И.М. Развитие экологической культуры общества на основе научно-исследовательских проектов во внеурочно деятельности по биологии И Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. Сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. с. 76-78.
6. Баранов С.П. Принципы обучения. Москва: Народное образование, 2005 г. С.44
7. Батюта Е.А Мотивация исследовательской деятельности школьников. 2015.
8. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3. С.68-74.
9. Болушевский С.А., Яковлева М.М. 365 научных опытов на каждый день. Опыты для детей и взрослых. Москва: Издательство «Э», 2016. 328 с.
10. Борисова Е.А., Лященко О.И. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как направления организации внеурочной деятельности // Актуальные проблемы образования в контексте реализации ФГОС. Материалы всероссийской дистанционной научно-практической конференции. 2016. с. 150-152.
11. Волкова Ю.Л. Исследовательская деятельность - средство формирования ценностного отношения к природе у школьников // Исследовательская работа школьников. 2005. №4. С. 180-184.
12. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. Москва.: Народное образование, 2001. С.128.
13. Дюгаев Л. В., Старкова Т.С. Научно-исследовательская деятельность учащихся как форма внешкольной работы по биологии // Учитель биологии в условиях инновационного развития и модернизации российского образования. Сборник материалов Областной научно- практической конференции с всероссийским участием. 2010. с. 173-176.
14. Зайцева О.А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно- исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. 2019. т. 8. №3(28). с. 280-285.
15. Калачихина О Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ // Исследовательская работа школьников. 2004. С.77-78...43