Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение представлений о семье у юношей и девушек с разным стажем добрачных отношений

Работа №159449

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ научных данных по проблеме исследования 9
1.1. Основные тенденции развития института семьи в России 9
1.2. Категория «представление о семье» и ее содержание 18
1.3. Факторы формирования представлений о семье на разных
возрастных этапах 23
1.4. Данные исследований о взглядах современной молодежи на семью
и брак 41
Выводы по Главе 1 58
Глава 2. Изучение представлений о семье у юношей и девушек с разным стажем добрачных отношений 61
2.1. Описание процедуры и методов исследования 61
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 63
Выводы 87
Заключение 92
Список используемых источников 95
Приложение 104


изменений социокультурной ситуации и образовании новых жизненных приоритетов, трансформируются и имеют существенные отличия по сравнению с теми, которые были характерны для общества прошлого века. Исследователи к причинам такого рода трансформаций и относят увеличение числа неполных семей, семей с дифференцированным отцовством, в которых дети усваивают, а впоследствии воспроизводят иные нормы и образцы семейной жизни.
Трансформация содержания представлений о семье у молодого поколения связана и с быстро меняющимися социальными условиями жизни.
В изменившихся и постоянно меняющихся социальных условиях у современной молодежи формируются новые жизненные ценности и приоритеты, которые находят свое отражение в том числе и в содержании представлений о семье. Представления молодых людей о семье и браке являются основой завтрашней картины института семьи, с новыми, отличными от традиционных, устоявшихся предпочтений форм семейных отношений, с другими взглядами на распределение семейных ролей, вопросов воспитания и т.д.
Изменения института семьи, характерные для современного общества, проявляются в разных сферах, в том числе в брачной и репродуктивной, в детско-родительских отношениях, в уровне удовлетворенности браком и разных показателях супружеских отношениях. Ставшие устойчивой тенденцией, эти изменения уже не рассматриваются однозначно как некое отклонение от нормы. Они все больше изучаются с позиции процесса эволюции института семьи, как признаки неких закономерных сдвигов в нем.
Происходящие изменения в сфере брачно-семейных отношений обусловлены трансформацией системы ценностных ориентаций, социально¬психологических интересов современного человека. К числу социальных предпосылок этих изменений можно отнести развитие рыночных отношений и рационализацию на этой основе всех сфер жизнедеятельности общества, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях, ослабление экономической зависимости женщин от мужчин и т.д. Все больше утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей и традиционных норм.
Добрачные отношения могут быть предметом исследования ввиду их распространенности в молодежной среде. В молодежной среде крупных городов, индустриально развитых регионов уже давно обозначилась практика добрачных отношений...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья, как социальный институт, имеет многовековую историю. Институт семьи обеспечивает стабильное развитие общества, оказывает регулирующее воздействие на многие процессы и явления общественной жизни.
На современном этапе развития общества представления о семье существенным образом трансформируются и имеют качественные отличия по сравнению с теми, которые были характерны для середины и конца ХХ века. Прежде всего, это касается представлений о семье молодого поколения, которое имеет заметные от традиционных взглядов отличия в своих жизненных предпочтениях и приоритетах.
Трансформация содержания представлений о семье связана с быстро и постоянно меняющимися социальными условиями, при которых молодежь вынуждена создавать новые ценности и жизненные приоритеты. Происходящие изменения в сфере брачно-семейных отношений обусловлены трансформацией системы ценностных ориентаций, социально- психологических интересов современного человека. К числу социальных предпосылок таких изменений можно отнести развитие рыночных отношений и рационализацию на этой основе всех сфер жизнедеятельности общества, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях, ослабление экономической зависимости женщин от мужчин и т.д. Все больше утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск партнера, растет автономия от социальных общностей и традиционных норм. Ставшие устойчивой тенденцией, изменения в представлениях о семье уже не рассматриваются однозначно как некое отклонение от нормы. Они все больше изучаются с позиции процесса эволюции института семьи, как признаки неких закономерных сдвигов в нем.
Актуальность изучения представлений молодежи о семье обусловлена тем, что именно они скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, распределении семейных ролей, на демографической ситуации и, в целом, на стабильности и гармоничности будущего общества.
В проведенном исследовании изучались представления о семье лиц юношеского возраста с разным стажем добрачных отношений.
Добрачные отношения все чаще становятся предметом исследования ввиду их распространенности в молодежной среде. Добрачные отношения все чаще рассматриваются как некий период адаптация партнеров к условиям совместной жизни, к индивидуально-личностным особенностям друг друга, формированию внутрисемейных отношений, сближению привычек, представлений и ценностей.
Исследования представлений молодых людей о семье раскрывают важные аспекты переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества, они отражают систему ценностей современной молодежи, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современных социальных условиях. Полученные в исследованиях этого направления данные представляют необходимый материал для разработки новых аспектов психолого-педагогической деятельности в области семейных отношений и семейной проблематики в целом.
Результаты проведенного исследования указывают на различия в представлениях молодежи о семье, которые проявляются в оценке факторов риска функционирования семейной системы, в мотивах вступления в брак и в распределении семейных ролей. Было установлено, что различия по разным компонентам представлений о семье и браке обусловлены не только продолжительностью добрачных отношений, но и полом респондентов.
Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами-психологами как принципиальные ориентиры для проведения диагностической, консультативной и коррекционно¬развивающей работы, ориентиры, обогащающие знания подрастающего поколения в области этики и психологии семейной жизни.



1. Адилова Л.Ф. Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ / Л.Ф. Адилова, В.А. Мищенко // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 4. - С. 108-116.
2. Акименко Н.К. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодежью / Н.К. Акименко, С.В. Багинская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 38. - С. 211¬217.
3. Анафьянова Т.В. Особенности развития иерархии семейных ценностей молодой семьи / Т.В. Анафьянова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 8. - С. 119-122.
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева - Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
5. Бравина Р.И., Барашкова А.С. Представления студенческой молодежи о семейной жизни и роль государства в подготовке молодежи к браку // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Четвертые Валентеевские чтения. Сборник докладов - М.: МАКС Пресс, 2005. - 388 с.
6. Бурганова З.Х. Формирование семейных ценностей у студенческой молодёжи / З. Бурганова, С.А. Яминова // Российский электронный научный журнал. - 2013. - № 2. - С. 55-58.
7. Бутаева М.А. Семья в контексте современных проблем трансформации России / М.А. Бутаева // Власть. - 2011. - № 4. - С. 34-37.
8. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.
9. Василенко Л.А. Современная семья в контексте трансформации семейных норм и ценностей / Л.А. Василенко // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2010. - № 2. - С. 154-160.
10. Володарская Е.А. «Родительская» и «студенческая» модели представлений о семейном воспитании / Е.А. Володарская, Н.Ю. Логвинова // Психологический журнал. - 2005. - №5. - С. 26-34.
11. Голубева Л.Н. Девальвация семейных ценностей в сознании молодежи как отражение современного состояния семейно-брачных отношений в России XXI века / Л.Н. Голубева / Альманах современной науки и образования. - 2010. - № 11-1. - С. 21-23.
12. Гришина Н.В. Ценностные ориентации личности: семья и поколение / Н.В. Гришина, С.Ю. Лавренчук // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 113-123.
13. Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке / Е.М. Гурко // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - Москва, 2006. - С. 200-210.
14. Дементьева И.Ф. Изменение института семьи в условиях глобализации / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2013. - № 6. - С. 5-12.
15. Дружинин В.Н. Психология семь: научное издание / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - М.: Питер, 2007. - 176 с...74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ