Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение особенностей развития детей с ДЦП 5
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ДЦП 5
1.2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с ДЦП 13
1.3. Закономерности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 18
1.4. Выявление особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП 21
Глава 11. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 26
2.1. Экспериментальное исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва» 26
2.2. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 33
2.3. Инновационные технологии в работе по развитию мелкой моторики 37
2.4. Контрольный эксперимент 39
Заключение 42
Список литера^ры 44
Приложения 50-62
Одним из важных составляющих подготовки дошкольника к обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развивать движения рук нужно уже с первых месяцев жизни ребенка, только при этом у него правильно сформируются ее функции: опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности. Логопеды уделяют развитию мелкой моторики большое внимание, ни одно логопедическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. В каждой речевой карте есть раздел о состоянии мелкой моторики. Ведь доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Не зря В.А. Сухомлинский писал, что «...истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее...» [9, с.5]. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции [41].
Ценность исследований особенностей мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом (далее ДЦП) заключается в том, что двигательные нарушения выступают как ведущее звено при данном заболевании (парезы, параличи, расстройства произвольных движений и наличие насильственных движений). Поэтому проблема повышения эффективности комплексного обследования мелкой моторики и коррекционной работы по ее развитию не теряет своей актуальности.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: разработка системы занятий, включающей специальные упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме;
2. Изучение структуры двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом;
3. Обзор методик обследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП;
4. Эмпирическое исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва»;
5. Систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики;
6. Использование инновационных технологий в работе по развитию мелкой моторики;
7. Составление рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП для педагогов и родителей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение, анализ и обработка данных диагностического и контрольного обследований.
Гипотеза исследования: возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие.
База исследования: МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №19 г. Кызыла Республики Тыва».
Выборка: 10 детей в возрасте от 3 до 6 лет с ДЦП различной формы и тяжести.
В начале нашего исследования был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что актуальность повышения эффективности комплексного обследования мелкой моторики подчеркивается многими авторами. Ученые многочисленных работ по коррекционной педагогике отмечают, что в последние годы наблюдается значительный рост числа лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, среди которых основную группу составляют дети с ДЦП различной этиологии, формы и тяжести [5; 21; 28; 39; 45; 59]. Большинство из них подчеркивают, что у детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом многие функции развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Далее был проведен обзор методик обследования мелкой моторики и эмпирическое исследование, в ходе которого проводилось диагностическое обследование состояния мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП. Диагностическое обследование охватило 10 детей с ДЦП трех разных форм - спастической диплегии, гемипаретической формы и атонически- астатической. Было выявлено, что все дети имеют те или иные нарушения мелкой моторики, которые отличались в зависимости от формы и тяжести заболевания. Обследование проводилось в течение месяца (сентябрь) согласно плану работы логопеда в компенсирующей группе для детей с нарушениями ОДА на 2015-2016 учебный год по методике, разработанной Смирновой И.А. Обследование было направлено на выявление специфических особенностей мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от формы и тяжести заболевания. По результатам обследования было вынесено заключение, составлен индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка и составлен перспективный план коррекционной работы (разработана программа), проведено родительское собрание и даны индивидуальные консультации для родителей, на которых родители были ознакомлены с его результатами, также им были даны рекомендации о том, как помочь ребенку в развитии мелкой моторики.
После апробации этой программы был проведен контрольный эксперимент, который показал, что состояние мелкой моторики у детей экспериментальной группы стало значительно лучше.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие доказана, цель исследования достигнута, задачи исследования решены
1. Авраменко, О.В. Применение информационно-коммуникационных технологий для развития речи детей дошкольного возраста / О.В. Авраменко // Детский сад от А до Я: журнал. — 2014 .— №4 .— С. 131-134
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М.: 2009. - 342 с.
3. Бабенкова, Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: программно-методич. рек. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 96 с.: ил.
4. Бабушкина, Л.М. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников / Л.М. Бабушкина, О.А. Никифорова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2014,— №10,—С. 36-39.
5. Бадалян, Л.О. Журба, Л.Т. Тимошина, О.В. Детские церебральные параличи. - М: 1998. - 374 с.
6. Ботта, Н. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения /Пер. с французского/ Под ред. проф. М.Н. Гончаровой. - М.:2004. - 219 с.
7. Беззубцева, В.Г., Андриевская, Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - М.: ГНОМ и Д, 2003. - 198 с.
8. Бронников, В.А. Детский церебральный паралич: справочное издание / В.А. Бронников, А.В. Одинцова, Н.А. Абрамова, А.А. Наумов, О.К. Малышева; под ред А. Зебзеевой. - Пермь: Здравствуй, 2000.- 256 с.
9. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. - 192 с.
10. Гага, Г.Н. Подготовка руки дошкольника к письму через декоративное рисование / Г.Н. Гага, И.В. Мясникова // Начальная школа плюс до и после: журнал. — 2012 .— №6 .— С. 50-52.
11. Гончарова, Н.М. О возможностях разновозрастной группы детского сада / Н.М. Г ончарова // Детский сад от А до Я: журнал. — 2014 .— №3 .— С. 81 -87
12. Громова, О.Н., Прокопенко, Т.А. Игры - забавы по развитию мелкой моторики у детей. М.: ГНОМ и Д, 2001. - 212 с.
13. Данилова, Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральными параличами. СПб.: РЕЧЬ,2007. - 368 с.
14. Детский церебральный паралич. Творческая лаборатория «ЗОВ». Составитель Хевек А.Б. - Кызыл, - 2014.
15. Доронова, Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С. Доронова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .— №1 .— С. 49-55.
16. Дубровская, Н.В. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2 -7 лет. «Природа». Вводные занятия / Н.В. Дубровская. - СПб.: «Детство - пресс», 2006. - 112 с.
17. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2015. - 288 с., ил.
18. Иванова, О. Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений / О. Иванова // Дошкольное воспитание : журнал. — 2014 .— №12 .— С. 76-81.
19. Иванова, Г.М. Приёмы привлечения родителей к работе по коррекции нарушений речи детей / Г.М. Иванова, Р.М. Воронцова // Логопед : журнал. — 2014,—№2 .— С. 64- 67.
20. Ипполитова, М.В., Бабенкова, Р.Д., Мастюкова, Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.:ПРЕСС, 1999. - 315 с.
21. Калшжнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. СПб.: Питер, 2005. - 396 с.
22. Картаполова, О.В. Новые формы взаимодействия ДОУ с семьёй / О.В. Картаполова // Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .— №7 .— С. 58-60
23. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997. - 268 с.
24. Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: Учитель, 2003. - 198 с.
25. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - СПб.: Речь, 2008. - 127 с.
26. Левченко, И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. - В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.: ПРЕСС, 2001.- С. 44-56.
27. Левченко, И.Ю., Кузнецова, Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. - В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.: ПРЕСС, 2000. -С. 97-101.
28. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: ПРЕСС, 2001. - 375 с.
29. Лопухина, И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПб.: КОРОНА-Век, 2012. - 128 с., ил.
30. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р. Малер. - МзАРКТИ, 2000. - 124 с.
31. Малофеев, Н.Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития: журнал. — 2014 .— №2 .— С. 3-10
32. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М.:ВЛАДОС, 1996.-317 с.
33. Мальцева, И.В. Штрихи и пунктиры [Текст] / И.В. Мальцева -М.: Педагогика, 1999. - 224 с.
34. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: 2(000^3^46 с.
35. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400с.
36. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: 1991.-257 с.
37. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. Составитель И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Питер, 2005. - 378 с.
38. Положение о детском дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соответствующей группе при школе- интернате // Справочник по дошкольному воспитанию. М.: 2012. - С. 199-206.
39. Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом (проект) / Сост. Н.В. Симонова. М.: 1997.
40. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербояой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд. - М.: Мозаика- Синтез, 2007. - 656 с.
41. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Журнал «Дошкольное воспитание», 2006. - № 11, С. 18-27.
42. Рогачева, Е.И., Лаврова, М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. - СПб.: Питер, 2007. - 345 с.
43. Самсонова, Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом. - Журнал «Дефектология», №4, 2004. - С. 22-34.
44. Сапожникова, О.Б. Инновационные технологии в практической работе логопеда / О.Б. Сапожникова // Логопед: журнал. — 2014 .— №8 .— С. 120¬122.
45. Семенова, К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение). - В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. - М.: 2001. - С. 36-41.
46. Семенова, К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией ДЦП. М.: 1999. - 314 с.
47. Сенсорное воспитание в детском саду / под. ред. Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н. - 2-е изд., испр. и доп. .- М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
48. Серганова, Т.Н. Как победить детский церебральный паралич. — СПб.: 200Т 32<8 с.
49. Стребелева, Е.А. Дети с отклонениями в развитии / Е. Стребелева, А. Закрепина // Дошкольное воспитание: журнал . — 2013 .— № 12 .— С. 80-86.
50. Тонконог, Л.М. Развитие графических навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.М. Тонконог, В.Н. Малышева, Л.А. Акуличева и др // Детский сад от А до Я: журнал. — 2013.-— №5.— С. 98-111.
51. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2007.-80 с.
52. Ткаченко, Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Эксмо. - 2001. - 56 с.
53. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. - М.: Эксмо. - 2003. - 78 с.
54. Хайрулина, И.А., Горбунова, С.Ю. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата. - М.: ПРЕСС, 2008. - 257 с.
55. Хозяинова, М.А. Учимся штриховать [семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет] / М.А. Хозяинова // Логопед: журнал. — 2012 .— №3 .— С. 75¬82.
56. Шайдурова, Н.В. Использование «Пальчиковых прописей» в подготовке руки ребёнка к письму / Н.В. Шайдурова. // Начальная школа плюс до и после : журнал. — 2012 .— №5 .— С. 81-83.
57. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Г.С. Швайко . - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 144 с.
58. Шипицына, Л.М., Иванов, Е.С, Данилова, Л.А., Смирнова, И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Речь, 2005. - 326 с.
59. Шипицына, Л.М., Мамайчук, И.И. Детский церебральный паралич,- СПб.: Речь. - 2001. - 385 с.
60. Шошина, С.А. Единство диагностики и коррекции - основной принцип работы учителя-логопеда в рамках новых образовательных стандартов / С.А. Шошина // Практика административной работы в школе : журнал. — 2014 .— №2 С. 42-44.
61. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.-С. 128-137.
62. Ясинская, А.М. Основные задачи обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста / А.М. Ясинская // Открытый урок: журнал. — 2014 .— №6 .— С. 4-12.