Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение особенностей развития детей с ДЦП 5
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ДЦП 5
1.2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с ДЦП 13
1.3. Закономерности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 18
1.4. Выявление особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП 21
Глава 11. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 26
2.1. Экспериментальное исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва» 26
2.2. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 33
2.3. Инновационные технологии в работе по развитию мелкой моторики 37
2.4. Контрольный эксперимент 39
Заключение 42
Список литера^ры 44
Приложения 50-62
Глава I. Теоретическое изучение особенностей развития детей с ДЦП 5
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ДЦП 5
1.2. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с ДЦП 13
1.3. Закономерности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 18
1.4. Выявление особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП 21
Глава 11. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 26
2.1. Экспериментальное исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва» 26
2.2. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 33
2.3. Инновационные технологии в работе по развитию мелкой моторики 37
2.4. Контрольный эксперимент 39
Заключение 42
Список литера^ры 44
Приложения 50-62
Одним из важных составляющих подготовки дошкольника к обучению является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развивать движения рук нужно уже с первых месяцев жизни ребенка, только при этом у него правильно сформируются ее функции: опорная, указывающая, отталкивающая, хватательная, составляющие двигательную основу манипулятивной деятельности. Логопеды уделяют развитию мелкой моторики большое внимание, ни одно логопедическое занятие не проходит без пальчиковой гимнастики. В каждой речевой карте есть раздел о состоянии мелкой моторики. Ведь доказано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Не зря В.А. Сухомлинский писал, что «...истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее...» [9, с.5]. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции [41].
Ценность исследований особенностей мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом (далее ДЦП) заключается в том, что двигательные нарушения выступают как ведущее звено при данном заболевании (парезы, параличи, расстройства произвольных движений и наличие насильственных движений). Поэтому проблема повышения эффективности комплексного обследования мелкой моторики и коррекционной работы по ее развитию не теряет своей актуальности.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: разработка системы занятий, включающей специальные упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме;
2. Изучение структуры двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом;
3. Обзор методик обследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП;
4. Эмпирическое исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва»;
5. Систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики;
6. Использование инновационных технологий в работе по развитию мелкой моторики;
7. Составление рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП для педагогов и родителей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение, анализ и обработка данных диагностического и контрольного обследований.
Гипотеза исследования: возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие.
База исследования: МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №19 г. Кызыла Республики Тыва».
Выборка: 10 детей в возрасте от 3 до 6 лет с ДЦП различной формы и тяжести.
Ценность исследований особенностей мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом (далее ДЦП) заключается в том, что двигательные нарушения выступают как ведущее звено при данном заболевании (парезы, параличи, расстройства произвольных движений и наличие насильственных движений). Поэтому проблема повышения эффективности комплексного обследования мелкой моторики и коррекционной работы по ее развитию не теряет своей актуальности.
Объектом исследования является состояние мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Цель исследования: разработка системы занятий, включающей специальные упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме;
2. Изучение структуры двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом;
3. Обзор методик обследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП;
4. Эмпирическое исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла Республики Тыва»;
5. Систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики;
6. Использование инновационных технологий в работе по развитию мелкой моторики;
7. Составление рекомендаций по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП для педагогов и родителей.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, наблюдение, анализ и обработка данных диагностического и контрольного обследований.
Гипотеза исследования: возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие.
База исследования: МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №19 г. Кызыла Республики Тыва».
Выборка: 10 детей в возрасте от 3 до 6 лет с ДЦП различной формы и тяжести.
В начале нашего исследования был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что актуальность повышения эффективности комплексного обследования мелкой моторики подчеркивается многими авторами. Ученые многочисленных работ по коррекционной педагогике отмечают, что в последние годы наблюдается значительный рост числа лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, среди которых основную группу составляют дети с ДЦП различной этиологии, формы и тяжести [5; 21; 28; 39; 45; 59]. Большинство из них подчеркивают, что у детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом многие функции развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Далее был проведен обзор методик обследования мелкой моторики и эмпирическое исследование, в ходе которого проводилось диагностическое обследование состояния мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП. Диагностическое обследование охватило 10 детей с ДЦП трех разных форм - спастической диплегии, гемипаретической формы и атонически- астатической. Было выявлено, что все дети имеют те или иные нарушения мелкой моторики, которые отличались в зависимости от формы и тяжести заболевания. Обследование проводилось в течение месяца (сентябрь) согласно плану работы логопеда в компенсирующей группе для детей с нарушениями ОДА на 2015-2016 учебный год по методике, разработанной Смирновой И.А. Обследование было направлено на выявление специфических особенностей мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от формы и тяжести заболевания. По результатам обследования было вынесено заключение, составлен индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка и составлен перспективный план коррекционной работы (разработана программа), проведено родительское собрание и даны индивидуальные консультации для родителей, на которых родители были ознакомлены с его результатами, также им были даны рекомендации о том, как помочь ребенку в развитии мелкой моторики.
После апробации этой программы был проведен контрольный эксперимент, который показал, что состояние мелкой моторики у детей экспериментальной группы стало значительно лучше.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие доказана, цель исследования достигнута, задачи исследования решены
Далее был проведен обзор методик обследования мелкой моторики и эмпирическое исследование, в ходе которого проводилось диагностическое обследование состояния мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП. Диагностическое обследование охватило 10 детей с ДЦП трех разных форм - спастической диплегии, гемипаретической формы и атонически- астатической. Было выявлено, что все дети имеют те или иные нарушения мелкой моторики, которые отличались в зависимости от формы и тяжести заболевания. Обследование проводилось в течение месяца (сентябрь) согласно плану работы логопеда в компенсирующей группе для детей с нарушениями ОДА на 2015-2016 учебный год по методике, разработанной Смирновой И.А. Обследование было направлено на выявление специфических особенностей мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от формы и тяжести заболевания. По результатам обследования было вынесено заключение, составлен индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка и составлен перспективный план коррекционной работы (разработана программа), проведено родительское собрание и даны индивидуальные консультации для родителей, на которых родители были ознакомлены с его результатами, также им были даны рекомендации о том, как помочь ребенку в развитии мелкой моторики.
После апробации этой программы был проведен контрольный эксперимент, который показал, что состояние мелкой моторики у детей экспериментальной группы стало значительно лучше.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что возможности мелкой моторики дошкольников с ДЦП будут выше, при использовании коррекционной работы, направленной на ее развитие доказана, цель исследования достигнута, задачи исследования решены
Подобные работы
- Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом на занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивно-интеллектуальные особенности у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП в зависимости от степени поражения заболеванием работы и чувствительности рук
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛЕПКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием
сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019



