Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Догматический анализ заблуждений ваххабитов и способы их ‎преодоления (Дагестанский Гуманитарный Институт)

Работа №159439

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

теология

Объем работы75
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСЛАМСКОГО БОГОСЛОВИЯ 10
1.1 Методологические проблемы исследования радикальных течений в исламе 10
1.2 Радикальные течения в исламе в историческом ракурсе 24
ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИКАЛЬНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛИСТКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМЕ 31
2.1 Основные концепции исламских реформаторов и фундаменталистов 31
2.2Современный исламский фундаментализм 43
ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ 47
3.1 Определения термина «течение», «секта» 47
3.2 Опасность и суть ваххабизма 51
3.3 Современные течения в исламе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Актуальность темы исследования. В настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентной по своим масштабам террористической и экстремистской деятельности во всем мире. С помощью современных информационно-коммуникационных технологий экстремистская идеология распространяется по всему миру. Религиозный радикализм в нынешнем веке - это тяжелая болезнь всего человечества и серьезная глобальная угроза. В связи с этим представляется важным изучение учений экстремистских псевдорелигий. Одной из причин противоречий в современном мусульманском мире является то, что мусульмане отказались от многовековых духовных принципов и стали следовать заблуждениям многих современных проповедников, которые хотели бы заставить нас поверить, что ислам был таким на протяжении большей части своей истории. Они обманули и даже одурманили нас. Главная цель этих сектантов-исказить правильную исламскую веру и исказить репутацию великих имамов, которые служили примером для мусульман и защищали страну от искажений, вносимых заблуждающимися людьми. Ничто так не беспокоит истинного мусульманина, как появление многочисленных сект и течений.
Естественно, что верующий убежден в своей правоте, но это приводит к фанатичному и яростному неприятию истины других людей, чьи взгляды не совпадают с его собственными. Между традиционными религиями и властями всегда существует сговор, направленный на исключение так называемых сект. Само слово" секта" неоднозначно, оно означает отделение или обособление. А его первоначальное значение происходит от латинского "sequi"-"подчиняться". Люди могут подчиняться кому угодно. В истории есть примеры, когда здравомыслящие люди считали их глупцами, но, тем не менее, находили последователей, считая их безумцами. Человеку свойственно презирать тех, кто думает иначе. Это приводит к обострению ситуации, нетерпимости и сектантству, как в стане гонимых, так и в стане гонителей.
Однако безоговорочное признание всех сект из уважения к их потенциальномудуховномусодержаниюоткрываетихлидерампутькобмануинадувательствународавсвоихинтересах. В данной квалификационной работе мы предприняли комплексное исследование наиболее распространенных течений в исламе, чтобы ответить примерно на следующие вопросы: почему возникло такое движение? Какими принципами руководствовались их предводители? Не отступают ли они полностью от истины?
Таким образом, важность данной работы заключается в значимости изучения наиболее распространенных в мире течений и сект. На сегодняшний день наличие экстремизма является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации. Борьба с экстремизмом является одним из приоритетных направлений деятельности российского государства на современном этапе. Борьба с экстремизмом требует разработки эффективных мер противодействия и профилактики, для чего необходима соответствующая методологическая база.
Целью данной работы является критический анализ догматических воззрений ваххабитов и способы их преодоления. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявление идеологических истоков исламского экстремизма.
- рассмотрение основных понятий исламского экстремизма.
– выявить основные причины распространения исламского экстремизма в республиках Северного Кавказа.
– выявление основных угроз исламского экстремизма в России.
Объектом исследования являются экстремистские движения в исламе.
Предметом исследования являются причины его возникновения, сущность и места распространения.
Методологическую основу работы составляют принципы, представляющие общенаучный интерес, а также принципы, используемые в конкретных науках социально-гуманитарного цикла, в частности истории. Принципы анализа, синтеза и абстрагирования имели важное значение для построения логической структуры работы и сбора фактического материала для исследования. Принцип диалектики позволил провести исследование на теоретическом уровне, раскрывая цель и задачи работы. Принципы историзма и рассуждения позволили комплексно подойти к изучаемой теме.
Степень изученности проблемы. Изучение проблемы экстремизма в исламе является относительно новым направлением исследований в области политологии, поскольку история современного экстремизма восходит к образованию экстремистской исламской организации «Братья-мусульмане» в Египте в 1926 году. Однако можно сказать, что целая группа ученых Востока и Запада еще до этого периода способствовала замалчиванию проблемы. Так, мусульманский богослов XII века Аш-Шахрастани изучал процесс расколов в исламе и его последствия, которые были прежде всего политически мотивированные .
Абу Хамид аль-Газали стал основателем общепризнанной нормативной суннитской школы мысли, получившей распространение в исламском мире. Л. Бернард, И. Гольдциер, Идрис Шах, А. Массе в своих работах стремились проследить историю возникновения и развития ислама и отдельных его течений, а также составить наиболее полное описание исламского учения в том виде, который был доступен исследователям .
Современный интерес к религии в целом и религиозному экстремизму в частности в определенной степени мотивирован набирающей популярность в научных кругах идеей столкновения цивилизаций, высказанной американским ученым С. Хантингтоном. Популярность концепции Хантингтона, определяющей нарастающие противоречия между религиями как столкновение цивилизаций, можно объяснить относительной простотой ее концептуализации, пригодностью в качестве "ключа" к пониманию конфликта в СНГ, а также эффективностью ее подачи. От разных идеологических течений, а также от того, что идеи Хантингтона адресованы значительной части политических экстремистов .
Среди современных отечественных ученых, изучавших различные аспекты арабо-исламской цивилизации, исламского права, а также политизации этой религии, можно отметить Л.С. Васильева . Так, исследователь движения радикального ислама Л.Р. Полонская указывает на особенности возрождения базовых основ религии как теологической, так и политической: если в первом случае речь идет о теории возрождения идеального исламского государства, гарантирующего возможность существования такого общества, то во втором случае речь должна идти о борьбе фундаменталистов за силовой захват власти и установление такого общества. Политическая модель государства основана на шариате .
Самый известный исследователь политического ислама А.Ф. Малашенко, в свою очередь, рассматривает фундаментализм как мысль и теорию, а исламизм, по его мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть действием . Идеологически сегодняшние «классические» фундаменталистские организации призывают к «очищению» уже существующего ислама, обвиняют официальное духовенство в коррупции и раболепстве и призывают к созданию «идеального» исламского общества, действующего в соответствии с «здравым» Кораном, Сунной и шариатом. Одной из отличительных особенностей современного исламского фундаментализма является то, что его сторонники внутри исламского движения борются против традиционалистов и модернистов.
Традиционалисты призывают к сохранению ислама в том виде, в котором он появился в период добуржуазных социальных, экономических, политических и культурных институтов и идей. Они выступают против любых перемен – как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания являются представители официального духовенства, поддерживающие правящие режимы.
Модернисты стараются реформировать исламское вероучение, приспособить его к потребностям современного развития, игнорируя или путая одни положения и развивая другие. Носителями такого типа религиозного сознания являются, в частности, сторонники "исламского социализма". Наибольшую угрозу представляет экстремизм и фундаментализм, в связи с чем его часто называют "воинствующим исламом". Фундаменталисты одобряют использование терроризма и насилия для достижения политических целей.
В последнее время, после известных событий августа 1999 года в Дагестане появились новые работы по этой проблеме. Среди них стоит отметить дагестанских ученых З.С. Арухов, Э. Кисриев, изучавший проблему экстремизма в современном исламе .
Гипотеза исследования. Анализ литературы по теме исследования и предварительное исследование позволили сформулировать гипотезу, исходящую из того, что идейные взгляды ваххабитов в корне не соответствуют канонам Сунны и шариата, традиционному исламу.
Научная новизна и теоретическая значимость:
– заключается в соответствующем подборе и компоновке рассматриваемого материала;
– описаны наиболее распространенные догматические заблуждения ваххабитов и способам их разоблачения;
– осуществлен критический подход к установившимся среди ваххабитов суждениям, отметаются фанатические, выдуманные установки, чуждые канонам ислама.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по анализу заблуждений ваххабитов и способам их разоблачения. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и практические рекомендации найдут применение при составлении тематических планов лекций и бесед, учебных планов и программ по педагогике, при создании новых поколений учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся, в курсе лекций по педагогике в вузах, в институтах повышения квалификации, при подготовке лекторов религиоведов.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологией системного подхода, системой примененных методов при решении поставленных задач, опорой на теоретические и эмпирические методы исследования, подтверждением положений, выдвинутых в гипотезе.
Апробация и внедрение. Основные положения диссертации обсуждались на семинарах и круглых столах и были опубликованы в сборнике материалов внутривузовской конференции.
Положения, выносимые на защиту:
1. История и учение ислама показывают, что все требования и возможности мира, толерантности и толерантности коренятся в исламском учении;
2. Одним из приоритетных направлений ограничения сектантской экспансии является улучшение информирования населения о деятельности, в том числе криминального характера, различных религиозных организаций;
3. Укрепление комплексной организации общественных отношений и религиозных конфликтов между т.н. «истинная вера» и «неверные» при абсолютном социальном контроле могут вызвать лишь негативную реакцию общества и исказить истинные ценности ислама;
4. Сознательное применение насилия под прикрытием высоких лозунгов является актом манипулирования общественным сознанием для достижения конкретных политических целей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В обществе, где действует множество сект и течений, умирает культура и прогрессирует страшная духовная болезнь – неспособность к различению добра и зла, истины и лжи. Такое общество лишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делается неспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектом влияния чужой, внешней воли.
Одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций. В настоящее время в нашей стране в этой области в наличии то, что называется «информационным голодом».
Секта – это весьма опасное явление. Хотя наше государство многонациональное и поэтому в нашей стране много религий, среди них необходимо различить социально и психологически опасные тоталитарные секты, поглощающие людей как болото.
Общество должно принять все необходимые меры по ограждению молодых людей от влияния тоталитарных сект, т.к. молодёжь это не только самый активный слой общества, но и по большому счету его будущее.
На наш взгляд, наиболее слабое изучение в настоящее время процессы и тенденции, происходящие в структуре таких течений. Нельзя забывать и о том, что приверженцы сект, как правильно, подвергаются постоянной духовной обработке со стороны руководителей общин. С другой стороны, общественное мнение играет большую роль в осуждении сектантского экстремизма. Одним из важнейших вопросов является вопрос о перекрытии каналов воспроизводства религиозности в молодых поколениях социалистического общества.
Ваххабизм возник как экстремистское движение в XVIII веке. Ученые-сунниты сразу поняли, что это ошибочная секта, стремящаяся разделить и уничтожить ислам изнутри. Ваххабизм назван в честь основателя той же секты Мухаммада бин Абдул Ваххаба ат-Тамими (1115–1207 гг. Хиджры/1703–1792).
Перечислим некоторые признаки ложного ваххабитского салафизма.
1) Отклонения в доктрине, ведущие к антропоморфизму. Поэтому ваххабиты (или так называемые салафиты) при знакомстве со своим братом задают первый вопрос: «Где Бог?» «Невежественные из них думают, что Бог восседает на престоле и что он находится на одной стороне пространства и что он буквально каждую ночь спускается на нижние небеса.
1) От отклонений в вере и нападок на ашаритов и матуридитов до их отлучения от церкви.
2) Нападки на суфизм и суфиев и отрицание путей, шейхов суфизма и других.
3) Несектантский (не следует 4 суннитским школам мысли)
4) Продолжение пункта 4. Их отсутствие доктрины фактически является отрицанием четырех общепризнанных школ мысли и приверженностью их доктрине.
5) Подражание Ибн Таймийе (выбирая то, что принесет им пользу), его ученикам, Ибн Абд аль-Ваххабу (которого они считают полюсом эпохи, новатором века, шейхом ислама), абсолютным муджтахид и им подобные), а также подражание шейхам хадисов, носившим их учение, таким как Аль-Албани, Ибн Баз, Ибн Усаймин и другие.
6) Основной вопрос по ваххабизму - посещение могил, а это важная часть Сунны, которая полностью запрещена. Даже посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не рекомендуется, не говоря уже о святые. и т. д. Вы не увидите ваххабита, приходящего на могилу святых или даже его родственника, так как кладбище является для них запретным местом.
7) Еще одна проблема, которую они подняли и дошли до того, что классифицировали мусульман как многобожников, — это тавассуль.
8) Отрицание первоначальных караматов, благословений и тому подобного.
9) большинство мусульман для них – либо еретики, либо многобожники, либо имеют неправильный подход, либо являются отклонениями в вероучении. Если человек не согласен с ними хотя бы по одному вопросу, на него немедленно налагается проклятие (отлучение). Более того, они будут внимательно вас проверять, пока не найдут это несоответствие.
10) одним из внешних признаков, предсказанных Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, является бритье головы. По крайней мере, именно это наблюдалось среди ранних ваххабитов, о чем говорили ученые.
11) с момента своего появления они ведут свой «джихад» только против мусульман. Где бы ни появлялись «ваххабитские джихадисты», они заканчивают тем, что убивают мусульман, выступающих против их заблуждений и дурных ересей. История ислама не знает случая, когда бы ваххабиты вели «джихад» против неверующих, но в учебниках по истории есть немало примеров настоящего джихада между суфиями-суннитами и неверующими. Такие имена, как Саладин Аль-Айюби, Нур ад-Дин Аль-Зенги, Султан Мухаммад Аль-Фатех, Абдул-Кадир Аль-Джазаири, Имам Шамиль, Омар Аль-Мухтар и другие говорят сами за себя.



1. Абдуль-Кахир аль-Багдади. Аль-фарк байна аль-фирак. Бейрут, Ливия, 2005.
2. Абу Али аль-ашари «Ашариты» Махачкала, 2012 г., 2-е издание
3. Абу аль-Фатх Мухаммад бин Абдуль-Карим аш-Шахрастани «Аль-милаль ва ан-нихаль» Бейрут, 2009 г., Т.1.
4. Абу Халиль Шавкъи «Атлас аль-фиракъи ва аль-мазагьибиль аль-исламийя» Дамаск, 2009 г., изд. «Дар аль-фикр»
5. Абу Шабаб Ахмад Иваз «Аль-китабу аль-хаваридж» Бейрут 2005
6. Абувов И.М., Шафиева М.М. «Истории имамов акиды и мазхабов» Махачкала, 2012 г.
7. Ацаев С.А. «Истории Пророков» Махачкала, 2010 г., изд. Нуруль Иршад.
8. Ацаев С.А. Сокровищница благодатных знаний. 3-е издание. Махачкала, 2010 г., изд. Нуруль Иршад
9. Акаев В.Х., Магомедов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. - 1996. - №3. - С. 64.
10. Аккиева С, Международная конференция «Ислам - религия мира» //Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М., 1999. - № 28. - С.17.
11. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999.
12. Ас-Сибаи Мустафа. Социализм ислама. - Дамаск, 1959. - С.32 (на арабском языке).
13. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. -М., 1984.
14. Васильева Л.С. Очерки истории. – М., 1999.
15. Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб., 1912. - С. 100.
16. Дзадзиев А. "Нет" - ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. - № 22. - С. 76.
17. Дзадзиев А. "Нет" - ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - 1998. - № 22. - С. 36.
18. Жданов Н.В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге 21-века. - М., 1989. - С.34.
19. Житич Н. Хаттаб в поход собрался? // Вечерний Ростов. - 1999. – 15июня.
20. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. - М., 1988. - С. 131-132.
21. Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л. и др. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. - Ростов-на-Дону:, 1999.
22. Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986. - С. 193.
23. Исмаил У. Мы надеемся освободить мечеть в Иерусалиме// Калам. -1999.-25 марта.
24. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990.
25. Кузьминов А. Граница на замке. Чечня готовится к агрессии?//Совершенно секретно. - 1998. - № 2.
26. Кутб С. Под сенью Корана. - Каир, (на арабском языке).
27. Кутб социальная справедливость. Каир, - 1967. - С. 97-98 (на арабском языке).
28. Малашенко А. В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение// Независимая газета. – 1997.- 25 декабря. – С. 5.
29. Массэ А. Очерк истории ислама. – М., 1982.
30. Милованов Ю.Е. "Анклавизация" территорий Северо-Кавказского региона: содержание процесса и проблемы исследования // Насилие в современной России: Тез. докл. науч. кон,ф. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 54-56
31. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (очерки исламской цивилизации). - М., 1990. - С. 60.
32. Мухаммад аль-Хударибек. Тарих аль-умам аль-исламийя. Каир, 1969 г. Т.1.
33. Рашид Рида. Аль-хиляфа ау аль-имамат аль-узма. - Каир,
34. Рида Р. Аль-хиляфа ау аль-иммамат аль-узма. - Каир, 1975 (на арабском языке).
35. Сюкиянен Л.Р. Концепция халифата и современные государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985. - С. 139-140.
36. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда? (Северный Кавказ: проблемы и политика)//Вестник Миротворческой миссии на Северном Кавказе. – Пятигорск, 1998.
37. Трофимов Д.Л. Исламский фундаментализм в политической жизни Египта. - М., 1991. - С.3.
38. Умара абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-муасира. - Бейрут, 1987. - С. 138 (на арабском языке).
39. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. -1994. -№ 1.
40. Ярлыкапов А. А. Этноконфессиональная ситуация в ногайской степи // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998. - № 2. - С. 71.
Интернет ресурсы:
41. Астапов С.Н. Конфессиональная и культурно-традиционная составляющие религиозной идентичности в современном обществе – Режим чтения: // http://www.e-religions.net/reports/astapov.htm (дата обращения: 19.04.2023)
42. Булатов А.О. Российское государство и мусульмане: основные тенденции взаимодействия и стратегии адаптации // Этножурнал. 2006. № 12 – Режим чтения: http://www.ethnonet.ru/ru/pub/bulat.html (дата обращения: 20.04.2023)
43. Игнатенко А.А. Обыкновенный ваххабизм. Ч. 3. – Режим чтения: http://old.russ.ru/politics/20010914-ign.html (дата обращения: 20.04.2023)
44. Каневский К. Социальное партнерство государства и религиозных объединений: проблемы правового регулирования // Право и жизнь. 2005 // http://www.law-n-life.ru/numbers/n824l.htm (дата обращения: 20.04.2023)
45. Кисриев Э. Дагестанские мусульмане: опыт структурной типологии и характеристики // Полит.ру. 2003.14 ноября // http://polit.ru/print/any?documtnt=62934 (дата обращения: 20.04.2023)
46. Фисенко В.А., Винокурова А.В. Основные формы религиозных организаций в современном российском обществе: проблемы и тенденции развития: Режим чтения: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-religioznyh-organizatsiy-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve-problemy-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 20.04.2023)
Халидов Д. Ислам и политика в Дагестане http://old.iea.ras.ru/books/17_dag2/180620041104_1.htm (дата обращения: 20.04.2023)
Ханбабаев М. Исламский радикализм на Северном Кавказе // http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-12914.html
Ярлыкапов A.A. Исламское образование в Дагестане: современные проблемы // http: // www.viu-online.ruiscience/publ/buletenl l/page3.html1 (дата обращения: 20.04.2023)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ