Введение 6
1 Исследование возможностей внедрения гастрономических туров в
ассортимент туристического агентства 8
1.1 Развитие гастрономического туризма в России и мире 8
1.2 Исследование спроса на гастрономический турпродукт среди
российских туристов и анализ предложений на рынке туризма 15
1.3 Анализ деятельности и ассортиментной политики компании
«Онлайнтурс» 22
2 Разработка рекомендаций турагентству «Онлайнтурс» по внедрению в
ассортимент туров гастрономической направленности 34
2.1 Рекомендации по внедрению туров гастрономической направленности
в ассортимент компании 34
2.2 Разработка план-графика реализации предложенных мероприятий по
расширению ассортимента 50
2.3 Оценка затрат на реализацию предложенных рекомендаций 55
Заключение 61
Список использованных источников 64
Глоссарий 69
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена развитием в России туристского рынка и расширением возможностей деятельности туристских компаний. В последние годы значительно возрос интерес к новым видам туризма, одним из которых является гастрономический туризм.
Мировой опыт свидетельствует, что введение туров гастрономической направленности в ассортимент турфирм является стратегически верным решением для политики компаний. Ни одно путешествие не обходится без дегустаций блюд и напитков местной кухни, посещением местных ресторанов и кафе.
Российский рынок туризма еще находится на стадии активного внедрения гастрономических туров, поэтому ниша данного направления еще не перенасыщена, следовательно, имеет высокий потенциал для развития бизнеса.
Спрос на гастрономические туры с каждым годом увеличивается, появляются новые поклонники данного вида отдыха, но позволить себе такое путешествие, в настоящее время, может не каждый турист, в силу дороговизны многих предложений.
Актуальность работы обусловлена появлением гастрономических туров на российском туристском рынке и их активном развитии. Все больше турфирм заинтересованы во внедрении туров гастрономической направленности в свой ассортимент для расширения целевых сегментов покупателей и диверсификации предложения.
Цель работы - разработка рекомендаций турагентству «Онлайнтурс» по внедрению в ассортимент туров гастрономической направленности.
Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- провести исследование рынка гастрономического туризма в мире и Российской Федерации;
- проанализировать особенности спроса и предложений в сегменте гастрономического туризма на российском рынке;
- выполнить анализ деятельности компании «Онлайнтурс», выявить возможности и условия внедрения туров гастрономической направленности в ассортимент «Онлайнтурс»;
- разработать рекомендации турагентству «Онлайнтурс» по внедрению в ассортимент туров гастрономической направленности, включая разработку план-графика мероприятий по расширению ассортимента;
- выполнить расчет затрат на реализацию предложенных мероприятий.
Объект исследования - ООО «Онлайнтурс», предмет - возможности и условия внедрения туров гастрономической направленности в ассортимент ООО «Онлайнтурс».
При проведении исследования были использованы следующие приемы и методы: метод анализа и синтеза, SWOT-анализ, BCG-анализ, сравнение, обобщение, систематизация, затратный метод для оценки затрат на внедрение предлагаемых рекомендаций.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения на практике предложенных рекомендаций в деятельности компании «Онлайнтурс».
Новизна результатов работы заключается в комплексном изучении состояния гастрономического туризма в России и мире, в применении приведенных мероприятий для внедрения туров в ассортимент туристкой компании, а также в обосновании целесообразности затрат на разработанные мероприятия.
Объем работы составляет 71 лист формата А4 (без учета приложений). Работа содержит 13 таблиц, 11 рисунков, три приложения и 48 источника информации.
В результате выполнения работы были предложены практические рекомендации по внедрению в ассортимент компании «OnlineTours» туров гастрономической направленности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проведено исследование рынка гастрономического туризма в мире и Российской Федерации;
- проанализированы особенности спроса и предложений в сегменте гастрономического туризма на российском рынке;
- выполнен анализ деятельности компании «OnlineTours»;
- разработаны рекомендации турагентству «OnlineTours» по внедрению в ассортимент туров гастрономической направленности, включая разработку план-графика мероприятий по расширению ассортимента;
- выполнен расчет затрат на реализацию предложенных мероприятий.
В результате выполнения работы было доказано, что российский туристский рынок активно развивается и внедряет гастрономическое направление туризма, но такое нововведение еще далеко от международных стандартов и находится только на начальном этапе развития. Россия располагает всеми необходимыми ресурсами для развития современного гастрономического туризма, поэтому очень важно направлять инвестиции в развитие данного направления.
В целом были выделены следующие тенденции развития гастрономического туризма:
1) каждая туристическая поездка не обходится без дегустаций местной кухни и посещений таверн;
2) на мировом туристском рынке число путешественников с гастрономическими предпочтениями возросло до 95 %;
3) гастрономический туризм только набирает обороты в России;
4) практически каждая область России имеет свой гастрономический бренд, который необходимо развивать и спонсировать;
5) гастрономический туризм - мощный инструмент развития туристского и ресторанного бизнеса;
6) гастротуры, в настоящий момент - не массовый продукт, это, скорее, туры индивидуального или VIP-формата;
7) на российском рынке доля операторов, занимающих нишу гастрономического туризма достаточно мала, что является отличной почвой для развития данного направления;
8) главные проблемы гастрономических туров заключается в малой освещенности среди потребителей и очевидная дороговизна по сравнению с массовым продуктом;
9) Целевая аудитория имеет узкий сегмент потребителей в лице профессионалов кулинарного и винного дела, журналистов, блогеров, любителей и туристами с доходами выше среднего показателя;
10) доля заинтересованных туристов составляет 10 %, а потребность в гастрономических турах ежегодно растет на 17 %;
11) Туристские фирмы в настоящий момент заинтересованы в снижении стоимости на гастрономические туры с целью охвата большей аудитории;
12) наибольшее кол-во предложений по гастротурам у операторов «StarTour» и «Гурман-Тревел».
В рамках работы было проведено исследование деятельности компании «OnlineTours» которое показало, что фирма работает преимущественно в онлайн-среде, что позволяет уменьшить некоторые издержки, а также занимает достаточно устойчивое положение на рынке, имеет множество сильных сторон и возможностей при малых показателях угроз. Фирма «OnlineTours» имеет необходимый фундамент и ресурсы для внедрения в ассортимент гастрономических туров.
Для решения указанных выше проблем разработаны следующие рекомендации по внедрению в ассортимент туров гастрономической направленности:
- предложено полное исследование ниши и составление портрета целевой аудитории;
- предложены мероприятия по разработке продающих текстов и баннеров для продвижения в социальных сетях и рассылке рекламных писем;
- разработка рекламных проектов;
- проведение тренингов персонала по продажам;
- внедрение самих туров на сайт компании для последующего онлайн- бронирования.
Предложенные рекомендации позволят расширить ассортиментный портфель компании, привлечь новый поток клиентов и заинтересовать уже имеющихся, получать дополнительный доход с продажи гастротуров, а также занять почти свободную нишу на российском рынке.
Расчет затрат показал, что компании потребуется 12 - 15 недель на реализацию всех предложенных мероприятий, финансовые мероприятия составят 87 840 руб. единоразовых затрат, окупаемость проекта - 2, 16 мес.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследования, приведенные в данной работе можно использовать под деятельность туристских компаний, включая фирму «OnlineTours».
Новизна предложенных мероприятий состоит в следующем:
- предложены новейшие способы продвижения в социальных сетях;
- были разработаны мероприятия по продвижению в поисковых системах с помощью сервиса «Яндекс.Директ» и таргетированной рекламы площадки Инстаграм;
- определена новейшая система обучения персонала турфирмы.
1 ГОСТ Р 50681-2010. - Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 580- ст). - М. : Стандартформ, 2010 - 18 с.
2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год. - М. : Эксмо, 2014. - 56 с.
3 Абабков Ю. Н., Абабкова М. Ю., Филиппова И. Г. Маркетинг в туризме: учебник / под ред. Е. И. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 214 с.
4 Агешкина Н. А. Основы турагентской и туроператорской
деятельности: учебное пособие. - М : ИНФРА-М, 2021. - 567 с.
5 Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник. 4е изд. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
6 Барышев А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. Пособие
- М. : Финансы и статистика, 2011. - 160 с.
7 Бизнес-планирование в туризме: учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой [и др.]. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2021. - 310 с.
8 Богданов Е. И. Экономика отрасли туризма: учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская; под ред. проф. Е. И. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2021. - 318 с.
9 Богданов Е. И. Планирование на предприятиях туризма: учеб. пособие. - М. : Баланс Бизнес Букс, 2011. - 320 с.
10 Боголюбов В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2021. - 293 с.
11 Быстров С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учеб. пособие. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М , 2014. - 400 с.
12 Дурович А. П. Реклама в туризме: учебное пособие / А. П. Дурович.
- 5-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 158 с.
13 Золотовский В. А., Золотовская Н. Я. Правовое регулирование в сфере туризма: учебное пособие для вузов - М. : Юрайт, 2020. - 247 с.
14 Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2021. - 392 с.
15 Информационное обеспечение туризма : учеб. / Н. С. Морозова [и др.]. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 288 с.
16 Лысакова Л. А. Карпова Е. М., Лесная Е. Н. Tourismus. Туризм: учебное пособие - 3-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2020. - 145.
17 Маркетинг туризма : учеб. пособие / И. В. Гончарова [и др.]. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 224 с.
18 Менеджмент туризма : учеб. / А. Д. Чудновский [и др.]. - М. : Феде-ральное агентство по туризму, 2014. - 576 с.
19 Овчаров А. О. Экономика туризма: учебное пособие / А.О. Овчаров.
- Москва: ИНФРА-М, 2021. - 253 с.
20 Основы туризма : учеб. / Е. Н. Трофимов [и др.] ; под общ. ред. Е. Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
21 Синаторов С. В., Пикулик О.В., Боченина Н. В. Информационные технологии в туризме. - М. : АльфаМ, Инфра-М, 2016. - 336 с.
22 Современные тенденции развития рынка услуг: торговли, ресторанного бизнеса, туризма / М. П. Семененко, Н. Н. Находкин, С. Б. Жабина и др.; под общ. ред. С. Б. Жабиной. Волгоград: Науч. Изд-во, 2013. - 119 с.
23 Трухачев А. В., Таранова И. В. Туризм. Введение в туризм: учебник.
- Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос.аграрного ун-та, 2013. - 396 с.
24 Чудновский А. Д. Информационные технологии управления в туризме. - М. : КноРус, 2020. - 104 с.
25 Шубаева В. Г., Сердобольская И. О. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М : Юрайт, 2021. - 120 с.
26 Абалаков А. Д., Панкеева Н. С. Туризм в контексте глобального и современного экономического кризиса // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. - 2014. Т. 4. №1. - С. 14-32.
27 Андронов Д. Г. От эффективности рекламы к эффективности маркетинга // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - № 3.
28 Сосненко JI. С., Кивелиус Л.С. Специфика анализа экономического потенциала туристской фирмы // Экон. Анализ: теория и практика. - 2014. - № 17. С. 15- 20.
29 Цыринова Н. С. Современные инновационные технологии в туристической отрасли. // Молодой ученый. - 2016. - № 27.2
30 Hotline Travel - досье «Онлайнтурс» [Электронный ресурс] ] // Hotline Travel - URL : https://www.audit-it.ru/contragentZ1167746061053_ooo-onlaynturs(дата обращения: 13.11.21).
31 TestFirm - Финансовое состояние ООО «Онлайнтурс» [Электронный ресурс] // TestFirm - URL :https://www.testfirm.ru/result/7708279000_ooo-onlaynturs (дата обращения: 13.01.22).
32 Think Travel Tech - Смерть массового туризма или будет как раньше?
[Электронный ресурс] // Think Travel Tech - URL : https://thinktraveltech.comZnews/razbor/postcovid-tourism-research (дата
обращения: 05.12.21).
33 Интернет-журнал «Technology: Tourism &Hospitality» - Тенденции развития гастрономического туризма - URL : [Электронный ресурс] // Technology: Tourism & Hospitality -https://www.tohology.com (дата обращения:
28.11.21) .
34 Интернет-журнал «Сноб» - Пять трендов индустрии туризма в 2021 году [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Сноб» - URL : https://snob.ru/entry/200532/ (дата обращения: 01.12.21).
35 Министерство науки и высшего образования РФ - Международный студенческий туристический конгресс [Электронный ресурс] // Министерство науки и высшего образования - URL :https://www.kp.ru/russia/novosti-turizma-v-rossii/studencheskij-turisticheskij-kongress/ (дата обращения: 21.10.21).
36 Официальный сайт Национальной ассоциации гастрономического туризма [Электронный ресурс] // Ассоциация гастрономического туризма России. - URL : Ьйр://агтр.рф/ (дата обращения: 12.12.21).
37 Реестр туроператоров [Электронный ресурс] // Ростуризм - URL : https://tourism.gov.ru/news/17846/(дата обращения: 24.12.21).
38 Российская газета - Как пандемия повлияла на индустрию путешествий в РФ [Электронный ресурс] // RG.RU- URL : https://rg.ru/2021/09/15/reg-ufo/eksperty-nazvali-perspektivnye-turisticheskie- napravleniia-v-rossii.html(дата обращения: 21.11.21).
39 Сайт компании «StarTour» - агентствам [Электронный ресурс] // StarTour - URL :https://startour.ru/ (дата обращения: 22.11.21).
40 Сайт компании «StarTour» - каталог туров [Электронный ресурс] // StarTour - URL :https://startour.ru/ (дата обращения: 01.12.21).
41 Сайт компании «Гурман-тревел» - каталог туров [Электронный ресурс] // Гурман-Тревел - URL :https://www.gurman-travel.ru (дата обращения: 01.12.21).
42 Сайт компании «Онлайнтурс» - главная страница [Электронный ресурс] // OnlineTours. - URL :https://www.onlinetours.ru (дата обращения:
21.11.21) .
43 Сайт компании «Онлайнтурс» - как мы растем [Электронный ресурс] // OnlineTours. - URL : https://www.onlinetours.ru/about#history(дата обращения: 22.11.21).
44 Сайт компании «Онлайнтурс» - партнеры [Электронный ресурс] // OnlineTours. - URL :https://www.onlinetours.ru/about#partners (дата обращения:
22.11.21) .
45 Турпром - Туризм будущего: прогнозы футурологов [Электронный
ресурс] // Турпром - URL : https://www.tourprom.ru/news/41499/ (дата
обращения: 17.12.21).
46 ТурСтат - Лучшие регионы России гастрономического туризма
[Электронный ресурс] // ТурСтат - URL :
http://turstat.com/bestgastrotravelrussia2018(дата обращения: 25.11.21).
47 Федеральное агентство по туризму - Перспектива развития туризма на ближайшие годы [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму - URL : https://tourism.gov.ru/contents/documenty(дата обращения: