Изучение факторов тревожности младших школьников и возможностей ее коррекции
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме изучения факторов тревожности младших школьников и возможностей ее коррекции 9
1.1 . Природа тревожности как предмет психологических исследований 9
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 20
1.3. Факторы тревожности и природа детских страхов 34
1.4. Признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции 44
Выводы по главе 1 61
Глава 2. Изучение факторов тревожности младших школьников и возможностей ее коррекции 65
2.1. Обоснование выбора методов исследования 65
2.2. Результаты первичной диагностики 70
2.3. Описание коррекционной программы, направленной на коррекцию
тревожности младших школьников 75
2.4. Повторная диагностика результатов исследования 78
Выводы 82
Заключение 85
Список используемых источников 87
Приложения 92
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме изучения факторов тревожности младших школьников и возможностей ее коррекции 9
1.1 . Природа тревожности как предмет психологических исследований 9
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 20
1.3. Факторы тревожности и природа детских страхов 34
1.4. Признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции 44
Выводы по главе 1 61
Глава 2. Изучение факторов тревожности младших школьников и возможностей ее коррекции 65
2.1. Обоснование выбора методов исследования 65
2.2. Результаты первичной диагностики 70
2.3. Описание коррекционной программы, направленной на коррекцию
тревожности младших школьников 75
2.4. Повторная диагностика результатов исследования 78
Выводы 82
Заключение 85
Список используемых источников 87
Приложения 92
В настоящее время тревожность является достаточно распространённым психологическим явлением и имеет особую актуальность в связи с изменением ситуации развития детства, обусловленной напряжённой социальной, экономической и демографической ситуацией, вследствие которой проявляется негативная тенденция в становлении личности подрастающего поколения. Наиболее ярко у детей проявляется прогрессирующая отчужденность, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность вследствие которой развиваются многочисленные неврозы. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности.
Тревожность школьников характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. А.М. Прихожан называла такое ощущение неблагополучия учеников «школьный невроз» или «школьная фобия».
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая обнаруживается в ее причинах, формах и содержании. Для каждого этапа детского развития существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. К таким возрастным периодам относится младший школьный возраст, когда ребёнок переживает период адаптации к новым условиям своей жизни, осваивает новую социальную роль и становится субъектом собственной деятельности.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость, интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности.
По мнению ряда авторов (А.Л. Вегнер, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, О.А. Слепичева, Е.Р. Хабирова, А.К. Дусавицкий) основными причинами школьной тревожности являются учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей, неблагополучные отношения с учителями, постоянно повторяющаяся оценочно-экзаменационная ситуация, смена учебного коллектива или неблагоприятные отношения со сверстниками.
Актуальность исследования проблемы тревожности связана с тем, что она не только оказывает влияние на учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры ребёнка. Поэтому одной из задач психолога, работающего с детьми данной возрастной категории, является грамотная комплексная диагностика тревожности учащихся младшего школьного возраста и её коррекция.
Целью исследования стало изучение факторов тревожности младших школьников и возможностей её коррекции для разработки и апробации коррекционной программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования - факторы тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- содержание программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников будет подобрано с учетом психологических и возрастных особенности детей;
- средством коррекционно-развивающей работы будет являться психолого-педагогический тренинг, направленный на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме тревожности как предмета психологических исследований .
2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Определить факторы тревожности и природу детских страхов.
4. Исследовать признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции.
5. Провести диагностику и проанализировать результаты тревожности младших школьников.
6. Составить и провести коррекционную программу по преодолению тревожности младших школьников.
7. Оценить эффективность психокоррекционных процедур.
Методологическая база исследования:
Изучению школьной тревожности посвящено множество исследований. В зарубежной психологии явление тревожности исследовали З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Р. Мэй и другие. В отечественной психологии известны работы по проблеме тревожности В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова. В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа (диагностический, формирующий, контрольный); метод статистической обработки данных - Т- критерий Стьюдента.
Методики, используемые на диагностическом и контрольном этапах исследования:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова);
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
3. Проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи»;
4. Проективная методика «Школа».
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о факторах тревожности и природе детских страхов, а также разработке программы психолого-педагогического тренинга, которая включает в себя комплекс логически обоснованных методов коррекции и снижения тревожности у младших школьников с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о проблеме повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы тревожности у учащихся младших классов, а также в экспериментальной апробации примененных диагностических тестов и методик для подтверждения эффективности применяемых средств коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной психокоррекционной программы по коррекции повышенного уровня тревожности младших школьников учителями и психологами в практической деятельности учреждений среднего общего образования и центрах психологической помощи.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья: Экрот Я.Р., Груздова О.Г. Детско-родительская привязанность как условие адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (очно-заочной) (г. Пенза, 19-20 апреля 2019 г.) / под ред. И. А. Медведевой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. -С. 48-52.
Магистерская диссертация состоит из двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа содержит 2 рисунка и 8 таблиц. Общий объем 91 страница без приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Факторы тревожности младших школьников можно условно поделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся психологические особенности личности (чувствительность, мнительность, впечатлительность, заниженная самооценка), к внешним - неблагоприятные отношения с родителями, учителями, сверстниками; негативный эмоциональный опыт.
2. Эффективная коррекционная работа строится в соответствии с содержанием программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников и учитывает психологические и возрастные особенности детей.
4. Положительное влияние психолого-педагогического тренинга на эмоциональное состояние ребенка доказано при осуществлении мониторинга уровня детской тревожности с помощью диагностического инструментария до и после коррекционной работы.
Тревожность школьников характеризуется повышенным уровнем беспокойства, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. А.М. Прихожан называла такое ощущение неблагополучия учеников «школьный невроз» или «школьная фобия».
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая обнаруживается в ее причинах, формах и содержании. Для каждого этапа детского развития существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. К таким возрастным периодам относится младший школьный возраст, когда ребёнок переживает период адаптации к новым условиям своей жизни, осваивает новую социальную роль и становится субъектом собственной деятельности.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость, интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности.
По мнению ряда авторов (А.Л. Вегнер, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, О.А. Слепичева, Е.Р. Хабирова, А.К. Дусавицкий) основными причинами школьной тревожности являются учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей, неблагополучные отношения с учителями, постоянно повторяющаяся оценочно-экзаменационная ситуация, смена учебного коллектива или неблагоприятные отношения со сверстниками.
Актуальность исследования проблемы тревожности связана с тем, что она не только оказывает влияние на учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры ребёнка. Поэтому одной из задач психолога, работающего с детьми данной возрастной категории, является грамотная комплексная диагностика тревожности учащихся младшего школьного возраста и её коррекция.
Целью исследования стало изучение факторов тревожности младших школьников и возможностей её коррекции для разработки и апробации коррекционной программы, направленной на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера младших школьников.
Предмет исследования - факторы тревожности младших школьников.
Гипотеза исследования: коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий:
- содержание программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников будет подобрано с учетом психологических и возрастных особенности детей;
- средством коррекционно-развивающей работы будет являться психолого-педагогический тренинг, направленный на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме тревожности как предмета психологических исследований .
2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Определить факторы тревожности и природу детских страхов.
4. Исследовать признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции.
5. Провести диагностику и проанализировать результаты тревожности младших школьников.
6. Составить и провести коррекционную программу по преодолению тревожности младших школьников.
7. Оценить эффективность психокоррекционных процедур.
Методологическая база исследования:
Изучению школьной тревожности посвящено множество исследований. В зарубежной психологии явление тревожности исследовали З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Р. Мэй и другие. В отечественной психологии известны работы по проблеме тревожности В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова. В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан), экзаменационная тревожность (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р. Кисловская, А.М. Прихожан).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа (диагностический, формирующий, контрольный); метод статистической обработки данных - Т- критерий Стьюдента.
Методики, используемые на диагностическом и контрольном этапах исследования:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова);
2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен);
3. Проективная методика А.И. Захарова «Мои страхи»;
4. Проективная методика «Школа».
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о факторах тревожности и природе детских страхов, а также разработке программы психолого-педагогического тренинга, которая включает в себя комплекс логически обоснованных методов коррекции и снижения тревожности у младших школьников с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о проблеме повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы тревожности у учащихся младших классов, а также в экспериментальной апробации примененных диагностических тестов и методик для подтверждения эффективности применяемых средств коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной психокоррекционной программы по коррекции повышенного уровня тревожности младших школьников учителями и психологами в практической деятельности учреждений среднего общего образования и центрах психологической помощи.
Апробация результатов исследования. По результатам исследования опубликована статья: Экрот Я.Р., Груздова О.Г. Детско-родительская привязанность как условие адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению //Актуализация персональных ресурсов личности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (очно-заочной) (г. Пенза, 19-20 апреля 2019 г.) / под ред. И. А. Медведевой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. -С. 48-52.
Магистерская диссертация состоит из двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Работа содержит 2 рисунка и 8 таблиц. Общий объем 91 страница без приложений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Факторы тревожности младших школьников можно условно поделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся психологические особенности личности (чувствительность, мнительность, впечатлительность, заниженная самооценка), к внешним - неблагоприятные отношения с родителями, учителями, сверстниками; негативный эмоциональный опыт.
2. Эффективная коррекционная работа строится в соответствии с содержанием программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников и учитывает психологические и возрастные особенности детей.
4. Положительное влияние психолого-педагогического тренинга на эмоциональное состояние ребенка доказано при осуществлении мониторинга уровня детской тревожности с помощью диагностического инструментария до и после коррекционной работы.
Тревожность всё чаще выступает в качестве личностной черты, а не ситуативного эмоционального аффекта, этому способствует чувство нестабильности и незащищённости ребенка, а также переживание эмоционального дискомфорта при переходе в новые условия обучения. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах. Актуальность данной разработки обуславливается потребностью в создании специальной коррекционной программы для работы с учащимися младшего школьного возраста и недостаточностью практической разработанностью этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.
В представленной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические источники по проблеме тревожности как предмета психологических исследований; рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста; определены факторы тревожности и природа детских страхов; исследованы признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции; проведена диагностика и проанализированы результаты тревожности младших школьников; проведена коррекционная работа с испытуемыми и повторная диагностика; интерпретированы и обработаны полученные данные, а также сформулированы выводы исследования.
На базе МБОУ СОШ № 30 было проведено исследование, направленное на определение эффективности психологической коррекции детских страхов младших школьников методом арт-терапии. Выборку составили 45 детей: учащиеся 1 «А» класса - 23 человека, учащиеся 1 «Б» класса - 22 человека, из них 24 мальчика и 21 девочка. Возраст детей составил 7-8 лет. Ученики 1 «А» класса составили экспериментальную группу, а ученики 1 «Б» класса - контрольную.
По результатам проведенной работы, можно сделать вывод о том, что коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста является эффективной.
В представленной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические источники по проблеме тревожности как предмета психологических исследований; рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста; определены факторы тревожности и природа детских страхов; исследованы признаки тревожности, методы ее диагностики и коррекции; проведена диагностика и проанализированы результаты тревожности младших школьников; проведена коррекционная работа с испытуемыми и повторная диагностика; интерпретированы и обработаны полученные данные, а также сформулированы выводы исследования.
На базе МБОУ СОШ № 30 было проведено исследование, направленное на определение эффективности психологической коррекции детских страхов младших школьников методом арт-терапии. Выборку составили 45 детей: учащиеся 1 «А» класса - 23 человека, учащиеся 1 «Б» класса - 22 человека, из них 24 мальчика и 21 девочка. Возраст детей составил 7-8 лет. Ученики 1 «А» класса составили экспериментальную группу, а ученики 1 «Б» класса - контрольную.
По результатам проведенной работы, можно сделать вывод о том, что коррекционная программа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста является эффективной.
Подобные работы
- ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У
ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ
ИЗМЕНЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция ситуативной тревожности младших школьников средствами арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция тревожности младших школьников посредством улучшения взаимоотношений в группе сверстников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая программа снижения тревожности младших школьников в период подготовки к Всероссийской проверочной работе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



