Введение 3
Глава 1. Анализ УМК по русскому языку под редакцией М.М.
Разумовской и П.А. Леканта 5
1.1. Учебник как ведущее средство обучения 5
1.2. Анализ УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта 8
Глава 2. Система работы по УМК по русскому языку под редакцией
М.М.Разумовской и П.А. Леканта 19
2.1 Анализ системы упражнений УМК для 7 класса 19
2.2 Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка с применением УМК под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 35
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение 53
Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Основа русского языка как школьного учебного предмета - наука о русском языке.
В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета "Русский язык" менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.
Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им.
Современная школа переходит на новые Стандарты, в это значит, что учитель сталкивается с множеством вопросов, связанных с проблемой выбора учебника, по которому происходит обучение для достижения определенных результатов.
Проблема выбора учебника особо актуальна, так как в преподавании русского языка используется большое разнообразие учебно-методических комплектов.
Конечно, наличие вариативных учебников - положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения.
Но в то же время появляется проблема: многие учителя испытывают определенные трудности при выборе одного из множества УМК, который помог бы педагогу научить ребенка работать на результат и организовывать продуктивную работу на уроке .
В своей работе мы хотели выяснить возможности учебника по русскому языку для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта для формирования УУД.
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование возможностей учебника «Русский язык» для 7 класса под редакцией Разумовской М.М. и Леканта П.А. для формирования УУД.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку.
Предмет исследования: система упражнений по формированию УУД в рамках учебника по русскому языку для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать теоретический материал и комплекс практических заданий, представленных в учебнике «Русский язык» для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
3. Разработать систему упражнений для формирования УУД.
4. Разработать конспекты уроков используя возможности УМК под ред М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, описательный метод.
Весь процесс обучения направлен на достижение определенной цели: воспитание и формирование многогранной творческой личности, с сложившимися приоритетами, правилами поведения, с системной ценностью и представлениями о мире в целом. Естественно, педагог лишь организует и направляет познавательную деятельность учащихся, так как её эффективность зависит от собственных усилий обучаемых.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество, запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Учебник по русскому языку в 7 классе под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта подходит для формирования и освоения универсальных учебных действий. Программа обучения по данному учебнику предусматривает самостоятельное изучение ребенком русского языка, а также, идеально подходит для «сотрудничества» с другими предметами. Анализируя учебник, мы пришли к выводу, что уроки в соответствии с ФГОС легко составить, используя материал УМК, упражнений на отработку всех видов деятельности достаточно, изложение материала предполагает самостоятельное изучение материала, путем моделирования.
Учебный комплекс по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта написан по оригинальной авторской программе. Характерные черты учебника вытекают из общей концепции курса русского языка, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Поэтому в учебниках усилена речевая направленность в подаче программного материала: систематически из года в год, из темы в тему учебник ориентирует на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности учащихся — навыков чтения-понимания, говорения, письма. Формируется представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждений и лингвистических рассказов, т. е. учебник ориентирует на понимание и освоение материала, а не на механическое его заучивание. Таким образом преодолевается существующий в школах разрыв между теорией и практикой обучения. Разнообразные по стилю, жанру и тематике тексты, данные в учебнике, обогащают знания учеников о знакомых им с детства понятиях. Методический аппарат учебников содержит задания двух уровней сложности, что позволяет учителю вариативно подходить к построению уроков в зависимости от степени подготовленности класса и отдельных учеников. При этом изучение наиболее сложных тем курса планируется в начале учебного года с тем, чтобы учащиеся глубже усвоили их. Особое внимание в учебниках уделено известным отечественным ученым-лингвистам, трудом и талантом которых создана наука о русском языке. В учебниках помещены цветные вклейки, которые помогут учителю активизировать работу с учащимися на уроках развития речи, а также разнообразить систему заданий и упражнений по изучаемым темам. Использование различного типа словариков учебника (орфографического, орфоэпического, толкового, синонимов, антонимов, этимологического, словообразовательного) формирует навыки работы со справочной литературой. В методических пособиях для учителя приведены конкретные советы и рекомендации, как изучать наиболее сложные темы курса, представлены контрольные работы, материалы для текущего и итогового контроля.
...
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Литература
1. Буланин, Л. Л. Трудные вопросы морфологии. Пособие для учителей/ Л. Л. Буланин. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
2. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка/Ф. И. Буслаев. - М.: Учпедгиз, 1959. - 623 с.
3. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
4. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997. - №1. - С. 33-34.
5. Вендина, Т. И. Введение в языкознание/ Т. И. Ведина.- М.: Высшая школа, 2001. - 288 с.
6. Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512.
7. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1984.
8. Камчатнов, А. М. Введение в языкознание: учебн. пособие. - 10-е изд./ А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 232 с.
9. Канакина В.Г. Закрепление и систематизация знаний о частях речи // Начальная школа. - 1980. - №5. - С. 22-27.
10. Косовский Б.П., Общее языкознание. Хрестоматия (сост.). - Минск: Высш. шк., 1976. - 432 с.
11. Кочергина, В. А. Введение в языкознание/ В. А. Кочергина. - М.: МГУ, 1970. - 526 с.
12. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
13. Литневская, Е. И., Багрянцева В.А; научн. ред. Е. И. Литневская. Методика преподавания русского языка - М.: Академический проект, 2006. - 509 с.
14. Лыжова Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения // Рус. яз. в школе. - 1987.
• № 5.
15. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Академия, 1999. - 272 с.
... всего 40 источников