Введение
Глава 1. Фантастическое как элемент поэтики 6-15
1.1. Истоки фантастического в поэтике «таинственных повестей» 6-11
1.2. Современные подходы к изучению «таинственных повестей» 11-14
Выводы по 1 главе 14-15
Глава 2. Типы фантастических образов и мотивов 16-49
2.1. Мотивы сна и его разновидности 16
2.2 Образы-символы в «таинственных повестях»
2.3 Герои «таинственных повестей»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Фантастическое как особый тип образности, основанный на смещении границ возможного и невозможного, отчетливо присутствует в поэтике ряда повестей И. С. Тургенева 1850—1880-х гг. В основе этих повестей, получивших в отечественной науке о литературе название «таинственных», лежат странные, нередко фантастические события; в них включены описания действительности, в которых сочетаются возможное и невозможное, реальное и фантастическое; в них присутствуют образы, которые могут быть осмыслены как фантастические с точки зрения ментального состояния героя и читателя — сомнения, неуверенности, колебания между «возможным» и «невозможным».
Названные элементы поэтики «таинственных повестей» в значительной степени создают их особый художественный мир.
Важно отметить, что среди литературоведов наблюдается устойчивый интерес к фантастическому как к элементу поэтики литературного произведения, что подтверждается целым рядом работ, посвященных указанному аспекту литературного произведения в творчестве русских писателей, и в связи с исследованием общих проблем развития русской литературы XIX—XX вв. Это работы Р. Н. Поддубной, Г. Л. Бондаренко, О. А. Фоминой и др. К рассмотрению некоторых повестей И. С. Тургенева 1850 - 1880-х гг. обратились не только критики, но и ученые- филологи. Одним из первых был С. А. Венгеров, который подробно проанализировал «Призраки» и «Собаку» И.С.Тургенева. Ученый дал им невысокую оценку, главным образом из-за присутствия в них фантастического
Первым в единый цикл с названием «таинственные повести» произведения И. С. Тургенева объединил Л. В. Пумпянский. Ученый связал появление в творчестве И. С. Тургенева повестей, в основе которых лежали странные, таинственные или фантастические события, с распространением в России во второй половине XIX в. оккультизма.
Название «таинственные повести», примененное Л. В. Пумпянским для ряда тургеневских произведений 1850-1880-х гг., стало в отечественной историко-литературной науке общепринятым.
Интерес к фантастическому в «таинственных повестях» в той или иной степени проявился и в исследованиях литературоведов 1960—1990-х гг. Так, истоки фантастического в повестях частично рассматривались в работах С. Е. Шаталова, Г. А. Вялого, Л. Н. Осьмаковой, Н. Н. Мостовской, В. Н. Топорова и др . В ряде работ вопрос о фантастическом в «таинственных повестях» затрагивался в связи с решением проблемы художественного метода писателя. Это работы П. Г. Пустовойта, М. А. Турьян, А. Б. Муратова, Р. Н. Поддубной. И. Л. Золотарева и др. В отечественной науке о литературе «таинственные повести» изучались в диссертационных исследованиях О. Б. Улыбиной, К. В. Лазаревой, Е. В. Науменко, О. В. Дедюхиной .
Однако изучение феномена фантастического в произведениях И. С. Тургенева, признанного писателя-реалиста, одного из создателей русской социально-психологической повести и социально-психологического романа, еще не стало предметом специального исследовательского интереса в отечественном литературоведении. Этим обусловлена актуальность дипломной работы.
Объект исследования выпускной квалификационной работы:
особенности романтической фантастики в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева. Предмет исследования: фантастические образы и мотивы, их типы, место и роль в художественной структуре «таинственных повестей» И. С. Тургенева.
Материалом исследования являются «таинственные повести» И. С. Тургенева, в частности, «Призраки» (1864), «Сон» (1875), «Странная история» (1870), «Клара Милич (После смерти)» (1883), др.
Целью настоящей работы является исследование фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева, аналитическое рассмотрение сущности, типов, идейного содержания и роли фантастического в художественной ткани этих произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) проанализировать содержательное наполнение фантастического (мотивов, образов), связанное с мировоззренческим аспектом творчества писателя;
2) показать, как с помощью героя (персонажа), психологический тип личности которого определяем как «особый», в сюжет «таинственных повестей» вводятся фантастические образы и мотивы;
3) рассмотреть типы фантастических образов и мотивов в указанных повестях;
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования Ц.Тодорова, И.В.Семибратовой, К.В.Лазарева, В.Н.Захарова и др.
Методы исследования: В работе использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, биографический методы исследования, метод целостного анализа художественного произведения.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотрения романтически фантастического в поэтике
«таинственных повестей» И. С. Тургенева.
Практическая значимость определяется возможностью использования работы на практических занятиях по дисциплине «История русской литературы», а также в качестве доклада на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
Фантастическое в «таинственных повестях» — сложная и многофункциональная категория, так как тургеневская «таинственная повесть», будучи явлением оригинальным, вместе с тем типологически приближается к романтической фантастической повести 1820—1840-х гг., а также активно развивает пушкинскую традицию введения фантастического как особого способа психологического раскрытия личности («Гробовщик», «Пиковая дама»),
Фантастическое проявляет себя в особом типе образности, для которого характерна, с одной стороны, высочайшая степень условности, с другой — конкретность проявления. Это могут быть фантастические образы- персонажи, образы-ощущения, образы-ситуации.
Фантастическое реализуется в двух типах фантастических мотивов: мотивы, которые являются собственно фантастическими; мотивы, которые приобретают фантастическую окрашенность вследствие того, что являются конструктивным элементом фантастического образа. К первому типу относятся мотивы сна и тайны, ко второму — природные (в том числе и зооморфные), звуковые, восточные, религиозные и др.
Носителями фантастического становятся личности особого психологического склада, которые отличаются неустойчивой психикой, эмоциональной сверхчувствительностью, склонностью к таинственному или мистико-религиозному, а также к мечтаниям. Такой герой определяется в исследовании как «особая» личность. Вводя в повествование «особый» тип личности, И. С. Тургенев добивается углубления психологизма, что свидетельствует о качественном изменении способов психологического анализа, который условно принято называть «тайным психологизмом».
Фантастическое — один из основных элементов сюжетно-композиционной организации «таинственных повестей». Фантастическое помогает развертыванию сюжета, поскольку после его внезапного вторжения или в момент контакта с ним поступки персонажей становятся быстрыми, стремительными, практически мгновенными, отчего и сюжеты повестей приобретают особую динамичность. продолжается активное функционирование мотива сна, и наибольшее значение в произведениях данного периода приобретает мотив «жизнь-сон».
Таким образом, особенности романтической фантастики в «таинственных повестях» И.Тургенева заключаются в том, что в основе его произведений лежит оппозиция фантастического - реального. Поэтика фантастического связана с удвоением мира; в повестях автор использует такие приемы как сон, слухи, галлюцинации, сумасшествие, сюжетная тайна.
Для И.Тургенева вместо порыва к запредельному и романтического томления на грани миров, свойственного немецким романтиками, характерен живой интерес к вопросу о существовании сверхъестественного и о причинах тяготения к нему. Построение композиции также имеет особенности романтической фантастики - наличие экспозиции или концовки, где герои обсуждают вопрос о возможности сверхъестественного события в современной жизни. Определяются две точки зрения - признание и отрицание. Ни одна из них не является ведущей. Сверхъестественное - не данность, оно берется под сомнение. Основным «двигателем» сюжета часто являются сверхъестественные силы, которые влияют на развитие интриги. Зачастую фантастические силы в открытую вмешиваются в сюжет, влияют на судьбу героев.
«Таинственные повести» И.С. Тургенева можно отнести к повестям, где фантастическое реализуется в относительном художественном мире: естественное и сверхъестественное сосуществуют на равных правах; то или иное событие допускает и реальное, и нереальное объяснение. Фантастические произведения Тургенева основаны на параллелизме фантастической и реально-психологической концепции образа.
В системе мотивов "таинственных повестей" ведущим мотивом является мотив сна, который проходит сквозной линией через весь тургеневский цикл. Сновидения - одна из самых загадочных сторон человеческого бытия и неотъемлемая часть культуры. Использование мотива сна является исконной, долговечной традицией русской литературы. Сновидение обладает характерологической функцией, а также способствует углублению идейно-художественного смысла произведения, подчеркивая хрупкость и краткость человеческой жизни. Сны занимают исключительное по обилию место в творчестве Тургенева. Мотив сна является одним из самых распространенных в творчестве Тургенева мотивов. Придавая большое значение снам вообще, являясь прекрасным их рассказчиком, Тургенев включал сновидения в тексты своих произведений.
Мотивы сна в повестях и рассказах 1840-1850-х гг. выполняют характерологическую, концептуальную, сюжетообразующую функции, являются приемом психологизма, способствуют формированию философского подтекста. Типология снов и видений пополняется такими формами, как видение, созданное воображением, сон-наваждение, сон¬настроение, сон-откровение, гипнотический сон, придуманный сон.
Сновидения богаты символическими образами. Один из самых вариативных и многозначных образов, получивших развитие в «таинственных повестях», - образ тумана. Особенностью данного образа в рамках названного цикла, выступает его способность широко варьироваться, обогащаться всё новыми ассоциациями и образовывать синонимический ряд: туман - дым - пар - чад (копоть) - прах - пыль», мгла - пелена. Туман и дым буквально разлиты повсюду на страницах «таинственных повестей».
Художественное время сновидений чаще всего представляет собой смешение прошлого, настоящего и будущего. Основные типы тургеневских литературных сновидений появляются именно в указанный период: это видение нечистой силы, видение умерших, сон природы, воспоминание-сон, сон, активизирующий впечатления прошлого, пророческий сон.
С помощью фантастических образов раскрываются основные темы творчества писателя, что позволяет Тургеневу-художнику и Тургеневу- философу слиться в едином понимании основополагающих начал бытия — любви и смерти, конечности человеческой жизни, трагичности жизненного пути человека вообще. Образы ночи, луны, тумана приобретают фантастическую окрашенность, тем самым усиливая таинственность происходящих событий. Важным конструктивным элементом в создании фантастического являются зооморфные образы — змея, ящерица, хищная птица, паук, обезьяна («Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»).
Фантастический оттенок в поэтике «таинственных повестей» приобретают также и звуковые образы. Герои повестей не только «видят» свои странные фантастические видения, но и «слышат»: звуки струны («Призраки»), голос «отца из сна» («Сон»), голос любимой женщины («Фауст»), «возню» собаки («Собака»), «песню удовлетворенной любви» («Песнь торжествующей любви»). Повести буквально «переполнены» странными звуками, доносящимися ниоткуда — стонами, знакомыми и незнакомыми голосами, воплями, криками и т.д. Звуковые образы усиливают неясность, смутность состояния души героев, что, в свою очередь, усиливает фантастическое.
Фантастическими свойствами в поэтике «таинственных повестей» наделяются и образы вещей.
В ряде повестей реализуется образ «закрытой двери» («Сон», «Песнь торжествующей любви»), «странного окна» («Призраки», «Песнь торжествующей любви»), перед которыми в таинственном недоумении останавливаются герои. Именно там, за ними, скрываются те тайны и загадки, которые напрасно пытаются разрешить герои тургеневских «таинственных повестей».
Через фантастическое нередко раскрывается его философско-мировоззренческая позиция о мимолетности человеческого существования, тщетности всех его жизненных устремлений. В «таинственных повестях» И.С. Тургенева присутствуют персонажи, наделенные традиционными чертами романтических героев, но эти черты проявляются в разной степени.
В каждой повести присутствует персонаж, наделенный большей частью традиционных черт романтического героя. Это исключительные личности, они помещены автором во вполне стандартные, но не приемлемые для них обстоятельства, с которыми пытаются бороться и, как правило, погибают. Исключительность может проявляться по-разному: необычная внешность необычное поведение, связь с искусством, особый внутренний мир. Как и романтиков, Тургенева-писателя привлекала сложность внутреннего мира человека, которая исследуется им посредством введения в художественную ткань его повестей фантастического, что, в свою очередь, дает возможность показа психологической мотивации поведения героя, его состояний, а также его разнообразных взаимоотношений с миром природы, обществом, государством, самим собой.
1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. - М., 1987.
2. Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. - Л., 1968
3. Анненский Иннокентий. Книги отражений. - М.: Наука, 1979.
4. Аринина Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. - Вологда, 1987.
5. Барсукова О.М. Роль символических мотивов в прозе И.С. Тургенева. Дис. канд. филол. наук. - М., 1997. - 175 с.
6. Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
9. Белевицкий С. Мотивы пессимизма в русской литературе (Тургенев и Успенский). Начало. - Сб. ст. - Саратов, 1914.
10. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и
методологии) // Методология анализа литературного процесса. - М., 1989.
11. Бродский Л.Н. И.С. Тургенев. Изд. АПН РСФСР. - М., 1950.
12. Буренин Б. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. - Спб., 1884.
13. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1967.
14. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. - Л., 1990.
15. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л., 1962.
16. Гаджиев А.А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. научн. трудов - Курск, 1984
17. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.
18. Генералова Н.П. И.С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. - СПб., 2003.
/Р.Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (К проблеме жанра «студии» в творчестве 1870-х гг.) // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973.
26.Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. - М. - Ставрополь, 2001.
21. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 1993.
22. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). - Свердловск, 1989.
23. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. - Тула, 2000. - Вып. 6.
24. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. - М., 1974.
25. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. - Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. - Тверь, 2001.
26. Егорова Л.П. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки // Русская литература XX - XXI вв.: проблемы теории и методологии изучения. - М., 2006.
27. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. - Ставрополь, 2001.
28. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. - Петрозаводск, 1974.
29. Золотарёв И.Л. Фантастические произведения И.С. Тургенева и П. Мериме: Сравнительно-типологический анализ: Автореф. дис канд. филол. наук / Орловск. гос. ун-т. - Орёл, 1998.
30. Иезуитов А.Н. «’’Таинственные произведения” И.С. Тургенева
(Объяснение необъяснимого)» // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. - С.-П. - Орёл, 1998.
31. Ильин В.Н. Оккультизм Тургенева // Литературное обозрение. - 1994. - № 3/4, 5/6.
32. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2000.
33. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула, 2001.
34. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести И.С. Тургенева (Проблема метода и мировоззрения)» / Учён. зап. Курского гос. пед. ин-та, Т. - 74: Третий межвузовский тургеневский сборник. - Орёл, 1971.
35. Маевская Т.П. О поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева в контексте гоголевской романтической традиции // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл, 1991.
36. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. - Л., 1975.
37. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. - Вып. 1. - М., 2004.
38. Мостовская Н.Н. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Русская литература. - 1994. - № 4.
39. Мостовская Н.Н. Повесть Тургенева «После смерти» («Клара Милич») в литературной традиции // Русская литература. - 1993. - № 5.
40.Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева // И.С. Тургенев в современном мире. - М., 2007.
41. Петров С.М. «И.С. Тургенев: Жизнь и творчество». - М., 1968.
42. Петрова Л.М. «Фауст» Тургенева и «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (К вопросу о характере «женской» драмы) // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл,2001.
43. Поддубная Р.Н. «Клара Милич» Тургенева и «Вера» Вилье де Лиль - Адана (психическая реальность в «таинственной прозе» последней трети XIX века)// Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 1993.
44. Поддубная Р.Н. Музыка и фантастика в русской литературе XIX века (развитие сквозных мотивов) // Русская литература. - 1997. - № 1.
45. Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 - 1870-х годов // Русская литература 1870 - 1890-х годов. - Сб. 13. - Свердловск, 1980.
46. Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист. - М., 2000.
47. Селиванов В.В. Кризис методологий в гуманитарных науках // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80- летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт- Петербург. Серия «Symposium». - Выпуск №12. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001.
48. Смирнов В.А. Семантика образа «небесной девы» в повести Тургенева «Призраки» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 2003.
49. Смирнова А.И., Нагаева Э.Р. Поэтика «таинственного» в повестях И.С. Тургенева 60 - 70-х гг. // Межвузовская научная конференция «Проблемы метода и мировоззрения И.С Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 2003.
50. Старыгина Н.Н. «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева и русская литературная легенда XIX века // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл, 2001.
51. Топоров В.Н. Странный Тургенев: (Четыре главы). - М.: РГГУ, 1998.
52. Турьян М.А. «Таинственные повести» В.Ф. Одоевского и И.С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Л., 2000.
53. Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Нижегородск. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2006.
54. Филат Т.В. «Поздние повести И.С. Тургенева в оценке современных учёных» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175-летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл: Мин-во образования РФ, ИРЛИ РАН, ОГПИ; Гос. лит. музей И.С. Тургенева, 1993.
55. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 - 40-х гг. XIX века. - М., 2000.
56. Шаталов С.Е. «Таинственные» повести Тургенева // Учёные записки Арзамас. пед. ин-та. - 1992. - Т. 5. - Вып. 4.
57. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 2009.Интернет - источники:
http:// arctogaia.krasu.ru/laboratory/p2/burovsky.shtm (Буровский А.М. «Постнеклассическая парадигма и гуманитарные науки» // «Сибирская локальноэтническая культурная ситуация в конце ХХ века». - Материалы Вторых Параславянских чтений. - 15 декабря 1998 г.)