Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ФАНТАСТИКИ В «ТАИНСТВЕННЫХ» ПОВЕСТЯХ И. ТУРГЕНЕВА

Работа №15941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы59
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
829
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Фантастическое как элемент поэтики 6-15
1.1. Истоки фантастического в поэтике «таинственных повестей» 6-11
1.2. Современные подходы к изучению «таинственных повестей» 11-14
Выводы по 1 главе 14-15
Глава 2. Типы фантастических образов и мотивов 16-49
2.1. Мотивы сна и его разновидности 16
2.2 Образы-символы в «таинственных повестях»
2.3 Герои «таинственных повестей»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Фантастическое как особый тип образности, основанный на смещении границ возможного и невозможного, отчетливо присутствует в поэтике ряда повестей И. С. Тургенева 1850—1880-х гг. В основе этих повестей, получивших в отечественной науке о литературе название «таинственных», лежат странные, нередко фантастические события; в них включены описания действительности, в которых сочетаются возможное и невозможное, реальное и фантастическое; в них присутствуют образы, которые могут быть осмыслены как фантастические с точки зрения ментального состояния героя и читателя — сомнения, неуверенности, колебания между «возможным» и «невозможным».
Названные элементы поэтики «таинственных повестей» в значительной степени создают их особый художественный мир.
Важно отметить, что среди литературоведов наблюдается устойчивый интерес к фантастическому как к элементу поэтики литературного произведения, что подтверждается целым рядом работ, посвященных указанному аспекту литературного произведения в творчестве русских писателей, и в связи с исследованием общих проблем развития русской литературы XIX—XX вв. Это работы Р. Н. Поддубной, Г. Л. Бондаренко, О. А. Фоминой и др. К рассмотрению некоторых повестей И. С. Тургенева 1850 - 1880-х гг. обратились не только критики, но и ученые- филологи. Одним из первых был С. А. Венгеров, который подробно проанализировал «Призраки» и «Собаку» И.С.Тургенева. Ученый дал им невысокую оценку, главным образом из-за присутствия в них фантастического
Первым в единый цикл с названием «таинственные повести» произведения И. С. Тургенева объединил Л. В. Пумпянский. Ученый связал появление в творчестве И. С. Тургенева повестей, в основе которых лежали странные, таинственные или фантастические события, с распространением в России во второй половине XIX в. оккультизма.
Название «таинственные повести», примененное Л. В. Пумпянским для ряда тургеневских произведений 1850-1880-х гг., стало в отечественной историко-литературной науке общепринятым.
Интерес к фантастическому в «таинственных повестях» в той или иной степени проявился и в исследованиях литературоведов 1960—1990-х гг. Так, истоки фантастического в повестях частично рассматривались в работах С. Е. Шаталова, Г. А. Вялого, Л. Н. Осьмаковой, Н. Н. Мостовской, В. Н. Топорова и др . В ряде работ вопрос о фантастическом в «таинственных повестях» затрагивался в связи с решением проблемы художественного метода писателя. Это работы П. Г. Пустовойта, М. А. Турьян, А. Б. Муратова, Р. Н. Поддубной. И. Л. Золотарева и др. В отечественной науке о литературе «таинственные повести» изучались в диссертационных исследованиях О. Б. Улыбиной, К. В. Лазаревой, Е. В. Науменко, О. В. Дедюхиной .
Однако изучение феномена фантастического в произведениях И. С. Тургенева, признанного писателя-реалиста, одного из создателей русской социально-психологической повести и социально-психологического романа, еще не стало предметом специального исследовательского интереса в отечественном литературоведении. Этим обусловлена актуальность дипломной работы.
Объект исследования выпускной квалификационной работы:
особенности романтической фантастики в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева. Предмет исследования: фантастические образы и мотивы, их типы, место и роль в художественной структуре «таинственных повестей» И. С. Тургенева.
Материалом исследования являются «таинственные повести» И. С. Тургенева, в частности, «Призраки» (1864), «Сон» (1875), «Странная история» (1870), «Клара Милич (После смерти)» (1883), др.
Целью настоящей работы является исследование фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева, аналитическое рассмотрение сущности, типов, идейного содержания и роли фантастического в художественной ткани этих произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) проанализировать содержательное наполнение фантастического (мотивов, образов), связанное с мировоззренческим аспектом творчества писателя;
2) показать, как с помощью героя (персонажа), психологический тип личности которого определяем как «особый», в сюжет «таинственных повестей» вводятся фантастические образы и мотивы;
3) рассмотреть типы фантастических образов и мотивов в указанных повестях;
Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы являются исследования Ц.Тодорова, И.В.Семибратовой, К.В.Лазарева, В.Н.Захарова и др.
Методы исследования: В работе использованы сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, биографический методы исследования, метод целостного анализа художественного произведения.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринята попытка рассмотрения романтически фантастического в поэтике
«таинственных повестей» И. С. Тургенева.
Практическая значимость определяется возможностью использования работы на практических занятиях по дисциплине «История русской литературы», а также в качестве доклада на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Фантастическое в «таинственных повестях» — сложная и многофункциональная категория, так как тургеневская «таинственная повесть», будучи явлением оригинальным, вместе с тем типологически приближается к романтической фантастической повести 1820—1840-х гг., а также активно развивает пушкинскую традицию введения фантастического как особого способа психологического раскрытия личности («Гробовщик», «Пиковая дама»),
Фантастическое проявляет себя в особом типе образности, для которого характерна, с одной стороны, высочайшая степень условности, с другой — конкретность проявления. Это могут быть фантастические образы- персонажи, образы-ощущения, образы-ситуации.
Фантастическое реализуется в двух типах фантастических мотивов: мотивы, которые являются собственно фантастическими; мотивы, которые приобретают фантастическую окрашенность вследствие того, что являются конструктивным элементом фантастического образа. К первому типу относятся мотивы сна и тайны, ко второму — природные (в том числе и зооморфные), звуковые, восточные, религиозные и др.
Носителями фантастического становятся личности особого психологического склада, которые отличаются неустойчивой психикой, эмоциональной сверхчувствительностью, склонностью к таинственному или мистико-религиозному, а также к мечтаниям. Такой герой определяется в исследовании как «особая» личность. Вводя в повествование «особый» тип личности, И. С. Тургенев добивается углубления психологизма, что свидетельствует о качественном изменении способов психологического анализа, который условно принято называть «тайным психологизмом».
Фантастическое — один из основных элементов сюжетно-композиционной организации «таинственных повестей». Фантастическое помогает развертыванию сюжета, поскольку после его внезапного вторжения или в момент контакта с ним поступки персонажей становятся быстрыми, стремительными, практически мгновенными, отчего и сюжеты повестей приобретают особую динамичность. продолжается активное функционирование мотива сна, и наибольшее значение в произведениях данного периода приобретает мотив «жизнь-сон».
Таким образом, особенности романтической фантастики в «таинственных повестях» И.Тургенева заключаются в том, что в основе его произведений лежит оппозиция фантастического - реального. Поэтика фантастического связана с удвоением мира; в повестях автор использует такие приемы как сон, слухи, галлюцинации, сумасшествие, сюжетная тайна.
Для И.Тургенева вместо порыва к запредельному и романтического томления на грани миров, свойственного немецким романтиками, характерен живой интерес к вопросу о существовании сверхъестественного и о причинах тяготения к нему. Построение композиции также имеет особенности романтической фантастики - наличие экспозиции или концовки, где герои обсуждают вопрос о возможности сверхъестественного события в современной жизни. Определяются две точки зрения - признание и отрицание. Ни одна из них не является ведущей. Сверхъестественное - не данность, оно берется под сомнение. Основным «двигателем» сюжета часто являются сверхъестественные силы, которые влияют на развитие интриги. Зачастую фантастические силы в открытую вмешиваются в сюжет, влияют на судьбу героев.
«Таинственные повести» И.С. Тургенева можно отнести к повестям, где фантастическое реализуется в относительном художественном мире: естественное и сверхъестественное сосуществуют на равных правах; то или иное событие допускает и реальное, и нереальное объяснение. Фантастические произведения Тургенева основаны на параллелизме фантастической и реально-психологической концепции образа.
В системе мотивов "таинственных повестей" ведущим мотивом является мотив сна, который проходит сквозной линией через весь тургеневский цикл. Сновидения - одна из самых загадочных сторон человеческого бытия и неотъемлемая часть культуры. Использование мотива сна является исконной, долговечной традицией русской литературы. Сновидение обладает характерологической функцией, а также способствует углублению идейно-художественного смысла произведения, подчеркивая хрупкость и краткость человеческой жизни. Сны занимают исключительное по обилию место в творчестве Тургенева. Мотив сна является одним из самых распространенных в творчестве Тургенева мотивов. Придавая большое значение снам вообще, являясь прекрасным их рассказчиком, Тургенев включал сновидения в тексты своих произведений.
Мотивы сна в повестях и рассказах 1840-1850-х гг. выполняют характерологическую, концептуальную, сюжетообразующую функции, являются приемом психологизма, способствуют формированию философского подтекста. Типология снов и видений пополняется такими формами, как видение, созданное воображением, сон-наваждение, сон¬настроение, сон-откровение, гипнотический сон, придуманный сон.
Сновидения богаты символическими образами. Один из самых вариативных и многозначных образов, получивших развитие в «таинственных повестях», - образ тумана. Особенностью данного образа в рамках названного цикла, выступает его способность широко варьироваться, обогащаться всё новыми ассоциациями и образовывать синонимический ряд: туман - дым - пар - чад (копоть) - прах - пыль», мгла - пелена. Туман и дым буквально разлиты повсюду на страницах «таинственных повестей».
Художественное время сновидений чаще всего представляет собой смешение прошлого, настоящего и будущего. Основные типы тургеневских литературных сновидений появляются именно в указанный период: это видение нечистой силы, видение умерших, сон природы, воспоминание-сон, сон, активизирующий впечатления прошлого, пророческий сон.
С помощью фантастических образов раскрываются основные темы творчества писателя, что позволяет Тургеневу-художнику и Тургеневу- философу слиться в едином понимании основополагающих начал бытия — любви и смерти, конечности человеческой жизни, трагичности жизненного пути человека вообще. Образы ночи, луны, тумана приобретают фантастическую окрашенность, тем самым усиливая таинственность происходящих событий. Важным конструктивным элементом в создании фантастического являются зооморфные образы — змея, ящерица, хищная птица, паук, обезьяна («Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви»).
Фантастический оттенок в поэтике «таинственных повестей» приобретают также и звуковые образы. Герои повестей не только «видят» свои странные фантастические видения, но и «слышат»: звуки струны («Призраки»), голос «отца из сна» («Сон»), голос любимой женщины («Фауст»), «возню» собаки («Собака»), «песню удовлетворенной любви» («Песнь торжествующей любви»). Повести буквально «переполнены» странными звуками, доносящимися ниоткуда — стонами, знакомыми и незнакомыми голосами, воплями, криками и т.д. Звуковые образы усиливают неясность, смутность состояния души героев, что, в свою очередь, усиливает фантастическое.
Фантастическими свойствами в поэтике «таинственных повестей» наделяются и образы вещей.
В ряде повестей реализуется образ «закрытой двери» («Сон», «Песнь торжествующей любви»), «странного окна» («Призраки», «Песнь торжествующей любви»), перед которыми в таинственном недоумении останавливаются герои. Именно там, за ними, скрываются те тайны и загадки, которые напрасно пытаются разрешить герои тургеневских «таинственных повестей».
Через фантастическое нередко раскрывается его философско-мировоззренческая позиция о мимолетности человеческого существования, тщетности всех его жизненных устремлений. В «таинственных повестях» И.С. Тургенева присутствуют персонажи, наделенные традиционными чертами романтических героев, но эти черты проявляются в разной степени.
В каждой повести присутствует персонаж, наделенный большей частью традиционных черт романтического героя. Это исключительные личности, они помещены автором во вполне стандартные, но не приемлемые для них обстоятельства, с которыми пытаются бороться и, как правило, погибают. Исключительность может проявляться по-разному: необычная внешность необычное поведение, связь с искусством, особый внутренний мир. Как и романтиков, Тургенева-писателя привлекала сложность внутреннего мира человека, которая исследуется им посредством введения в художественную ткань его повестей фантастического, что, в свою очередь, дает возможность показа психологической мотивации поведения героя, его состояний, а также его разнообразных взаимоотношений с миром природы, обществом, государством, самим собой.



1. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. - М., 1987.
2. Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. - Л., 1968
3. Анненский Иннокентий. Книги отражений. - М.: Наука, 1979.
4. Аринина Л.М. Романтические мотивы в «таинственных повестях» И.С. Тургенева // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. - Вологда, 1987.
5. Барсукова О.М. Роль символических мотивов в прозе И.С. Тургенева. Дис. канд. филол. наук. - М., 1997. - 175 с.
6. Батюто А.И. Тургенев-романист. - Л., 1972.
7. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
9. Белевицкий С. Мотивы пессимизма в русской литературе (Тургенев и Успенский). Начало. - Сб. ст. - Саратов, 1914.
10. Борев Ю.Б. Художественный процесс (проблемы теории и
методологии) // Методология анализа литературного процесса. - М., 1989.
11. Бродский Л.Н. И.С. Тургенев. Изд. АПН РСФСР. - М., 1950.
12. Буренин Б. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. - Спб., 1884.
13. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. - Л., 1967.
14. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. - Л., 1990.
15. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М. - Л., 1962.
16. Гаджиев А.А. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Творчество И.С. Тургенева. Сб. научн. трудов - Курск, 1984
17. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987.
18. Генералова Н.П. И.С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. - СПб., 2003.
/Р.Головко В.М. Жанровое своеобразие «Странной истории» И.С. Тургенева (К проблеме жанра «студии» в творчестве 1870-х гг.) // Проблемы жанра и стиля в русской литературе. - М., 1973.
26.Головко В.М. Историческая поэтика русской классической повести. - М. - Ставрополь, 2001.
21. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 1993.
22. Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). - Свердловск, 1989.
23. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. - Тула, 2000. - Вып. 6.
24. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. - М., 1974.
25. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Пособие по спецкурсу. - Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. - Тверь, 2001.
26. Егорова Л.П. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки // Русская литература XX - XXI вв.: проблемы теории и методологии изучения. - М., 2006.
27. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. - Ставрополь, 2001.
28. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. - Петрозаводск, 1974.
29. Золотарёв И.Л. Фантастические произведения И.С. Тургенева и П. Мериме: Сравнительно-типологический анализ: Автореф. дис канд. филол. наук / Орловск. гос. ун-т. - Орёл, 1998.
30. Иезуитов А.Н. «’’Таинственные произведения” И.С. Тургенева
(Объяснение необъяснимого)» // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов. - С.-П. - Орёл, 1998.
31. Ильин В.Н. Оккультизм Тургенева // Литературное обозрение. - 1994. - № 3/4, 5/6.
32. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 2000.
33. Курляндская Г.Б. И.С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. - Тула, 2001.
34. Курляндская Г.Б. «Таинственные повести И.С. Тургенева (Проблема метода и мировоззрения)» / Учён. зап. Курского гос. пед. ин-та, Т. - 74: Третий межвузовский тургеневский сборник. - Орёл, 1971.
35. Маевская Т.П. О поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева в контексте гоголевской романтической традиции // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл, 1991.
36. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. - Л., 1975.
37. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. - Вып. 1. - М., 2004.
38. Мостовская Н.Н. Восточные мотивы в творчестве Тургенева // Русская литература. - 1994. - № 4.
39. Мостовская Н.Н. Повесть Тургенева «После смерти» («Клара Милич») в литературной традиции // Русская литература. - 1993. - № 5.
40.Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева // И.С. Тургенев в современном мире. - М., 2007.
41. Петров С.М. «И.С. Тургенев: Жизнь и творчество». - М., 1968.
42. Петрова Л.М. «Фауст» Тургенева и «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (К вопросу о характере «женской» драмы) // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл,2001.
43. Поддубная Р.Н. «Клара Милич» Тургенева и «Вера» Вилье де Лиль - Адана (психическая реальность в «таинственной прозе» последней трети XIX века)// Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 1993.
44. Поддубная Р.Н. Музыка и фантастика в русской литературе XIX века (развитие сквозных мотивов) // Русская литература. - 1997. - № 1.
45. Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 - 1870-х годов // Русская литература 1870 - 1890-х годов. - Сб. 13. - Свердловск, 1980.
46. Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист. - М., 2000.
47. Селиванов В.В. Кризис методологий в гуманитарных науках // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80- летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт- Петербург. Серия «Symposium». - Выпуск №12. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001.
48. Смирнов В.А. Семантика образа «небесной девы» в повести Тургенева «Призраки» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 2003.
49. Смирнова А.И., Нагаева Э.Р. Поэтика «таинственного» в повестях И.С. Тургенева 60 - 70-х гг. // Межвузовская научная конференция «Проблемы метода и мировоззрения И.С Тургенева» (К 175 - летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл, 2003.
50. Старыгина Н.Н. «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева и русская литературная легенда XIX века // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвузовский с. научных трудов. - Орёл, 2001.
51. Топоров В.Н. Странный Тургенев: (Четыре главы). - М.: РГГУ, 1998.
52. Турьян М.А. «Таинственные повести» В.Ф. Одоевского и И.С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - Л., 2000.
53. Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «таинственных повестей» И.С. Тургенева: Автореф. дис. .канд. филол. наук / Нижегородск. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. - Н. Новгород, 2006.
54. Филат Т.В. «Поздние повести И.С. Тургенева в оценке современных учёных» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175-летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. - Орёл: Мин-во образования РФ, ИРЛИ РАН, ОГПИ; Гос. лит. музей И.С. Тургенева, 1993.
55. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 - 40-х гг. XIX века. - М., 2000.
56. Шаталов С.Е. «Таинственные» повести Тургенева // Учёные записки Арзамас. пед. ин-та. - 1992. - Т. 5. - Вып. 4.
57. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 2009.Интернет - источники:
http:// arctogaia.krasu.ru/laboratory/p2/burovsky.shtm (Буровский А.М. «Постнеклассическая парадигма и гуманитарные науки» // «Сибирская локальноэтническая культурная ситуация в конце ХХ века». - Материалы Вторых Параславянских чтений. - 15 декабря 1998 г.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ