Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ социального партнерства в инклюзивном образовании как подход в организации образования, обеспечивающий равный доступ к образованию детей с ОВЗ
14
1.1 Понятие социализации детей, значимость социализации детей с ОВЗ и исторические этапы развития инклюзивного образования в России 14
1.2 Содержание социального партнерства в системе образования 19
1.3 Значимость социального партнерства в инклюзивном образовании 30
Глава 2 Исследование особенностей развития социального партнерства и возможности социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья 39
2.1 Статистический мониторинг системы образования и оценка положения дел в сфере соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование 39
2.2 Педагогическое наблюдение как метод исследования педагогической
практики 53
2.3 Анализ документов, регулирующих деятельность федеральных
органов исполнительной власти в сфере инклюзивного образования по обеспечению прав детей с ОВЗ на образование
71
2.4 Экспертный опрос как метод исследования реализации инклюзивного
образования 85
2.5. Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации по повышению эффективности социализации детей с ОВЗ и
использования социального партнерства в инклюзивном образовании 109
Заключение 111
Список использованных источников 112
Приложения 115
Актуальность исследуемой темы. В российском обществе заметно наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Установлено, что отклонения в здоровье ребенка, недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, возникают под воздействием следующих факторов, которые так или иначе способствуют возникновению у детей ограничений возможностей их жизнедеятельности, и в целом влияют на физическое здоровья. К ним относятся: социально-психологические, медицинские, социально-бытовые и экономические факторы.
Именно такие факторы и другие социально-экономические особенности развития государства становятся преградой для полноценного включения детей с ОВЗ в жизнь общества, в связи с этим одной из ключевых проблем является именно социализация такого ребенка в социально-культурное пространство общества, конкретной образовательной организации.
Целью социализации детей с ОВЗ является приобщение детей с ОВЗ к основам культурного и социального развития общества, обеспечение включения в общество, приготовление к проявлению своего активного образа жизни, раскрытие творческих особенностей своего развития в социальной жизни общества...
В заключении проведённого исследования можно сделать следующие основные выводы по теме. В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено целым комплексом факторов (медико-биологических, социально-психологических, социально-средовых, экономико-правовых), провоцирующих возникновение у детей отклонений в здоровье.
В существующих условиях социальной жизни, где также имеют место нестабильные показатели рождаемости, устойчивый рост доли лиц старшего возраста, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие сферы жизнедеятельности общества, так как снижаются его экономические возможности, требуется включение каждого человека в структуру общества.
Успешная интеграция детей с ОВЗ в социум, как его дееспособных членов, зависит от их полноценного развития и основывается на обеспечении процесса их разносторонней социальной адаптации, способствующей преодолению, компенсации существующих ограничений; мобилизации собственных резервов.
Подводя итоги необходимо подчеркнуть: задачи полностью выполнены; цель удалось достигнуть; подтвердить выдвинутую гипотезу; на основании проведённого теоретического и эмпирического анализа по теме магистерской диссертации.
Изучение роли социального партнерства в инклюзивном образовании в части социализации детей с ОВЗ является важней составляющей дальнейшего развития государственной политики в сфере защиты прав детей и в особенности в отношении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Эта работа заключается в разработке государственных программ и регламентов социального партнерства в инклюзивном образовании.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
3. Закон города Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве».
4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. ООН
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 585 «О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов».
6. Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115.
7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 376 с.
2. Закрепина А. Роль социальных факторов в развитии детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Закрепина А // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 12. - С. 66-73.
3. Лабунская В.А. и др. Психология затруднённого общения: Теория. Методика. Диагностика. Коррекция [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2011. - 288 с.
4. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Из воспоминаний // Знание - сила. 1991. № 2. С. 47-51.
5. Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания. М., 1967. С. 131.
6. Степун Ф. Указ. соч. С. 47-51.
7. Цирульников А. Новаторы из 1915-го // Знание - сила. 1991. № 2. С. 53-57.
8. Цирульников А. Указ. соч.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003.С. 654.
Перевозникова И.В. Специальное образование в России: история,
современность и правовые основы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 103-109.
10. Повышение качества и доступности высшего инклюзивного образования в 2021 году: итоги работы сети РУМЦ и направления деятельности в рамках Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности СПО и ВО для инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе профориентации и занятости указанных лиц. [Электронный ресурс].
11. Борилов А. В. Социальное партнерство как индикатор качества среднего профессионального образования (на примере Омского государственного колледжа отраслевых технологий строительства и транспорта): Дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 196 с.
12. Либоракина М.И., Никонова Л.С. Социальное партнёрство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. - М.: Ин-т экономики города, 2001. - 71 с.
13. Кашленко Е. К. Организационно-педагогические условия построения социального партнерства как фактора социализации личности школьника: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2004. - 185 с.
14. Игнатьев Н. С. Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже: Дис. канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 186 с.
15. Выборнов В. Ю. Становление социального партнерства в начальном профессиональном образовании региона: Автореф.дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2003. - 19 с...22