Использование интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи 5
1.1. Характеристика устной речи как интерактивной деятельности 5
1.2. Факторы, определяющие активизацию устной речи 11
1.3. Интерактивные приемы на уроках английского языка с учащимися
старших классов средней общеобразовательной школы как средство активизации устной речи 14
Глава 2. Методические основы использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи 21
2.1. Организация обучения устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы с использованием интерактивных приемов 21
2.1. Анализ УМК «Happy Engish» по английскому языку для старших классов средней общеобразовательной школы с точки зрения использования интерактивных приемов при обучении устной речи 27
2.3. Разработка фрагмента урока устной речи по английскому языку с использованием интерактивных приемов как средства активизации устной
речи учащихся старших классов 31
Заключение 36
Список источников 40
Приложение 45
В сфере отечественного образования, как и во всей жизни общества, на данный момент происходят большие изменения. Федеральным Государственным Стандартом Общего Образования (далее по тексту - ФГОС ООО) предъявляются высокие требования к содержанию, условиям и результатам обучения; достичь данных требований невозможно, используя лишь традиционные методы обучения. Одним из способов разрешить данные противоречия является внедрение в образовательный процесс интерактивных приемов обучения.
На сегодняшний день «интерактивные приемы обучения» получили широкое применение в практике преподавания иностранному языку. Данные приемы целесообразно использовать при обучении английскому языку учащихся старших классов с целью активизации устной речи учащихся, поскольку учащимся-старшеклассникам интересно использование новых, нестандартных приемов обучения. Следовательно, вопрос использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов для активизации устной речи является актуальным.
Цель данного исследования - изучение аспектов использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов как средства активизации устной речи.
Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику устной речи как интерактивной деятельности;
2. Проанализировать факторы, определяющие активизацию устной речи;
3. Изучить и описать интерактивные приемы на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средство активизации устной речи;
4. Организовать обучение устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы с использованием интерактивных приемов;
5. Выполнить анализ УМК по английскому языку для старших классов средней общеобразовательной школы с точки зрения использования интерактивных приемов при обучении устной речи;
6. Разработать фрагмент урока по обучению устной англоязычной речи с использованием интерактивных приемов как средства активизации устной речи учащихся старших классов.
Объект исследования - процесс обучения устной речи учащихся старших классов.
Предмет исследования - интерактивные приемы как средство активизации устной речи учащихся старших классов на уроках английского языка.
Реализация поставленных задач потребовала использования определенных методов исследования:
1) теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; анализ источников по проблемам языкового образования в сети Интернет; анализ действующих учебных планов и примерных учебных программ по английскому языку для старшей школы);
2) эмпирические (организация обучения устной иноязычной речи учащихся старших классов средней общеобразовательной школы с использованием интерактивных приемов).
Теоретико-методологическая основу данного исследования составляют работы ученых, посвященные исследованию аспектов использования интерактивных приемов и методов как инновационных приемов и методов обучения английскому языку, в данном исследовании использовались работы О.В. Акуловой, М.З. Биболетовой, А.А. Карачева, А.Р. Лурия, Е.И. Казаковой, Н.Н. Михайлова, Т.Д. Новиковой, И.А. Сасова, М.Б. Романовской, В.Д. Шадрикова, И.В. Ярошинского, и многих других исследователей, занимающихся изучением данного вопроса.
База исследования: МОУ лицей № 6. В исследовании принимали участие 25 учеников 10 класса данного лицея.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные учебно-методические материалы, могут быть реализованы в работе по обучению старших школьников устной речи на уроках английского языка в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях дополнительного образования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Цель данного исследования заключалась в изучении аспектов использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов как средства активизации устной речи.
Эффективное обучение английскому языку невозможно без развития речевых навыков и умений учащихся. Устная речь многогранна и многокомпонентна, она связана с языковой системой, речевым общением, коммуникативной компетенцией. Основные формы речи - диалогическая и монологическая. Среди ключевых характеристик сформированности устной речи как интерактивного вида деятельности выделяют такие характеристики как импульсивность речи; ее ситуативность, мотивированность, эмоциональность. При обучении устной речи как интерактивному виду деятельности педагогу следует вызывать у ученика желание, потребность говорить, а для этого должны быть созданы педагогические условия, при которых у учащегося появилось бы желание что-то сказать, выразить свои мысли, чувства.
Ключевым фактором активизации устной речи является построение учебной деятельности на старшем этапе обучения, исходя из психологических и физических особенностей учащихся старших классов. Использовать интерактивные приемы обучения устной речи иностранного языка целесообразно в старших классах, поскольку именно в данный период обучения у старшеклассников активизируется потребность в общении, и возникает понимание сути образования; следовательно, педагогу в данный период важно заинтересовать учащегося, мотивировать его к изучению иностранного языка, а для этого целесообразно использовать интерактивные приемы на уроках английского языка. Интерактивные приемы - это приемы, которые позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая учителя. Среди основных интерактивных приемов могут быть выделены такие приемы как «синквейн», «мозговой штурм», «кластер», «фишбоун», «броуновское движение», «карусель», «кейс-стади».
Основные методические основы использования интерактивных приемов на уроках английского языка с учащимися старших классов средней общеобразовательной школы как средства активизации устной речи, состоят в том, что Рабочая программа по предмету «Английский язык» составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования. Основная цель обучения английскому языку - развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира. Требования к знаниям диалогической речи школьников являются следующими: совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов.
Выполнив анализ учебника М.З. Биболетовой М.З. «Enjoy English» для десятых классов, мы пришли к выводу, что в нем недостаточно упражнений на предмет использования интерактивных форм в обучении. В данном учебнике есть интересные интерактивные упражнения, в частности, по темам «Travellings», «What does the proverb mean», Интерактивная игра «Famous People», и ряд других. Но данные упражнения имеют однотипную структуру и направлены на взаимодействие в парах и группах по 3-4 человека. Следовательно, целесообразно предложить дополнительные интерактивные формы обучения говорению для использования их на уроках английского языка, с этой целью может быть составлен фрагмент урока, посвященный использованию интерактивных приемов как средства активизации устной речи учащихся старших классов.
Далее, нами, на основе анализа УМК Happy English был составлен урок, направленный на развитие устной речи учащихся 10 класса с использованием интерактивных приемов. Темой урока стала тема «Биография знаменитых людей Biography of Famous People». Целью урока
является знакомство учащихся с лексикой по теме «Биография знаменитых людей Biography of Famous People» и способствовать формированию навыков по ней, а также развить навыки устной речи по данной теме. Задачи урока заключались в необходимости активизировать лексический материал по теме; повторить числительные и даты; развивать навыки работать в паре, группе; формировать стремление быть успешным в жизни. В течение урока школьники учились составлению и последующей презентации биографии Валерия Меладзе по схеме с опорой на электронную презентацию. В рамках урока использовались следующие интерактивные приемы и формы работы: прием «Показуха / Go - show»; прием «Блиц-опрос / Blitz survey»; разыгрывались ситуации с обязательным включением диалогов, посвященных обсуждению биографии Валерия Меладзе.
Предложенный урок с использованием вышеуказанных интерактивных приемов был интересен учащимся, и, следовательно, это позволяет предположить, что если педагог использует интерактивные приемы на уроках английского языка, то это помогает активизировать устную речь учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету, благоприятствует развитию коммуникативной компетенции учащихся старших классов.
1. Алешина, Н. П. Развитие эвристического и логического мышления школьников: дис. кандидата пед. наук: 05.03.18. / Н.П. Алешина - Спб.: Питер, 2018. - 189 с.
2. Акулова, О.В., Писарева, С.А., Пискунова, Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.-метод. пособие для педагогов школ / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - СПб.: КАРО, 2018. - 96 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Институт ПО Министерства образования России, 2015. - 203 с.
5. Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней и старшей школы / М.З. Биболетова. - ИЯШ.- №3. - 2013. - 20 с.
6. Бондаревская, Е.Н. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.Н. Бондаревская // Педагогика. - М.: Просвещение. - 2017. - № 4. - С. 28-31.
7. Верещагин, Е. Н., Костомаров, В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.Н. Верещагин, В. Г. Костомаров.
- М.: Рус.язык, 2012. - 234 с.
8. Виленский, В.Я., Образцов, П.И. Уман, А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: учеб.пособие. 2-е изд. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагог.общество России, 2015. - 192 с.
9. Гуманитарные технологии преподавания в высшей школе: учеб.- метод. пособие / кол. авторов под ред. Т.В. Черниковой. - М.: Планета, 2011.
- 496 с.
10. Гуревич, А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах / А.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2014. - 232 с.
11. Добринская, Е.Л., Соколов, Э.И. Свободное время и развитие личности / Е.Л. Добринская, Э.И. Соколов. - Спб.: Наука, 2017. - 167 с.
12. Жгарова, Ю. А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании / Ю.А. Жгарова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 13-18.
13. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 163 с.
14. Зубов, А. В. Информационные технологии в лингвистике / А. В. Зубов, И. И. Зубова. - Москва: Академия, 2029. - 208 с.
15. Капинос, В.И., Сергеева, Н.Н., Соловейчик, М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.
- М.: Просвещение, 2010. - 189 с.
16. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. - Минск: «Белорусский верасень», 2015. - 196 с.
17. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб, заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 509 с.
18. Левашова, В. А. Современная Британия. Britain today:
учеб. пособие по страноведению для вузов / В.А. Левашова. - 2-е изд., испр.
- М.: Высшая школа, 2018. - 240 с.
19. Левин, Л.А. На путях к методу проектов / Л.А. Левин. - М.: ЛитПресс, 2012. - 117 с.
20. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская. - М.:
Просвещение, 2017. - 265 с.
21. Львова, О.В. Использование информационно-коммуникативных технологий для организации и проведения проектной деятельности / О.В. Львова. - М.: АРСТ, 2017. - 134 с.
22. Михайлова, Н.Н., Семенова, О.А. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, О.А. Семенова. - М.: МО РФ ИРПО, 2012. - 90 с.
23. Михеева, Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС начального общего образования / Ю.В. Михеева // Науч. - практ. жур. «Академический вестник». Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2015. - Вып. 1(5). - С. 41-47.
24. Мухина, В.С., Хвостов, А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Просвещение, 2010. - 167 с.
25. Нефедова, М.А., Лотарева, Т.В. Интерактивное обучение и познавательная активность учащихся / М.А. Нефедова, Т.В. Лотарева // Иностранные языки в школе. - № 6. - 2017. - 24 с.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М.: Просвещение, 2010. - 109 с.
27. Омельченко, Л. В. Кейс-метод на уроках английского языка / Л. В. Омельченко // Интернет-издание для учителя. - 2012. - № 4. - С. 18-24.
28. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений / А.П. Панфилова. - М.: Издат. центр «Академия», 2019. - 192 с.
29. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в школе / Е.И. Пассов. - М.: АРСТ, 2015. - 190 с.
30. Пассов, Е.И, Кузнецова, Е.С. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. - М.: ИНТЕРЛИНГВА, 2018. - 152 с.
31. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2017. - 100 с.
32. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку в средней и старшей школе / Г.В. Рогова.- М.: Просвещение, 2018. - 178 с.
33. Савельева, М.Г. Технологии профессионально ориентированного обучения: учеб.-метод. Пособие / М.Г. Савельева. - Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2017. - 80 с.
34. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
35. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2016. - 123 с.
36. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 239 с.
37. Субботина, Н.М. Интерактивное обучение в практике школы / Н.М. Субботина // Педагогика. - № 8. - 2019. - С. 100-128.
38. Трофимова, Г.С. Интерактивное обучение / Г.С. Трофимова. - УдГУ, Ижевск, 2017. - 69 с.
39. Хроленко, А. Т. Теория языка: учебное пособие / А. Т. Хроленко, В. Д. Бондалетов; под ред. В. Д. Бондалетова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Флинта: Наука, 2019. - 528 с.
40. Чейф, У. Л. Значение и структура языка [/ У.Л. Чейф; пер. с англ. Г.С. Шура, послесл. С.Д. Кацнельсона. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Едиториал УРСС, 2020. - 424 с.
41. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 437 с.
42. Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику [Текст]: учебное пособие / А. Я. Шайкевич. - Москва: Академия, 2019. - 400 с.
43. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М.: Едиториал УРСС, 2014. - 432 с.
44. Ярошинский, И.В. Опыт реализации проектов в английской школе / И.В. Ярошинский // Школа и производство. - 2016. - № 2. - С. 80-91.
45. Проектирование урока с позиции формирования универсальных
учебных действий [Электронный ресурс] URL:
http://www.ug.ru/method_article/260 (дата доступа 11.12.2020)
46. Социальная сеть работников образования. Федеральный Государственный Стандарт Общего Образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru.(дата доступа 12.12.2020)
47. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в
процессе обучения [Электронный ресурс] URL:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1733/Itemid,118(дата доступа 15.12.2020)
48. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в
процессе обучения [Электронный ресурс] URL:
http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=1037(дата доступа 17.12.2020)
49. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс] URL: http://www.bj.pu.ru/method/4-13.html(дата доступа 07.03.2020)
50. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в
процессе обучения [Электронный ресурс] URL:
http://www.openclass.ru/communities/6134(дата доступа 08.12.2020)
51. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в
процессе обучения [Электронный ресурс] URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения(дата доступа 07.12.2020)
52. Учебные сайты. Использование интерактивных технологий в
процессе обучения [Электронный ресу URL:
http://www.anovikov.ru/artikle/forms.htm(дата доступа 05.12.2020)
53. Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/(дата доступа 24.11.2020)