ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РАССКАЗ»: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И ЕГО ВИДОИЗМЕНЕНИЯ 7
1.1. Специфика рождественского рассказа как литературного жанра 7
1.2. Трансформация жанра «рождественский рассказ» в литературе XIX-
начала XX века 15
1.3. Развитие жанра «рождественский рассказ» в творчестве А. И.
Куприна 23
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗОВ А. И. КУПРИНА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 37
2.1. Рождественские рассказы писателя в современных школьных
программах и учебниках по литературе 37
2.2. Методические подходы к изучению рождественских рассказов в
практике современной школы 46
2.3. Особенности методики урока по изучению рождественского рассказа
А. И. Куприна 52
Выводы по главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается оживление интереса к проблеме изучения рождественского рассказа с учётом его жанровой специфики на уроках литературы. Это внимание обусловлено изменениями в социокультурном пространстве, которые проявились в большом интересе к историческому прошлому нашей страны, её культурным особенностям, в частности к православным истокам. В обществе возникло желание глубже постичь влияние христианских духовных традиций на русскую культуру, в особенности на литературу. Рождественская проза как нельзя лучше соответствует данным устремлениям.
Жанр «рождественский рассказ» непосредственно связан с христианской тематикой, так как именно христианские традиции способствовали его возникновению в литературе. Возникший примерно в 30-е гг. XIX столетия, рождественский рассказ получил распространение в периодической печати как жанр календарно-духовной литературы. XX век для развития подобных произведений в России оказался сложным периодом, причиной тому послужили две революции и антирелигиозная политика советской власти в целом. В это время рождественский рассказ теряет свою связь с религиозной тематикой и превращается в рассказ новогодний. Однако с 1990-2000-х гг. внимание литературоведов и методистов направлено на определение истоков жанра рождественской прозы и на научно¬методическую разработку данной темы. Большое значение в этом плане имеют работы Е. В. Душечкиной, А. А. Кретовой, О. Н. Калениченко, И. А. Есаулова, Х. Баран, Н. Н. Старыгиной, Е. С. Безбородкиной, Н. В. Уминовой и др. Исследователями анализируются как современные рождественские рассказы, так и рассказы писателей минувших веков. К числу таких писателей, несомненно, относится и А. И. Куприн.
Безусловно, особенности поэтики А. И. Куприна всегда исследовались литературоведами. Они уделяли большое внимание художественному своеобразию его повестей «Молох», «Олеся» «Поединок», «Гранатовый браслет», «Яма». Между тем А. И. Куприн творил и в жанре рождественского рассказа, продолжая традиции как зарубежных писателей Ч. Диккенса и Х. К. Андерсена, так и отечественных Ф. М. Достоевского, Л. Н. Андреева, А. П. Чехова, а также модифицируя этот жанр. Данный аспект творчества писателя изучается с недавних пор, а потому возникает необходимость в его глубоком и всестороннем исследовании. Поэтому можно с уверенностью сказать, что тема нашей работы является актуальной.
Объект исследования - процесс изучения рождественских рассказов в средних классах.
Предмет исследования - методическое решение уроков по изучению рождественских рассказов А. И. Куприна в средних классах.
Цель исследования - разработка методики изучения рождественского рассказа как жанра в основной школе (на материале творчества А. И. Куприна).
В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза: изучение рождественских рассказов А. И. Куприна, направленное на освоение их жанровых особенностей, будет успешным, если
• в ходе изучения рождественских рассказов Куприна рассматривать новаторство писателя в разработке произведений данного жанра;
• уделять в процессе анализа купринских рождественских рассказов особое внимание выражению в них общечеловеческого содержания, христианской проблематики;
• определить эффективные методические подходы к изучению рождественских рассказов Куприна в средних классах.
Проверка гипотезы потребовала решения следующих задач:
1) выявить на основе анализа литературоведческих и культурологических трудов специфику рождественского рассказа как литературного жанра и его трансформации;
2) исследовать развитие жанра рождественского рассказа в творчестве А. И. Куприна;
3) определить место рождественских рассказов Куприна в школьных программах и учебниках литературы;
4) проанализировать методические подходы к изучению рождественских рассказов Куприна в современной школе;
5) разработать методику урока изучения купринского рождественского рассказа в средних классах.
Методологическую основу исследования составляют:
♦ исследования в области жанровой специфики художественной литературы (Е. В. Душечкина, А. А. Кретова, О. Н. Калениченко, Н. Н. Старыгина, и др.);
♦ работы, посвящённые творчеству А. И. Куприна (А. А. Волков, С. А. Ташлыков, Т.А. Кайманова, и др.);
♦ работы, содержащие методические подходы к изучению художественных произведений в их жанровой специфике (Н. Н. Старыгина, Е. С. Безбородкина, Н. В. Уминова, Г. В. Пранцова и др.).
В процессе решения перечисленных выше задач были применены следующие методы исследования:
♦ теоретический анализ работ по литературоведению, культурологии, педагогике и методике преподавания литературы;
♦ проблемный анализ программ и учебников по литературе для 5-7 классов, методических источников, посвящённых цели и задачам исследования;
♦ анализ рождественских рассказов А. И. Куприна;
♦ моделирование методического решения урока изучения рождественского рассказа Куприна в средних классах;
♦ систематизация, обобщение, синтез.
Научная новизна работы заключается в том, что предложена оригинальная методика урока изучения рождественского рассказа Куприна в средних классах.
Теоретическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что обобщён опыт современной школы в области изучения рождественских рассказов А. Куприна.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в практике школьного преподавания литературы в средних классах.
Апробация результатов исследования проводилась на
1) VII Региональных Рождественских чтениях «Великая Победа: наследие и наследники» (г. Пенза, ИФФ ПИ им. В. Г. Белинского, 29.11.2019);
2) VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Буслаевские чтения» (г. Пенза, ИФФ ПИ им. В. Г. Белинского, 20.04.2020).
Содержание выпускной квалификационной работы нашло отражение в двух научных статьях:
1) Макеева О. В. Специфика рождественских рассказов А. И. Куприна // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии: научно-богословский журнал. Выпуск 4 (14). - Пенза: ИП Соколова А. Ю., 2019. - С. 58-63.
2) Макеева О. В. Образы детей в рассказе А. И. Куприна «Тапёр» // Буслаевские чтения: сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пенза, 20 апреля 2020 г.) / под общ. ред. к.пед.н., доцента Л.П. Перепелкиной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 101-103.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список (78 источников).
В ходе исследования была теоретически обоснована и разработана методика изучения рождественского рассказа как жанра в основной школе (на материале творчества А. И. Куприна). Для этого была выявлена на основе анализа литературоведческих и культурологических трудов специфика рождественского рассказа как литературного жанра и его трансформации. Рождественский рассказ - канонический жанр календарно-духовной литературы, получивший распространение в середине XIX века. Его формальными признаками считаются: приуроченность содержания ко времени праздника Рождества (канун Рождества (Сочельник), Рождество и Рождественские Святки); наличие мотива чуда как сюжетообразующего элемента; особенности композиции, заключающейся в переходе «от хаоса к гармонии» [73: 50]; особенности финала (в традиционном чаще всего благостный). К содержательным аспектам жанра относятся: поучительный характер повествования; образы главных героев (бедные страдающие люди); образ Христа в лице героя-спасителя, помогающего выйти из сложной ситуации; утверждение духовно-нравственной проблематики;
фантастические элементы (надевание масок-личин, розыгрыши, мотив сна). Традиционный жанр трансформируется в две модели модификации: непародийную (главенствующая роль социальных мотивов, чаще всего драматичный, трагичный финал) и пародийную (преобразование канонического жанра в смеховую версию рождественской истории с помощью использования средств создания комического).
Было исследовано развитие жанра рождественского рассказа в творчестве А. И. Куприна и выявлено, что писатель в разработке жанра следует традициям Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева. Большинство рождественских рассказов писателя делятся на непародийные и пародийные. Новаторство А. И. Куприна в разработке жанра заключается, во- первых, во введении в сюжет элемента реальности, установки на достоверность его рождественской истории, которое достигается с помощью введения в сюжет реальных исторических лиц. Писатель хочет показать, что счастье достаётся человеку не только свыше, но и благодаря реальным людям («Чудесный доктор», «Тапёр»). Во-вторых, новаторство А. И. Куприна состоит в том, что он ставит душевные качества своих героев выше их ожиданий чуда: не имея высоконравственной жизненной установки, человек не может уповать только на него («Миллионер»). В-третьих, писатель совершает попытку ввести в канву повествования два рождественских чуда («Тапёр»).
Также было определено место рождественских рассказов А. И. Куприна в школьных программах и учебниках литературы. На основе проанализированных программ по литературе под редакциями В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, Г. С. Меркина, В. Ф. Чертова было выявлено, что для изучения предлагаются в основном два рассказа писателя: «Чудесный доктор» и «Тапёр» (у Г. С. Меркина). А. И. Куприн рассматривается как продолжатель традиций жанра святочного рассказа.
В ходе работы были проанализированы методические подходы к изучению рождественского рассказа Куприна в современной школе. На основе рассмотренных работ Н. В. Уминовой, Т. Г. Фирсовой, Г. В. Пранцовой, Н. Г. Махининой, Л. Х. Насрутдиновой определено, что наиболее эффективным принципом усвоения специфики жанра является поэтапное формирование представления учащегося о рождественской прозе: от начального формирования общих черт, характеризующих жанр, до изучения специфики непародийной и пародийной модификации жанра. Эффективными методами при изучении рождественского рассказа А. И. Куприна будут являться: метод творческого чтения, при котором главная роль должна отводиться эмоционально-образному восприятию (комментированное чтение, беседа, выставка книг, прослушивание музыкальных фрагментов); эвристический метод, помогающий более глубоко проанализировать жанр (эвристическая беседа, построение системы вопросов по тексту произведения; постановка проблемных вопросов по теме произведения); сравнительный метод. Среди видов учебной деятельности следует выделить работу в малых группах, работу по методу творческих групп, индивидуальную работу.
И, наконец, на основе проанализированных методических работ и выявленных особенностей рождественских рассказов А. И. Куприна была разработана методика урока изучения купринского рождественского рассказа в средних классах («Тапёр» в 6 классе). Особенность методики состоит в том, что она не только показывает следование писателя традициям, но и выявляет его новаторство, заключающееся во введении в произведение реальных лиц, а также в удачной попытке впервые ввести в рассказ второе рождественское чудо.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу своей работы: изучение рождественских рассказов А. И. Куприна, направленное на освоение их жанровых особенностей, будет успешным, если в ходе изучения рождественских рассказов Куприна рассматривать новаторство писателя в разработке произведений данного жанра; уделять в процессе анализа купринских рождественских рассказов особое внимание выражению в них общечеловеческого содержания, христианской проблематики; определить эффективные методические подходы к изучению рождественских рассказов Куприна в средних классах.
1. Аверинцев С. С. Иисус Христос - русскими глазами // www. Труд. ru. -
[Электронный ресурс] URL: http://www.trud.ru/article/06-01-
2000/64_iisus_xristos-russkimi_glazami.html (дата обращения: 15.12.2019).
2. Айдарова В. Н. Устная народная речь в произведениях А. И. Куприна // Русская речь. - 1976. - № 6. - С. 36-40.
3. Баран X. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм // Поэтика русской литературы начала XX века: Сборник. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - С. 284-328.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
6. Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении
рождественских рассказов // www. Паломник. org. - [Электронный ресурс] URL: http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat/(дата обращения:
15.11.2019).
7. Безбородкина Е. С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей // Литература в школе. - 2007. - № 7. - С. 34-38.
8. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 191 с.
9. Бондаренко М. И. Традиции «Рождественских повестей» Диккенса в
русском святочном рассказе 1840-1890-х годов // Человек и Наука. - [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/traditsii-
rozhdestvenskih-povestey-dikkensa-v-russkom-svyatochnom-rasskaze-1840- 1890-h-godov (дата обращения: 19.11.2019).
10. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна / А. Волков. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1981. - 360 с.
11. Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 232 с.
12. Душечкина Е. В. Русская елка: история, мифология, литература. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт- Петербурге, 2012. - 360 с.
13. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. - СПбГУ, 1995. - 256 с.
14. Душечкина Е. В. Святочный рассказ // Первое сентября. - [Электронный ресурс] URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200702305(дата обращения: 19.11.2019).
15. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе // www.
esaulov.net. - [Электронный ресурс] URL:
https://esaulov.net/portfolio/kategorija-sobomosti-v-russkoj-literatur/ (дата
обращения: 10.10.2019).
16. Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности: монография. - М.: Кругъ, 2004. - 560 с.
17. Кайманова Т. А. Дневник ущемленного интеллигента. Куприн об интеллигенции // Сура. - 2013. - № 4. - С. 17-185.
18. Кайманова Т. А. Сны в творчестве Куприна // Купринская энциклопедия / авт. проекта и гл. ред. Т. А. Кайманова. - Пенза: ИП Соколов А. Ю., 2016. - С. 582-585.
19. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца
XIX - начала XX века: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла: автореферат дис. ... доктора филологических наук. - Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2000. - 39 с.
20. Капустин Н. В. Жанровые разновидности рассказа и их видоизменения у Чехова // Капустин Н. В. «Чужое слово» в прозе А. П. Чехова: жанровые трансформации. - Иваново: ИГУ, 2008. - С. 42-119.
21. Козина Т. Н. Рождественский и святочный жанры в литературе конца
XX - начала XXI веков: монография. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 103 с.
22. Корякина О. В. Мистическая фантастика в рассказе А. И. Куприна «Серебряный волк»: поэтика и проблематика // КиберЛенинка. - [Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/misticheskaya- fantastika-v-rasskaze-a-i-kuprina-serebryanyy-volk-poetika-i-problematika(дата обращения: 19.12.2019).
23. Кретова А. А. Святочные рассказы Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. - Москва, 1992. - 23 с. // Человек и Наука. - [Электронный ресурс] URL:http:ZZcheloveknauka.com/svyatochnye-rasskazy-n-s-leskova-v-kontekste-russkoy-literatury-xix-veka (дата обращения: 21.11.2019).
24. Кудрин И. В. Фольклорные традиции в Полесском цикле А. И. Куприна ZZ СтРИЖ». - 2017. - № 4. - С. 15-18.
25. Куприн А. И. Бедный принц ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1972. - Том 5. - С. 473-480.
26. Куприн А. И. Дух века ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1971. - Том 2. - С. 434-439.
27. Куприн А. И. Исполины ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1971. - Том 4. - С. 393-397.
28. Куприн А. И. Миллионер ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1970. - Том 1. - С. 339-346.
29. Куприн А. И. Начальница тяги ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1972. - Том 5. - С. 337-342.
30. Куприн А. И. Пёстрая книга. Несобранное и забытое Z сост., вступ. и примеч. Т.А. Каймановой. - Пенза, 2015. - 628 с.
31. Куприн А. И. Путаница ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1971. - Том 2. - С. 259-267.
32. Куприн А. И. Тапёр ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1971. - Том 3. - С. 73-85.
33. Куприн А. И. Чудесный доктор ZZ А. И. Куприн. Собр. соч. в 9 томах. - М.: Худ. лит-ра, 1971. - Т. 2. - С. 268-275.
34. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. - 13-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 253 с.
35. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 303 с.
36. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 303 с.
37. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 303 с.
38. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 287 с.
39. Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.
2. / авт.-сост. Г. С. Меркин. - 10-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 320 с.
40. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 303 с.
41. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 319 с.
42. Литература: программа для общеобразоват. учреждений: 5 - 9 классы /
под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - [Электронный ресурс] URL:
http://old.edu54.ru/sites/default/files/upload/2014/02/Litieratura_5-9. doc (дата
обращения 19.02.2020).
43. Литература: рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной: 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. - 2-е изд., переработ. - М.: Просвещение, 2014. - 352 с.
44. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.
1 / авт.-сост. Г. С. Меркин. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 328 с.
45. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - 376 с.
46. Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье // Н. С. Лесков. Собр. соч. в 12 томах. - М.: Правда, 1989. - Т. 7. - С. 3-7.
47. Магалашвили А. Р. Пасхальный рассказ в творчестве Федора Сологуба
// КиберЛенинка. - [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pashalnyy-rasskaz-v-tvorchestve-fedora- sologuba/viewer(дата обращения 18.11.2019).
48. Маркович В. М. О значении чудесного в русской литературе XIX века // Российский литературоведческий журнал. - 1993. - № 3. - С. 27-31.
49. Махитина Н. Г. Современный святочный рассказ в школьном изучении / Н. Г. Махитина, Л. Х. Насрутдинова // Литература в школе. - 2016. - № 9. - С. 35-37.
50. Меретукова М. М. Жанровая и художественная специфика «Рождественских повестей» («Christmas Tales») Ч. Диккенса и английская фольклорная традиция // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2010. - № 2. - С. 37-41.
51. Меретукова М. М. К вопросу о возникновении жанра рождественского
рассказа в русской литературе // КиберЛенинка. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-voprosu-o-vozniknovenii-zhanra-
rozhdestvenskogo-rasskaza-v-russkoy-literature (дата обращения 18.11.2019).
52. Милн А. К. Рождественский мешок // Дом книг. - [Электронный
ресурс] URL: https://dom-knig.com/read_97120-38(дата обращения
18.03.2020).
53. Михайловский Н. К. «Рассказы» Леонида Андреева. Страх жизни и страх смерти // Литературная критика: статьи о русской литературе XIX - начала XX века. - М.: Худож. лит-ра, 1989. - 608 с.
54. Мотамедния М. Н. Жанровые особенности новеллистики A. И. Куприна 1890-х годов // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. - 2017. - № 9. - С. 178-184.
55. Николина Н. А. Филологический анализ текста. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2007. - 268 с.
56. Панкеев И. А. Рождество Христово. - М.: Эксмо, 2002. - 606 с.
57. Полоцкая Э. Реализм Чехова и русская литература конца XIX - начала XX вв.: Куприн, Бунин, Андреев // Э. Полоцкая. Развитие реализма в русской литературе. - М.: Наука, 1974. - С. 77-164.
58. Пранцова Г. В. Изучение рождественских рассказов А. И. Куприна на занятиях элективного курса // Личность и творчество А. И. Куприна в контексте русской культуры XX -XXI вв. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2013. - С. 60-64.
59. Пранцова Г. В. Рождественская проза в русской литературе: Элективный курс для 10-11 классов: Программа. Метод. рекомендации и материалы к занятиям. Хрестоматия. - Пенза: ПГПУ, 2009. - 272 с.
60. Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразоват. школы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. - 200 с.
61. Программы общеобразоват. учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни) / под ред. В. Ф. Чертова. - М.: Просвещение, 2007. - 127 с.
62. Программы общеобразоват. учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень); 10 - 11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007. - 257 с.
63. Пропп В. Я. Морфология сказки. - М.: Наука, 1969. - 256 с.
64. Смородины А. и К. Хочется подумать...: статьи, заметки, эссе. - Саранск: Красный Октябрь, 2008. - 264 с.
65. Старыгина Н. Н. Лесков в школе. - М.: Владос, 2000. - 359 с.
66. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики: сб. науч. тр. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. - 1992.
- №2. - С. 113-127.
67. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 180 с.
68. Ташлыков С. А. Малые эпические жанры в творчестве А. И. Куприна:
К проблеме жанровой динамики: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. - Томск, 1999 // Человек и Наука. - [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/malye-epicheskie-zhanry-v-
tvorchestve-a-i-kuprina (дата обращения 18.11.2019).
69. Ташлыков С.А. Новелла-легенда в творчестве А. И. Куприна // Современные проблемы преподавания русской и зарубежной литературы: Сб. научн. трудов. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. - С. 61¬76.
70. Ташлыков С. А. Рождественский рассказ // Купринская энциклопедия / авт. проекта и гл. ред. Т. А. Кайманова. - Пенза: ИП Соколов А. Ю., 2016.
- С. 545-549.
71. Тиманова О. И. Жанры календарной словесности и русская
литературная сказка XIX века // КиберЛенинка. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-kalendarnoy-slovesnosti-i-
russkaya-literaturnaya-skazka-xix-v/viewer (дата обращения: 13.01.2020).
72. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы с учётом их
жанровой специфики на уроках литературы в 5 - 11 классах //
disserCat.com. - [Электронный ресурс] URL:
https://www.dissercat.com/content/izuchenie-proizvedenii-svyatochnoi-prozy-s-
uchetom-ikh-zhanrovoi-spetsifiki-na-urokakh-liter (дата обращения:
27.03.2020).
73. Уминова Н. В. Методика школьного изучения святочной прозы в аспекте жанра // Преподаватель XX век: Наука, образование, технологии,
2008. - № 3. - С. 50-53.
74. Фирсова Т. Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - Саратов, 2015. - № 2. - С. 9-13.
75. Флёрко Л. В. Календарный пасхальный цикл в русской поэзии. На
материале поэзии Б. Пастернака и В. Набокова // Статьи.ш. -
[Электронный ресурс] URL: https://articlekz.com/article/6430(дата
обращения: 13.01.2020.).
76. Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы / сост. и вступ. ст., примечания Е. Душечкиной, Х. Барана. - СПб.: Худож. лит-ра: Санкт- Петербург. отд-ние, 1993. - 704 с.
77. Чеснокова И. Г. Социальное и природное в творчестве А. И. Куприна //
КиберЛенинка. - [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZsotsialnoe-i-prirodnoe-v-tvorchestve-a-i- kuprina/viewer(дата обращения: 19.01.2020).
78. Шишигина «Развивать гуманные чувства...»: Изучение святочных рассказов П. В. Засодимского, А. В. Круглова, В. И. Белова / Т. Л. Шишигина // Литература в школе. - 2017. - № 9. - С. 26-30.