Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития диалогической речи дошкольников
1.1. Проблема диалога и диалогической речи в психологической и
психолингвистической литературе 6
1.2. Развитие диалогической речи в ходе нормального речевого
онтогенеза 10
1.3. Особенности диалогической речи дошкольников с общим
недоразвитием речи 14
Глава II. Экспериментальное изучение состояния диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 17
2.2. Анализ результатов изучения состояния диалогической речи у детей
дошкольного возраста с ОНР 19
Глава III. Логопедическая работа по формированию диалогической речи детей с общим недоразвитием речи
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 25
3.2. Содержание логопедической работы по формированию диалогической
речи в процессе игровой деятельности 26
3.3. Результаты контрольного эксперимента 32
Заключение 39
Список литературы 42
Изучение связной диалогической речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, является средством развития познавательной деятельности ребенка, познания им окружающего мира, регуляции поведения. Становление и развитие речевой деятельности теснейшим образом связано со становлением и развитием всей личности человека в целом.
Являясь средством общения и орудием мышления, речь возникает и развивается в процессе общения. Важнейшей функцией речи можно считать коммуникативную функцию. Результаты исследований JI. C. Выготского, A. B. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина и др. показывают, что именно в общении через диалог со взрослыми и со сверстниками формируется гармонично развитая личность ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее значимым этапом в развитии речи, так как именно в этом возрасте происходит совершенствование звуковой стороны речи, качественное и количественное пополнение словаря, усвоение грамматических форм языка. В этом же возрасте начинает формироваться диалогическая речь, естественные условия для развития которой складываются в процессе игровой деятельности детей .
Внимание исследователей долгое время было сосредоточено на анализе диалога с точки зрения становления языковой компетенции ребенка, большинство исследований, касающиеся вопроса развития речи, базируются на положении Л. C. Выготского о взаимозависимости речевого развития ребенка и его предметно-практической деятельности.
Согласно теоретическим исследованиям многих авторов детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Данную точку зрения мы полностью разделяем и считаем, что вопросы изучения диалогической речи целесообразно рассматривать в русле становления и развития у дошкольников игровой деятельности. Многочисленные исследования доказывают, что полноценное психическое развитие ребенка, как в норме, так и при различных видах дизонтогенеза, невозможно без развития игровой деятельности. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка, становление его личности (Т. В. Щербакова, Л. Г. Соловьева, О. А. Бизикова, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский).
Развитие диалогической речи не может происходить без достаточного уровня развития звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Среди дошкольников дети с общим недоразвитием речи представляют собой особую группу, для которых характерны трудности овладения этими сторонами речи, и которые препятствует нормальному развитию диалогической речи и речевого общения. Исследования Е. О. Смирновой, В. С. Мухиной, Ю. Ф. Гаркуши, Е. М. Мастюковой, С. А. Мироновой, Т. В.Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и др. указывают на то, что дефицитарность коммуникативных и коммуникативно-речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Целью исследования является изучение уровня сформированности диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности и разработка комплекса игр, способствующих развитию диалогической речи...
В соответствии с задачами исследования, в первой главе дипломной работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы:
Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалогическая речь - это форма речи, состоящая из обмена высказываниями- репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Это основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Составными компонентами диалогической речи являются реплика и высказывание. Они строятся с помощью единиц языка: слов, словосочетаний, предложений, рассматриваются как первоэлементы диалога, границей между которыми служит конец речи одного говорящего и начало речи другого. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность.
У детей с общим недоразвитием речи иначе происходит становление и развитие диалогической речи по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Так же необходимо отметить, при ОНР наблюдается нарушенное формирование всех компонентов речевой системы (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи). Дети зачастую избегают вступления в диалог, потому что их побуждение к высказыванию характеризуется быстрой исчерпываемостью, отсутствием у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания; непонимание собеседника. Необходимо отметить запаздывание появления диалогической речи и предпосылок её становления. В их речи преобладают вопросы общего типа и как следствие однотипные ответы. Дети почти не пользуются формами речевого этикета и невербальными способами общения.
Для оценки уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР нами было проведено экспериментальное изучение, которое было описано во второй главе ВКР. Навыки владения диалогической речью оценивались по критериям. Анализ выполнения всех заданий показал значительное отставание в развитии диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, отставание выявлено по всем заявленным критериям...
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М., 2000.
2. Алеушина, В.К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности / В.К Алеушина // Книжки, нотки и игрушки. - 2011. - №11. - С. 3-6.
3. Арушанова, А.Г. Истоки диалога / А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова. - М., 2005.
4. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С. 51-61.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. - М., 2008.
6. Бизикова, О.А. Игра как фактор развития диалога / О.А. Бизикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 9-18.
7. Бизикова, О.А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О.А. Бизикова. - М., 2008.
8. Богуславская, З.М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 1991.
9. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. - М., 2007.
10. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 62-76.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский [Электронный ресурс]. - http ://pedlib.ru/Books/1/0162/1 -0162-1 .shtml
12. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В.П. Глухов // Дефектология. - 1990. - №6. - С. 45-50.
13. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М., 2007.
14. Дефектология: словарь-справочник / под ред. А.С. Степанова. - М.,, 1996.
15. Дмитриевских, Л.С. Формирование диалогического общения у старших дошкольников / Л.С. Дмитриевских // Вестник Курганского государственного университета. - 2012. -№1. С. 70-73 [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dialogicheskogo-obscheniya-u- starshih-doshkolnikov...45