Развития предпринимательства в системе местного самоуправления региона
|
Работа сделана на примере Ростовской области.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы предпринимательства и местного самоуправления 6
1.1. Понятие и сущность предпринимательства 6
1.2. Местное самоуправление: понятие и структура 11
1.3. Взаимосвязь между предпринимательством и местным самоуправлением 16
Глава II. Анализ состояния предпринимательства в Ростовской области 21
2.1. Общая характеристика экономики Ростовской области 21
2.2. Оценка современного состояния предпринимательства в Ростовской области 28
2.3. Механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления 38
Глава III. Инструменты содействия развитию предпринимательства в Ростовской области 51
3.1 Перечень инструментов содействия развитию предпринимательства в регионе 51
3.2 Конкурсное размещение муниципальных заказов как инструмент содействия развитию предпринимательства 55
3.3 Предоставление льгот по налогообложению и арендной плате на местном уровне, инвестиционная привлекательность 59
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы предпринимательства и местного самоуправления 6
1.1. Понятие и сущность предпринимательства 6
1.2. Местное самоуправление: понятие и структура 11
1.3. Взаимосвязь между предпринимательством и местным самоуправлением 16
Глава II. Анализ состояния предпринимательства в Ростовской области 21
2.1. Общая характеристика экономики Ростовской области 21
2.2. Оценка современного состояния предпринимательства в Ростовской области 28
2.3. Механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления 38
Глава III. Инструменты содействия развитию предпринимательства в Ростовской области 51
3.1 Перечень инструментов содействия развитию предпринимательства в регионе 51
3.2 Конкурсное размещение муниципальных заказов как инструмент содействия развитию предпринимательства 55
3.3 Предоставление льгот по налогообложению и арендной плате на местном уровне, инвестиционная привлекательность 59
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Актуальность исследования темы «Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления в Ростовской области» обусловлена необходимостью глубокого анализа существующих механизмов государственной поддержки и оценки их влияния на активность предпринимателей. В условиях продолжающихся экономических изменений и неопределённости, изучение взаимодействия между местным самоуправлением и предпринимательским сектором становится особенно важным. Эффективная политика местных властей может значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности региона и способствовать росту новых предприятий.
Цель исследования – выявить пути дальнейшего развития предпринимательства в системе местного самоуправления в Ростовской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность предпринимательства;
охарактеризовать местное самоуправление: понятие и структура;
выявить взаимосвязь между предпринимательством и местным самоуправлением ;
дать общую характеристику экономики Ростовской области;
оценить современное состояние предпринимательства в Ростовской области;
рассмотреть механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления;
представить перечень инструментов содействия развитию предпринимательства в регионах;
рассмотреть конкурсное размещение муниципальных заказов как инструмент содействия развитию предпринимательства;
оценить уровень предоставление льгот по налогообложению и арендной плате на местном уровне, инвестиционная привлекательность.
Объектом исследования выступает предпринимательство в Ростовской области.
Предмет исследования – деятельность предпринимательства в системе местного самоуправления в Ростовской области.
Методы исследования. В процессе подготовки данной работы были применены разнообразные методы экономического анализа, что способствовало всестороннему изучению изучаемой темы. Использованные подходы включали как количественные, так и качественные методы, что позволило тщательно обработать и интерпретировать необходимые данные и статистическую информацию по теме. Применение данных методов обеспечило глубокое понимание предмета исследования, что, в свою очередь, позволило сделать точные выводы по результатам проведённого анализа. Также, использование комплексного подхода способствовало разработке обоснованных прогнозов относительно дальнейших тенденций и развития рассматриваемых процессов.
Теоретической и методологической базой для данного исследования стали работы отечественных и зарубежных специалистов, которые охватывают вопросы экономической теории, экономики предприятия, государственного и муниципального управления, а также анализ экономической деятельности на региональном уровне.
В процессе изучения предметной области опирались на нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют рассматриваемые общественные процессы. Дополнительно использовались статистические данные и материалы периодических изданий, что позволило обеспечить комплексный и детализированный анализ исследуемых аспектов малого и среднего предпринимательства.
Информационной базой исследования в этой работе выступают учебные пособия и научные статьи, которые, так или иначе, затрагивают определенную тему исследования, а также информация, касающаяся непосредственно Ростовской области.
Теоретическая и практическая значимость. Выводы и рекомендации работы могут найти конкретную реализацию в деятельности Ростовской области в поддержке предпринимательства.
Структура исследования: введение, три главы, включая параграфы по теме исследования, заключение и список использованной литературы.
Во введении определена актуальность исследования, поставлены цель и определены задачи.
В первой главе исследования рассмотрены такие понятия как «предпринимательство» и «местное самоуправление». Кроме того, определена роль местного самоуправления в предпринимательстве.
Во второй главе исследования дана экономическая характеристика Ростовской области, а также оценено современное состояние предпринимательства в Ростовской области. Также в главе изучены механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления.
В третьей главе исследования более подробно изучены инструменты содействия развитию предпринимательства в Ростовской области.
В заключении исследования сделаны выводы по проделанной работе.
Цель исследования – выявить пути дальнейшего развития предпринимательства в системе местного самоуправления в Ростовской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность предпринимательства;
охарактеризовать местное самоуправление: понятие и структура;
выявить взаимосвязь между предпринимательством и местным самоуправлением ;
дать общую характеристику экономики Ростовской области;
оценить современное состояние предпринимательства в Ростовской области;
рассмотреть механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления;
представить перечень инструментов содействия развитию предпринимательства в регионах;
рассмотреть конкурсное размещение муниципальных заказов как инструмент содействия развитию предпринимательства;
оценить уровень предоставление льгот по налогообложению и арендной плате на местном уровне, инвестиционная привлекательность.
Объектом исследования выступает предпринимательство в Ростовской области.
Предмет исследования – деятельность предпринимательства в системе местного самоуправления в Ростовской области.
Методы исследования. В процессе подготовки данной работы были применены разнообразные методы экономического анализа, что способствовало всестороннему изучению изучаемой темы. Использованные подходы включали как количественные, так и качественные методы, что позволило тщательно обработать и интерпретировать необходимые данные и статистическую информацию по теме. Применение данных методов обеспечило глубокое понимание предмета исследования, что, в свою очередь, позволило сделать точные выводы по результатам проведённого анализа. Также, использование комплексного подхода способствовало разработке обоснованных прогнозов относительно дальнейших тенденций и развития рассматриваемых процессов.
Теоретической и методологической базой для данного исследования стали работы отечественных и зарубежных специалистов, которые охватывают вопросы экономической теории, экономики предприятия, государственного и муниципального управления, а также анализ экономической деятельности на региональном уровне.
В процессе изучения предметной области опирались на нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют рассматриваемые общественные процессы. Дополнительно использовались статистические данные и материалы периодических изданий, что позволило обеспечить комплексный и детализированный анализ исследуемых аспектов малого и среднего предпринимательства.
Информационной базой исследования в этой работе выступают учебные пособия и научные статьи, которые, так или иначе, затрагивают определенную тему исследования, а также информация, касающаяся непосредственно Ростовской области.
Теоретическая и практическая значимость. Выводы и рекомендации работы могут найти конкретную реализацию в деятельности Ростовской области в поддержке предпринимательства.
Структура исследования: введение, три главы, включая параграфы по теме исследования, заключение и список использованной литературы.
Во введении определена актуальность исследования, поставлены цель и определены задачи.
В первой главе исследования рассмотрены такие понятия как «предпринимательство» и «местное самоуправление». Кроме того, определена роль местного самоуправления в предпринимательстве.
Во второй главе исследования дана экономическая характеристика Ростовской области, а также оценено современное состояние предпринимательства в Ростовской области. Также в главе изучены механизмы и программы поддержки предпринимательства на уровне местного самоуправления.
В третьей главе исследования более подробно изучены инструменты содействия развитию предпринимательства в Ростовской области.
В заключении исследования сделаны выводы по проделанной работе.
В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы:
На современном этапе экономического развития предпринимательство представляет собой многофакторное социально-экономическое современное явление. Оно охватывает разнообразные виды деятельности, среди которых: социальная, инвестиционная и инновационная, которые осуществляются на собственный риск. Цель таких инициатив состоит в улучшении производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг, а также в создании новых качественных характеристик, что достигается посредством внедрения современных технологий, которые обеспечивают эффективное использование ресурсов и удовлетворение запросов потребителей. Такой подход способствует существенному повышению конкурентных преимуществ и прибыльности предпринимателя в любой сфере деятельности.
Местное самоуправление выступает в качестве властного института, предназначенного для решения вопросов местного значения, возникающих у населения определенного муниципального образования, с учетом их интересов и исторических особенностей. По своей сути, местное самоуправление является наиболее близким к гражданам механизмом, посредством которого реализуется власть многонационального народа, а также играет важную роль в защите тех интересов граждан, которые формируются на основе их совместного проживания на определенной территории.
Для успешного управления развитием малого и среднего предпринимательства (МСП) на местном уровне необходимо внести институциональные, структурные и функциональные преобразования как на федеральной, так и на уровне региона. Основную координационную роль в данном вопросе следует отвести руководителю местной администрации. Важно регулярно отслеживать взаимодействие между властями и бизнес-сообществом, а также создавать хорошие условия, которые бы способствовали выходу малых инновационных предприятий на российские и зарубежные рынки. Наравне с этим, необходимо проводить работу по привлечению субъектов МСП к участию в реализации местных социальных программ.
Кроме уже упомянутого ранее, чрезвычайно важно, чтобы органы местного самоуправления сосредоточили свои усилия на борьбе с незаконной миграцией и нелегальной предпринимательской деятельностью, которые в настоящее время широко распространены во многих регионах РФ. Также нельзя забывать о необходимости привлечения малых и средних предприятий к решению актуальных задач в таких сферах как: транспорт, бытовое обслуживание населения и обращение с отходами. При разработке и внедрении подобных региональных инициатив следует учитывать уникальные особенности каждого региона, рассматривая его исторический контекст.
Органы местного самоуправления должны активно участвовать в решении проблем занятости населения, способствуя вовлечению безработных граждан в сферу МСП, а также поощряя развитие семейных форм занятости, которые могут укрепить экономическую стабильность региона. В процессе отбора предприятий для предоставления муниципальной поддержки следует тщательно оценивать их показатели социальной ответственности и влияние на местное сообщество. Тем не менее, для эффективной реализации этих инициатив необходимо разработать продуманную кадровую политику, которая предусматривает привлечение на муниципальные должности высококвалифицированных специалистов с соответствующим опытом и компетенциями. Также, важно внедрить систему регулярной оценки качества их работы, чтобы обеспечить достижение поставленных целей и повышение эффективности деятельности органов местной власти.
Ростовская область занимает первое место среди регионов по доле предприятий, занимающихся технологическими инновациями, а также второе место по уровню инновационной активности организаций. В регионе в настоящее время реализуется более 560 инвестиционных проектов, общая сумма которых превышает 665 млрд. рублей. По оценкам, в 2023 году инвесторам предоставлены льготы на сумму примерно 1,2 миллиарда рублей. Данные показатели свидетельствуют о значительном потенциале и активной поддержке инновационной деятельности в Ростовской области.
Сектор МСП Ростовской области сумел сохранить свой уровень развития несмотря на санкционные ограничения и возникающие вызовы. Ключевые показатели характеризовались волнообразной динамикой. Во второй половине 2022 года было зарегистрировано небольшое снижение показателей, однако к завершению года произошло явное восстановление. В течение всего 2023 года наблюдался непрерывный рост. Также, возросло количество недавно основанных малых и средних предприятий. Уже существующие субъекты МСП активно участвуют в инвестиционных инициативах, включая привлечение заемных средств.
На сегодняшний день можно наблюдать существенный подъем деловой активности как в государственных секторах экономики, включая образование, здравоохранение и социальные услуги, так и в частных областях, таких как индустрия развлечений, гостиничный бизнес и коммерческая аренда недвижимости. Для дальнейшего роста субъектов МСП открываются различные возможности, связанные с реализацией проектов импортозамещения, организацией параллельного импорта и разработкой новых логистических маршрутов. Одним из перспективных направлений является расширение экспортной деятельности на рынки дружественных стран, что способствует дальнейшему укреплению и диверсификации экономических связей.
Органы исполнительной власти Ростовской области должны продолжать укреплять поддержку малого предпринимательства посредством возмещения некоторой части инвестиционных затрат, что окажет помощь в стимулировании как инвестиционных, так и инновационных инициатив компаний. Кроме этого, важно работать над улучшением доступности кредитных средств и расширять грантовую помощь для новых проектов и начинающих бизнесменов, включая самозанятых. Такие меры создадут благоприятные условия для развития СМП, способствуя экономическому росту региона и повышению конкурентоспособности местных предприятий на рынке.
Федеральные и региональные программы государственной поддержки, действующие в отношении малого и среднего предпринимательства Ростовской области, нацелены на укрепление бизнеса и его последующее развитие. Данные меры позволяют предпринимателям в короткие сроки адаптироваться к меняющимся условиям, что способствует снижению рисков, повышению эффективности регионального бизнеса, увеличению его конкурентоспособности и сохранению рабочих мест. Таким образом создаются условия для роста и развития субъектов МСП, что в свою очередь ведёт к укреплению экономики и улучшению качества жизни населения как в регионе, так и в стране в целом.
В конечном итоге можно прийти к заключению, что для эффективной поддержки и всестороннего развития МСП в Ростовской области необходимо разработать комплексную программу. Данная программа должна быть основана на тщательном анализе динамики экономических показателей субъектов малого и среднего бизнеса Ростовской области, при этом одновременно учитывая причины возникновения низких показателей и факторов, препятствующих их росту. Кроме того, в рамках данной программы могут быть предусмотрены и реализованы следующие мероприятия:
снижение инвестиционных рисков для действующих предпринимателей и их потенциальных инвесторов, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы и стимулировать рост бизнеса;
снижение уровня коррупции в регионе посредством внедрения прозрачных и эффективных механизмов государственного управления и контроля, что повысит доверие к властям и улучшит деловой климат;
уменьшение уровня административных ограничений и обязанностей, облегчающее процедуру ведения бизнеса, сокращающее бюрократические преграды и стимулирующее активность МСП;
повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля, что будет способствовать укреплению правовой безопасности и стабильности бизнес-среды;
увеличение в регионе количества экспортируемой продукции, что позволит местным предприятиям выйти на новые рынки, повысить конкурентоспособность и увеличить объемы производства;
увеличение числа программ и соглашений, заключенных между предприятиями Ростовской области и предприятиями других субъектов РФ, что будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества, обмену опытом и расширению деловых связей.
Таким образом, своевременное и последовательное использование представленных мер благоприятно отразится на увеличении количества предпринимателей в Ростовской области, а также обеспечит их устойчивое развитие и долгосрочный рост, что в свою очередь, будет способствовать общему экономическому процветанию региона и повышению уровня жизни его населения.
На современном этапе экономического развития предпринимательство представляет собой многофакторное социально-экономическое современное явление. Оно охватывает разнообразные виды деятельности, среди которых: социальная, инвестиционная и инновационная, которые осуществляются на собственный риск. Цель таких инициатив состоит в улучшении производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг, а также в создании новых качественных характеристик, что достигается посредством внедрения современных технологий, которые обеспечивают эффективное использование ресурсов и удовлетворение запросов потребителей. Такой подход способствует существенному повышению конкурентных преимуществ и прибыльности предпринимателя в любой сфере деятельности.
Местное самоуправление выступает в качестве властного института, предназначенного для решения вопросов местного значения, возникающих у населения определенного муниципального образования, с учетом их интересов и исторических особенностей. По своей сути, местное самоуправление является наиболее близким к гражданам механизмом, посредством которого реализуется власть многонационального народа, а также играет важную роль в защите тех интересов граждан, которые формируются на основе их совместного проживания на определенной территории.
Для успешного управления развитием малого и среднего предпринимательства (МСП) на местном уровне необходимо внести институциональные, структурные и функциональные преобразования как на федеральной, так и на уровне региона. Основную координационную роль в данном вопросе следует отвести руководителю местной администрации. Важно регулярно отслеживать взаимодействие между властями и бизнес-сообществом, а также создавать хорошие условия, которые бы способствовали выходу малых инновационных предприятий на российские и зарубежные рынки. Наравне с этим, необходимо проводить работу по привлечению субъектов МСП к участию в реализации местных социальных программ.
Кроме уже упомянутого ранее, чрезвычайно важно, чтобы органы местного самоуправления сосредоточили свои усилия на борьбе с незаконной миграцией и нелегальной предпринимательской деятельностью, которые в настоящее время широко распространены во многих регионах РФ. Также нельзя забывать о необходимости привлечения малых и средних предприятий к решению актуальных задач в таких сферах как: транспорт, бытовое обслуживание населения и обращение с отходами. При разработке и внедрении подобных региональных инициатив следует учитывать уникальные особенности каждого региона, рассматривая его исторический контекст.
Органы местного самоуправления должны активно участвовать в решении проблем занятости населения, способствуя вовлечению безработных граждан в сферу МСП, а также поощряя развитие семейных форм занятости, которые могут укрепить экономическую стабильность региона. В процессе отбора предприятий для предоставления муниципальной поддержки следует тщательно оценивать их показатели социальной ответственности и влияние на местное сообщество. Тем не менее, для эффективной реализации этих инициатив необходимо разработать продуманную кадровую политику, которая предусматривает привлечение на муниципальные должности высококвалифицированных специалистов с соответствующим опытом и компетенциями. Также, важно внедрить систему регулярной оценки качества их работы, чтобы обеспечить достижение поставленных целей и повышение эффективности деятельности органов местной власти.
Ростовская область занимает первое место среди регионов по доле предприятий, занимающихся технологическими инновациями, а также второе место по уровню инновационной активности организаций. В регионе в настоящее время реализуется более 560 инвестиционных проектов, общая сумма которых превышает 665 млрд. рублей. По оценкам, в 2023 году инвесторам предоставлены льготы на сумму примерно 1,2 миллиарда рублей. Данные показатели свидетельствуют о значительном потенциале и активной поддержке инновационной деятельности в Ростовской области.
Сектор МСП Ростовской области сумел сохранить свой уровень развития несмотря на санкционные ограничения и возникающие вызовы. Ключевые показатели характеризовались волнообразной динамикой. Во второй половине 2022 года было зарегистрировано небольшое снижение показателей, однако к завершению года произошло явное восстановление. В течение всего 2023 года наблюдался непрерывный рост. Также, возросло количество недавно основанных малых и средних предприятий. Уже существующие субъекты МСП активно участвуют в инвестиционных инициативах, включая привлечение заемных средств.
На сегодняшний день можно наблюдать существенный подъем деловой активности как в государственных секторах экономики, включая образование, здравоохранение и социальные услуги, так и в частных областях, таких как индустрия развлечений, гостиничный бизнес и коммерческая аренда недвижимости. Для дальнейшего роста субъектов МСП открываются различные возможности, связанные с реализацией проектов импортозамещения, организацией параллельного импорта и разработкой новых логистических маршрутов. Одним из перспективных направлений является расширение экспортной деятельности на рынки дружественных стран, что способствует дальнейшему укреплению и диверсификации экономических связей.
Органы исполнительной власти Ростовской области должны продолжать укреплять поддержку малого предпринимательства посредством возмещения некоторой части инвестиционных затрат, что окажет помощь в стимулировании как инвестиционных, так и инновационных инициатив компаний. Кроме этого, важно работать над улучшением доступности кредитных средств и расширять грантовую помощь для новых проектов и начинающих бизнесменов, включая самозанятых. Такие меры создадут благоприятные условия для развития СМП, способствуя экономическому росту региона и повышению конкурентоспособности местных предприятий на рынке.
Федеральные и региональные программы государственной поддержки, действующие в отношении малого и среднего предпринимательства Ростовской области, нацелены на укрепление бизнеса и его последующее развитие. Данные меры позволяют предпринимателям в короткие сроки адаптироваться к меняющимся условиям, что способствует снижению рисков, повышению эффективности регионального бизнеса, увеличению его конкурентоспособности и сохранению рабочих мест. Таким образом создаются условия для роста и развития субъектов МСП, что в свою очередь ведёт к укреплению экономики и улучшению качества жизни населения как в регионе, так и в стране в целом.
В конечном итоге можно прийти к заключению, что для эффективной поддержки и всестороннего развития МСП в Ростовской области необходимо разработать комплексную программу. Данная программа должна быть основана на тщательном анализе динамики экономических показателей субъектов малого и среднего бизнеса Ростовской области, при этом одновременно учитывая причины возникновения низких показателей и факторов, препятствующих их росту. Кроме того, в рамках данной программы могут быть предусмотрены и реализованы следующие мероприятия:
снижение инвестиционных рисков для действующих предпринимателей и их потенциальных инвесторов, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы и стимулировать рост бизнеса;
снижение уровня коррупции в регионе посредством внедрения прозрачных и эффективных механизмов государственного управления и контроля, что повысит доверие к властям и улучшит деловой климат;
уменьшение уровня административных ограничений и обязанностей, облегчающее процедуру ведения бизнеса, сокращающее бюрократические преграды и стимулирующее активность МСП;
повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля, что будет способствовать укреплению правовой безопасности и стабильности бизнес-среды;
увеличение в регионе количества экспортируемой продукции, что позволит местным предприятиям выйти на новые рынки, повысить конкурентоспособность и увеличить объемы производства;
увеличение числа программ и соглашений, заключенных между предприятиями Ростовской области и предприятиями других субъектов РФ, что будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества, обмену опытом и расширению деловых связей.
Таким образом, своевременное и последовательное использование представленных мер благоприятно отразится на увеличении количества предпринимателей в Ростовской области, а также обеспечит их устойчивое развитие и долгосрочный рост, что в свою очередь, будет способствовать общему экономическому процветанию региона и повышению уровня жизни его населения.
Подобные работы
- Роль органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии региона (Российский новый университет (РосНОУ))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2019 - АСПЕКТЫ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018 - Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Оценка эффективности местного самоуправления и налогового органа (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации местного самоуправления в Онежском муниципальном районе в современных социально-экономических условиях
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Доверие граждан деятельности органов местного самоуправления (на примере социологических исследований в г. Барнауле)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Экономические проблемы взаимоотношений предприятий и органов местного самоуправления
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Государственная власть и местное
самоуправление в России
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999



