ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1 Особенности индивидуального подхода на этапе углубленной
специализации в спортивной гимнастике 6
1.2 Особенности выполнения гимнастических упражнений на бревне ... 13
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Задачи исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.3Организация исследования 31
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НА
БРЕВНЕ У ГИМНАСТОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 32
3.1 Особенности методики индивидуального подхода к совершенствованию выполнения элементов на бревне на этапе
углубленной специализации в спортивной гимнастике 32
3.2 Результаты исследования подготовки гимнасток к выполнению элементов на бревне на углубленном этапе специализации 45
ВЫВОДЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Современная технология подготовки гимнасток высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно - методическое обоснование. Отечественными учеными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [1, 2, 6, 7, 11, 12,15, 16, 17, 19]. Однако постоянный рост спортивного мастерства на мировой арене гимнастике и его демонстрация способствуют поиску новых путей подготовки спортивных гимнасток. Поэтому одним из основных фактором достижения высоких и устойчивых спортивных результатов на этапе углубленной специализации является постоянное совершенствование технологии подготовки на основе индивидуального похода к спортсменам.
Обзор научно-методической литературы по спортивной гимнастике дает основание заключить, что проблема индивидуализации учебно -тренировочного процесса гимнасток на этапе углубленной специализированной подготовки раскрыта недостаточно [21]. Практический поиск нового подхода к индивидуализации спортивной тренировки чаще всего ограничивается метолами проб и ошибок, чего нужно всячески избегать, управляя процессом подготовки гимнасток на этапе углубленной специализации.
Актуальность данного вопроса определяется сложность подготовки гимнасток основанной на необходимости освоения упражнений на различных спортивных снарядах. В результате спортсменка должна обладать в равной мере высокой подготовленностью в выполнении упражнений на разных снарядах. Это требует индивидуального подхода к процессу спортивной тренировки.
Уровень технического исполнения комбинаций на гимнастических снарядах обусловлен индивидуальными особенностями организма гимнасток, которые являются генетически детерминированными, предопределяют различный диапазон адаптационных возможностей их организма, скорость течения восстановительных процессов и позволяют создавать оптимальные условия для реализации спортивной формы [7, 15, 19].
Упражнения на бревне - наиболее специфический вид женского гимнастического многоборья, где ведущую роль играет умение сохранять устойчивость тела с помощью точности движений и тонкости чувства равновесия [14, 17, 20]. Необходимость совершенствования техники
выполнения упражнений на бревне существует на всех этапах спортивной подготовки и имеет свои особенности на этапе углубленной специализации. Анализ выступлений российских гимнасток на бревне свидетельствует об утрачивании позиций в данном виде гимнастического многоборья. Золотая медаль в упражнениях на бревне в последний раз была завоевана на Олимпийских играх в 1992 г. [5, 16].
Таким образом, актуальность нашего определяется необходимостью индивидуализации процесса спортивной тренировки гимнасток на этапе углубленной специализации и недостаточной разработанностью методических условий для его реализации в процессе совершенствования упражнений на бревне.
Цель исследования - разработать организационно-педагогические условия индивидуального подхода к совершенствованию владения упражнениями на бревне на этапе углубленной специализации...
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Совершенствование системы управления тренировочным процессом в спортивной гимнастике на основе организации тренировочного процесса с учетом индивидуального подхода является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки гимнасток. На этапе углубленной специализации индивидуальный подход к совершенствованию выполнений элементов на бревне является необходимым условием повышения уровня владения упражнениями гимнастками.
2. Обучение гимнастическим упражнениям - это педагогический процесс, который, выражается в соблюдении ряда условий: физическая готовность гимнастки, двигательная готовность, психическая готовность. Успешность овладения исполнением новых элементов на бревне определяется выше перечисленными условиями и определением направлений для физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки гимнасток.
3. Индивидуальные различия спортсменов должны находить свое отражение в содержании тренировочного процесса. Для гимнасток на этапе углубленной специализации приемлема только система планирования, позволяющая варьировать структурой, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок в соответствии с поставленными задачами.
4. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что разработанные нами методические рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса гимнасток 10-11 лет на этапе углубленной специализации, оказали существенное влияние на уровень их технического мастерства.
1. Богданова, Л.И. Специализированная техническая подготовка гимнасток в упражнениях на бревне / Л.И. Богданова // Гимнастика. - 1983. - Вып.2. - С. 10-16.
2. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. - М. : Изд-во АСТ - Астрель, 2013. - 260 с.
3. Верхошанский, Ю.В. Закономерности функциональной
специализации организма в ходе становления спортивного мастерства / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 6. - С. 10-13.
4. Вяткин, Б.А. Спорт и развитие индивидуальности человека / Б.А. Вяткин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 2. - С. 1-5.
5. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - М. : Терра-Спорт, 2012. - 220 с.
6. Гавердовский, Ю.К. Биомеханика гимнастики: скрытые
возможности / Ю.К. Гавердовскнй // Наука в олимпийском спорте. - 2013. - №12. - С. 57-64.
7. Гамалий, В.В. Теоретико-методические основы моделирования техники двигательных действий в спорте / В.В. Гамалий. - Киев : Полшрафсервис, 2013. - 300с.
8. Гимнастика с методикой преподавания / Под. ред. Николай Меньшиков. - М. : Просвещение, 2010. - 222 с.
9. Григорьянц, И.А. Психология соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: учеб. пособие / И.А. Григорьянц. - М. : РГАФК, 2012. - С. 37-49.
10. Донди, А.А. Особенности бревна как вида гимнастического многоборья / А.А. Донди, О.Г. Коркач, Т.К. Сахарнова // Гимнастика Сб. науч. Трудов СПбГУФК им ПФ Лесгафта, СПб. - 2004. - Вып II. - С 40-43.
11. Донди, А.А. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне / Р.Н. Терехина, А.А. Донди // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып 22. - С. 82-85.
12. Запорожанов, В.А. Индивидуализация - важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7 - С. 62-63.
13. Ильин, Е.Л. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2014. - С. 63-134.
14. Квашук, П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки / П.В. Квашук // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 32-35.
15. Коренберг, В.Б. Упражнения на бревне / В.Б. Коренберг. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 80 с...32