Введение 3
Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме изучения готовности к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
1.1. Формирование готовности к обучению грамоте в
онтогенезе 6
1.2. Специфика речевых нарушений у детей с ФФН и ОНР в старшем
дошкольном возрасте 10
Глава II. Обследование речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
2.1. Структура и содержание обследования речевой деятельности
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 18
2.2. Анализ результатов обследования детей старшего дошкольного
возраста 21
Глава III. Логопедическая работа по формированию готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
3.1. Содержание обучающего эксперимента по формированию
готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 31
3.2. Контрольный эксперимент по результатам обучения 44
Заключение 47
Список литературы 49
Проблема готовности к овладению грамотой имеет большое теоретическое и практическое значение.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, у которых не сформированы речевые компоненты для подготовки к обучению грамоте.
В наше время рассмотрение вопроса, посвященного учебному процессу в подготовке детей дошкольного возраста к поступлению в школу, считается одной из распространённых, так как увеличивается процент числа воспитанников с различными отклонениями от нормы в развитии, в речевом в частности, поэтому оказание последующей помощи в поиске эффективных путей преодоления нарушений будет крайне необходимой.
Готовность к обучению грамоте обусловлена развитием организма, физическими способностями ребенка, состоянием его нервной системы, степенью зрелости личности, развитием восприятия, внимания, памяти, и мышления. Огромную роль в формировании готовности в овладении грамотой играет социальная обстановка в которой проживает ребёнок.
Неготовность ребенка к дальнейшему обучению может проявляться в ограниченной выраженности его интересов, невозможности соблюдения самоконтроля своих эмоций и поведения, медленном восприятии и переработке сенсорной информации, а также в расстройстве центральной нервной системы, нарушении восприятия, внимания, и наглядно-действенной памяти. От того, насколько хорошо ученик усвоит чтение и письмо, зависит успешность его будущего обучения, так как именно нарушения чтения и письма становятся главными причинами отставания в учебе младших школьников.
Проблема готовности к овладению грамотой имеет теоретическое, практическое и социальное значение. Данная проблема охватывает существенное количество детей с общим недоразвитием речи, у которых вовремя не были сформированы необходимые навыки по подготовке к обучению грамоте, в виду недостатка методических средств для дальнейшей коррекционной работы. По мнению ученых, успешное обучение детей в школе во многом зависит от овладения ими грамотой (Ананьев Б.Г., Ахутина Т.В., Выготский Л.С., Гнездилов М.Ф., Гурьянов Е.В., Каше Г.А., Лалаева Р.И.).
Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, оказывает положительное воздействие на формирование интенсивной работы умственной работы, трудоспособности, морально-волевых и художественных качеств каждого ребёнка в целом. Особое внимание в этом вопросе необходимо уделить игровым приёмам и дидактическим играм, составляющим специфику обучения младших школьников и являющихся существенным компонентом для их последующего обучения.
Цель исследования - изучить речевую готовность к обучению грамоте у детей с речевыми нарушениями и провести логопедическую работу по формированию нарушенных процессов...
Для формирования предпосылок к обучению грамоте, необходимо вести всестороннюю речевую работу. Особо важное значение оказывает процесс пребывания ребёнка в детском саду, ведь именно там он учиться общаться со сверстниками, постигает азы в развитии связной речи, увеличивает объём словаря, совершенствует грамматическую сторону речи, всё это и ляжет в основу основной подготовки к обучению чтению и письму.
Нами были сформулированы обучающие задачи и представлено содержание коррекционной работы по изучению первоначальных навыков в подготовке к обучению грамоте, на основе проанализированных источников для дальнейшей работы.
Наша исследовательская работа была ориентирована на выявление уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
В результате поставленной цели аргументировать на теоретическом уровне состояние готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и создать в ходе коррекционной деятельности элементы готовности, мы провели логопедическое обследование, в результате, которого выявили речевые нарушения у детей подготовительной группы.
Во второй главе нашей работы помимо этапов проведения логопедического обследования отражены главные отличительные характеристики детей с ФФН и ОНР. Полученные показания легли в основу проведения формирующего эксперимента.
Его целью являлось обучение детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений и словесных игр и определение уровня сформированности составляющих речевой системы.
Цель контрольного эксперимента заключалась в совершенствовании знаний и умений по одному из компонентов речи с более низкими показателями...
1. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы [Электронный ресурс]: / П.К. Анохин. - М., 1983. - Режим доступа: https://djvu.online/file/OhEniGcitLY7b
2. Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.А. Чистович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, - 206 с.
3. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2015. - 70 с.
4. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
5. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: В.Секачёв, 2010. - 210 с.
6. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. - М.: Просвещение, 1997. - 221 с.
7. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4-е изд,перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
9. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. - 149 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа: https://vk.com/wall204499715 55
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. 5-6 лет. ФГОС. - М.: Мозаика-Синтез, 2014, - 144 с.
12. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 28-34.
13. Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. / О.С. Гомзяк. - М.: ГНОМ и Д, 2019. - 128 с.
14. Грамматика в картинках для занятий с детьми 3-7 лет. Говори правильно. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 41 с.
15. Гришанова, И.А. Развитие фонематических процессов у детей: учебно-методическое пособие / И.А. Гришанова. - Глазов: ГГПИ, 2019. - 151 с...54