Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования компетентностно- ориентированных заданий при обучении информатике в школе.
§ 1. Компетентность^ подход к обучению 5
§ 2. Обучение информатике на компетентностной основе 11
§ 3. Понятие «компетентности)- ориентированное задание» 17
Глава II. Методические аспекты использования компетентностно- ориентированных заданий при обучении информатике в школе.
§ 1. Учебно-методические материалы школьного курса информатики 34
§ 2. Компетентностно-ориентированнье задания к школьному курсу информатики 44
§ 3. Методические рекомендации к разработке компетентностно- ориентированных заданий 50
Заключение 63
Список литературы 64
С введением в школьное образование в 2011 году новых государственных образовательных стандартов все школьное образование, в том числе и по информатике переходит к обучению на компетентностой основе.
В связи с этим становится актуальным разработка учебно¬методических материалов к школьному курсу информатики, ориентированных на государственный образовательный стандарт третьего поколения. Таким образом, необходимо ввести в структуру, содержание и методику обучения информатике такой содержательно-методический, учебно-дидактический материал, который направлен на формирование, предусмотренных стандартом ключевых, предметных компетенций. А использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает такое обучение, при котором использование дидактического материала направлено на формирование тех или иных компетенций в рамках школьного курса информатики.
Объектом исследования является процесс обучения информатике в школе.
Предметом исследования является процесс обучения информатике в школе посредством использования компетентностно-ориентированных заданий.
Цель: Разработка компетентностно-ориентированного учебно¬дидактического материала для обучения информатике в школе.
Задачи:
1. Изучение научно-теоретической, учебно-методической литературы, нормативных документов по теме исследования;
2. Анализ школьных учебных пособий, учебников относительно компетентностно-ориентированного содержания;
3. Разработка и отбор учебно-методических, дидактических материалов по обучению информатике на основе использования компетентностно-ориентированных заданий;
Практическая значимость этой работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы на практике работы учителей информатики, а также при изучении информатики в средних учебных заведениях.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практической конференции студентов ТывГУ (2015г, Кызыл)
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Дипломная работа посвящена использованию компетентностно- ориентированных заданий при обучении информатике в школе. В результате выполнения выпускной квалификационной работы установлено, что одним из необходимых, важнейших условий использование компетентностно- ориентированных заданий, является повышения качества обучения и подготовка компетентного выпускника. Компетентность выпускника проявляется в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества обучаемого.
Использование КОЗ на уроке информатики позволяет:
-провести учителю диагностику формирования ключевых компетентностей учащихся;
-способствовать повышению познавательной активности учащихся на уроке;
-формированию положительной мотивации к изучению предмета;
-упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося;
-направить обучение на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика;
-соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации;
В первой главе раскрыты понятия компетенция, компетентность, компетентностный подход, компетентностно-ориентированное задание. Также рассматривается обучение информатике на компетентностной основе. Основной из главных задач учителя информатики является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Во второй главе рассмотрены компетентностно-ориентированные задания к школьному курсу информатики и шаблоны для конструирования КОЗ. Представлены задания для формирования компетенций.
В ходе работы были реализованы поставленные задачи:
1. Изучение научно-теоретической, учебно-методической литературы, нормативных документов по теме исследования;
2. Анализ школьных учебных пособий, учебников по относительно компетентностно- ориентированного содержания;
3. Разработка и отбор учебно-методических, дидактических материалов по обучению информатике на основе использования компетентностно- ориентированных заданий;
Следует заметить, что приводимые компетентностно-ориентированные задания не являются законченными рецептами, они имеют цель разбудить творческую, личностную инициативу детей, стремление учителей к поиску и составлению новых компетентностно-ориентированных заданий, способствующих формированию навыка ученика применять приобретенные знания в конкретной жизненной ситуации.
1. Абакумова Н.Н.Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования. ТГУ, Томск, 2007 г
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся», Санкт- Петербург, издательство «КАРО», 2008;
3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс.Учебник для 10-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс.Учебник для 11-го класса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
5. Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Большая семерка (Б7). Информационно -коммуникационно -технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей.М.2007 г.
6. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М., 2004.
7. Гендина Н.И. Информационная культура личности в контексте формирования общества знаний (htttp://www.eilc2005.c- bit.ru/reg.php?action=get-doctxt&id=44)
8. Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании, http://festival.1september.ru/articles/574903/.
9. Журнал Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. Выпуск№ 1 /2011, ГРНТИ:14 — Народное образование. Педагогика
10. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004
12. И.Семакин, Е.Хеннер. Информатика. 10 класс. — М., Лаборатория Базовых Знаний, 2001
13. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся.
14. Кизик О.А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Петрозаводск, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:05-13/334
15. Киселева Т.Г.Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета. Всероссийская интернет-конференция «Современный учитель и Новая школа» - М., 2009.
16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика - М.: Академия, 2007 г., с. 133 - 153;
17. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - 2004 г. - №5;
18. Материалы практико-ориентированной дистанционной мастерской Центра Развития Молодежи г. Екатеринбурга, http://www.cerm.ru/.
19. Материалы дистанционного практического интернет-семинара «Формирование ИКТ - компетентности школьников» образовательного центра «Школьный университет» г.Томск, http://omu.ru/;
20. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. С. 253-296.
21. Фалина И.Н, Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики/ Информатика № 9/ 2006;
22. Харитонова Е.В. Об определении понятий «Компетентность» и «Компетенция» // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 3 - С. 67-68
23. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»,
24. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш., Будько М.Б., Будько М.Ю., Вознесенская А.О., Забодалова Л.А., Надточий Л.А., Орлова О.Ю. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования - СПб: НИУ ИТМО, 2014. - 98 с.
25. http://pandia.ru
26. http://www.bestreferat.ru
27. http://www.uischool8.ru
28. http://www.docme.ru
29. http://www.myshared.ru