Введение 2
Глава 1. Теоретические основы использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка с обучающимися средних классов средней общеобразовательной школы 5
1.1. Определение и содержание понятия иноязычных новостных
ресурсов 5
1.2. Дидактический потенциал использования иноязычных новостных
ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 12
1.3. Лингвостилистические особенности иноязычных новостных
ресурсов, критерии и трудности отбора 17
Выводы по Главе 1 20
Глава 2. Практические аспекты использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка с обучающимися средних классов средней общеобразовательной школы 24
2.1. Этапы работы с иноязычными новостными ресурсами на уроках
английского языка с обучающимися средних классов средней общеобразовательной школы 24
2.2. Фрагменты уроков с использованием иноязычных новостных
ресурсов 28
Выводы по Главе 2 43
Заключение 44
Список использованных источников 47
По причине роста международной коммуникации в современном мире, а также динамичного изменения культурной и политической жизни общества возрастает важность СМИ как источника информации и средства воздействия на общество. Основная цель средств массовой информации - передача новостей. За последнее время значительно увеличилось количество публикаций новостной тематики на различных новостных сайтах. Они отличаются друга от друга разнообразием информации, употребляемой лексикой. Иноязычные новостные ресурсы обладают своей спецификой и не всегда используются в рамках общеобразовательной школы.
Актуальность темы исследования «Использование иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка с обучающимися средних классов средней общеобразовательной школы» определяется важностью формирования иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенциями, что невозможно без привлечения иноязычного матеириала различных жанров и сфер коммуникации.
Объект исследования - процесс обучения иностранному (анлийскому) языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - иноязычные новостные ресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка.
Цель исследования - изучение дидактического потенциала использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Исследовать содержание понятия иноязычных новостных ресурсов.
2. Проанализировать дидактический потенциал использования
иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
3. Изучить лингвостилистические особенности иноязычных новостных ресурсов, критерии и трудности отбора.
4. Представить фрагмент урока с использованием иноязычных
новостных ресурсов.
Гипотеза: формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся средних классов будет проходить более успешно, если:
- определить дидактический потенциал и лингвостилистические особенности использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе;
- разработать и апробировать фрагменты уроков, построенных на основе использования иноязычных новостных ресурсов.
Теоретическую основу исследования составляют: исследования в области лингвокультурологии Л.Г. Саяховой, коммуникативного обучения иностранному языку Р.П. Мильруд и ряд других.
При решении вышеперечисленных задач использовались следующие методы исследования:
- аналитический (анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы);
- эмпирический (изучение этапов работы с новостными ресурсами, составление фрагментов уроков).
Теоретическая значимость исследования заключена в изучении дидактического потенциала использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы педагогами английского языка на уроках и во внеурочной деятельности в средней общеобразоательной школе с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Цель исследования заключалась в изучение дидактического потенциала использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Исследовав содержание понятия иноязычных новостных ресурсов, было выявлено, что новостные ресурсы относятся к аутентичным материалам, которые позволяют изучить английский язык. Новостные тексты - это сложные лексические образования, обладающие четкой жанровой структурой, объективированной в устной и письменной формах, тематической детерминированностью и направленностью коммуникативной деятельности на то, чтобы проинформировать адресата о том или ином событии. В современных оформлениях новостных сайтов используются такие средства оформления текста как фотографии, иллюстрации, таблицы, графическое и шрифтовое оформление, что позволяет выделить значимую информацию.
Иноязычные новостные ресурсы обладают значительным дидактическим потенциалом в формировании коммуникативной компетенции обучающихся; дают возможность обучающимся познакомиться с «языком в живом контексте». При использовании новостных ресурсов происходит развитие внимания, памяти, интеллектуальных и творческих способностей. Использование новостных ресурсов позволяет сочетать различные виды коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Имеется ряд новостных ресурсов, позволяющих эффективно изучить английский язык, это такие ресурсы как VOA Learning English, BBC Learning English Lingohack, News in Levels, CNN Student News. Жанр видеоформата, который можно считать как достаточно простым, так и предельно сложным в исполнении. Необходимый набор аспектов для составления новостного видеосюжета является следующим: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Новостные ресурсы обладают опрееделенными лингвистическими и стилистическими особенностями: в новостях всегда присутствует картина места происшествия, которая озвучивается синхроном участника и (или) синхроном эксперта, разбирающегося в том или ином происшествии, присутствует stand-up на фоне места происшествия с деталями, может быть высказана точка зрения обеих сторон.
Перед тем, как использовать новостные ресурсы для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроке английского, учителю следует выполнить вместе с учащимися подготовительные упражнения, а саму работу целесообразно разбить на три главных этапа: преддемонстрационный; демонстрационный; последемонстрационный. С целью формировании коммуникативной компетенции, лексических навыков учащихся, начиная с пятого класса, при использовании новостных ресурсов педагогом могут быть использованы такие приемы, как «Конспектирование» или «составление кратких записей», прием «дополнение», прием «Головоломка». Могут быть выполнены такие упражнения как Deducing dialogue from pictures; Body Language; What happens next?; What's the product? И ряд других.
Цель эмпирического этапа исследования заключалась в изучении дидактического потенциала использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе и в подтверждении гипотезы исследования: формирование иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся средних классов будет проходить более успешно, если:
- определить дидактический потенциал и лингвостилистические особенности использования иноязычных новостных ресурсов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе;
- разработать и внедрить фрагменты уроков, построенные на основе использования иноязычных новостных ресурсов;
- создать дидактический материал, включающий теоретические сведения об особенностях, использования иноязычных новостных ресурсов и практический материал: учебные задачи и упражнения с текстами новостных ресурсов на английском языке.
Эмпирический этап исследования был проведен на базе средней общеобразовательной школы МБОУ СОШ № 2, г. Кузнецк, в исследовании принимали участие ученики 8-б класса, количество учащихся, принявших участие в исследовании - 20 человек. В рамках эмпирического этапа было принято решение о разработке фрагментов уроков с использованием новостных текстов (новостных ресурсов) как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Изучение английского языка в процессе использования новостных ресурсов с обучающимися средних классов средней общеобразовательной школы происходит в следующем алгоритме: в начале ведущие знакомят изучающих английский язык с новыми словами для заучивания на этом уроке. Далее изучающие английский язык просматривают первый из трех эпизодов новостей - темп речи и сложность текста обычные, неадаптированные. После эпизода ведущие объясняют трудное слово. К каждому выпуску прилагается полная расшифровка текста и упражнения с ответами.
В рамках данного этапа было проведено 5 занятий: аудирование и письмо, изучение новой лексики, выполнение лексико - грамматической работы, выполнение самостоятельной работы. На формирующем этапе школьники изучали понятие «иноязычные новостные ресурсы, занимались оформлением информационной статьи, составлением и анализом новостных мини-статей. Также был разработан урок для учащихся 8 класса с использованием новостных ресурсов “London Fashon Week 2022”, направленный на развитие коммуникативной компетенции учащихся на материале изучаемой темы с использованием иноязычных новостных ресурсов. В рамках проведения урока были соблюдены этапы работы с новостным текстом: преддемонстрационный этап, демонстрационный этап, этап практической работы с извлеченной информацией из новостного сюжета.
1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алефиренко, Н.Ф. Теория речевых жанров и прагматика дискурса / Н.Ф. Алефиренко // Вестник Кемеровского ун-та. - № 3, 2012. - С. 11-16.
3. Безус, С.Н. Обучение деловому письму на иностранном языке в школе и вузе / С.Н. Безус. - М.: Луч, 2011. - 209 с.
4. Вербицкий, А. А. Контекстное обучение / А.А. Вербицкий. - М.: АРСТ, 2008. - 132 с.
5. Верещагина, И.Н., Рогова, Г.В., Языкова, Н.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова, Н.В. Языкова. - М.: Русь - Нова, 2017. - 348 с.
6. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Аркти-Глосса, 2011. - 165 с.
7. Гальперин И. Р., Черкасская, Е. Б. Лексикология английского языка / И.Р. Гальперин, Е.Б. Черкасская. - М.: Ин яз, 2016. - 163 с.
8. Гез, Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // ИЯШ.- 2019.- № 6. С. 12-16.
9. Гусева, А.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному речевому общению / А.В. Гусева. - М.: АРСТ, 2010. - 223 с.
10. Гусевская, Н.Ю. Межкультурный диалог как фактор профессионального становления будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Ю. Гусевская. - Чита, 2005. - 199 с.
11. Залевская А.А. Текст и его понимание / А.А.Залевская. Тверь: Тверской государственный университет, 2011. - 125 с.
12. Зангиева, З.Н., Тадтаева, А.В., Зангиев, И.Э. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции делового человека / З.Н. Зангиева, А.В. Тадтаева, И.Э. Зангиев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8-2. - С. 307-321.
13. Каменская, О.Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. / О.Л. Каменская. - М.: Высшая школа, 2000. - 152 с.
14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик - Волгоград: Перемена, 2012. - 409 с.
15. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 2002. - 140 с.
...
52 источника