ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
1.1. Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема…………………………………………..6
1.2. Использование детского туризма в ДОО с целью развития
познавательного интереса дошкольников………………………………………21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста………………………………………………...30
2.2. Содержание работы по развитию познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста средствами детского туризма……………....36
2.3. Определение эффективности использования детского туризма в
работе по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………… 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…………. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….67
Во времена технологий и гаджетов всестороннее развитие детей
становится сложным и трудоемким. Стало сложно вызывать интерес к более
простым вещам и окружающему миру.
Благодаря тому, что познавательный интерес заложен в нас природой
практически с самого рождения, мы можем развивать детей через различные
виды деятельности.
Детский туризм является одним из самых разносторонних видов
развития детей не только школьного возраста, но и дошкольного. Здоровье
детей, двигательная активность, закаливание – это залог правильного развития
ребенка.
Актуальность работы обусловлена повышением уровня знаний через
практическое познание представлений о себе и об окружающем мире.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования
– «Детский туризм как путь развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста».
Объектом исследования является развитие познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является детский туризм как путь развития
познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение проблемы развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами
детского туризма.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать психолого – педагогическую и методическую
литературу по теме исследования;
2) разработать методическое обеспечение и содержание работы по
использованию туризма; 4
3) провести оценку влияния детского туризма на познавательные
интересы детей и апробировать анализ результатов экспериментальной
работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май – август 2023 года) был посвящен изучению и анализу
литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) предполагал изучение исходного уровня
развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь – декабрь 2023 года) включал формирующий
эксперимент, направленный на развитие познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста в процессе использования средств детского
туризма;
IV этап (декабрь 2023 года) предусматривал повторную диагностику и
определение эффективности проведённой работы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
детский туризм способствует развитию познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы
использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы
по проблеме исследования, анализ и обобщение материала, полученного в
наблюдениях, беседах, анкетах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение, беседа, изучение опыта работы
воспитателей, педагогический эксперимент.
Теоретическими основами исследования послужили работы
Ю.С. Тюнникова, Н.И. Бочаровой, И.А. Водолажской, Т.П. Завьяловой,
И.И. Сулейманова, Р.С. Немова.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшей
перспективе ее применения в работе педагогами. База исследования: МБОУ Софьинская сош находится в процессе
реорганизации в форме присоединения к ней МАДОУ детский сад
комбинированного вида №55. Необходимость и целесообразность
реорганизации заключается в объединении кадровых и материальных
ресурсов учреждений, участвующих в реорганизации. В процессе
реорганизации и по ее завершению образовательные услуги МБОУ
Софьинской сош и МАДОУ детским садом комбинированного вида №55 будут
оказываться непрерывно. Охват детей услугами дошкольного и общего
образования не уменьшится. Количество групп и классов останется
неизменным.
Структура работы состоит из введения, двух глав, литературы и приложения.
Детский туризм представляет собой отличный способ развития
познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Путешествия помогают детям изучить мир не только тот, который их окружает,
но и знакомиться с разными культурами и традициями народов. Они учатся
адаптироваться к новым условиям, развивают навыки самостоятельности и
общения.
В целом, детский туризм не только является интересным и
увлекательным видом отдыха, но и эффективным инструментом развития
ребенка. Поэтому важно поддерживать и поощрять интерес детей к
путешествиям и открывать им новые горизонты.
При проведении диагностики выявлено, что наличие детского туризма в
ДОУ положительно влияет на познавательный интерес к миру, краю, родному
дому.
В практической части работы описываются полученные данные старшей
группы в МАДОУ №55 д. Алабино, Московская область.
В ходе исследования участвовало 20 детей старшего дошкольного
возраста.
Так же нами выяснилось, что уровень познавательного интереса не
соответствовал группе старшего дошкольного возраста. Благодаря
разработанным занятиям мы помогли развить интерес детей и обогатили их
знания, что подтверждает положительную динамику познавательного
комплексного подхода к развитию через туризм.
Данная задача выполнена благодаря анализу психолого – педагогической
и методической литературе на тему исследования, разработке методического
обеспечения и содержанию работы по использованию туризма и проведенной
оценке влияния детского туризма на познавательные интересы детей по
результатам анализа экспериментальной работы. Предположение о том, что детский туризм способствует развитию
познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при
соблюдении педагогических условий доказана, что подтверждает высказанное
суждение в гипотезе данной работы.
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. // Собрание для воспитателей в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –
357 с.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум
школьника. // Методическое пособие для учителя. – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
3. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет. – М.:
Мысль, 1991. – 124 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологических исследований. –
М.: Изд. МГУ, 1984. – 103 с.
5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Питер, 2002.
6. Богданова С.В. Подарим детям каникулы. // Туризм: практика,
проблемы, перспективы, 2003. – 44 с.
7. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд./под ред.
Прохорова А.М. – М.: Научное издательство «Большая Российская
энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998. – 1456 с.
8. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. // пособие для
практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.:
Аркти, 2004. – 145 с.
9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. –
195 с.
10. Волохина Е.А. Дидактика. – М.: Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 288 с.
11. Воскобойникова Н.Н. Экологический туризм: особенности и
перспективы развития. // Труды Академии туризма. Вып. 3. – СПб.: Невский
Фонд, 2000. – 66 с.
12. Габова М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного
мышления и графических умений. // учеб, пособие для бакалавриата и
магистратуры. – 2-е изд., испр. и доп., 2017. – 23 с. 13. Григорьев Д.М. Внеурочная деятельность школьников. – М.:
Просвещение, 2010.
14. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика –
Синтез, 2011. – 110 с.
15. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Финансы и
статистика, 2000.
...
38 источников