Введение 7
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА 9
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПАТЕНТНОЙ
ИНФОРМАЦИИ 14
1.1.1 ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
1.1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РУБРИК МПК И ИНДЕКСОВ УДК ИТР 15
1.1.3 УСТАНОВЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ ПОИСКА 15
1.2 ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК 15
1.2.1 ВЫБОР ПАТЕНТНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
ИМЕЮЩЕЙ ОТНОШЕНИЕ К ИТР 15
1.3 ВЫВОДЫ 21
2 КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ 22
2.1 АНАЛИЗ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ ОТ СТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ .... 22
2.2 СЛУЧАЙ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ 22
2.3 СИЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДЕТАЛИ ПОДВЕСКИ ПРИ
ТОРМОЖЕНИИ 28
2.4 СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ДЕТАЛИ ПОДВЕСКИ ПРИ
ПОВОРОТЕ 37
2.5 ПРИМЕНЕНИЕ ТОРСИОНОВ В ПОДВЕСКЕ 42
2.6 РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 43
2.7 РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ 46
2.8 ВЫВОДЫ 53
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 54
3.1 НАЗНАЧЕНИЕ ДЕТАЛИ 54
3.2 МАТЕРИАЛ ДЕТАЛИ 54
3.3 КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 56
3.4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПРОИЗВОДСТВА 57
3.5 ВЫБОР СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ ЗАГОТОВКИ 57
3.6 РАЗРАБОТКА МАРШРУТНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛИ 58
3.7 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ БАЗ 60
3.8 ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ И ОСНАСТКИ 61
3.9 ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ИЗМЕРЕНИЙ 62
3.10 ПРИПУСКИ НА ОБРАБОТКУ 64
3.11 РАСЧЁТ РЕЖИМОВ РЕЗАНИЯ 67
3.12 РАСЧЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ ВРЕМЕНИ 73
3.13 ВЫВОДЫ 76
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78
4.1 СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ .. 78
4.2 ВЫВОДЫ 85
5 ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗРАБОТКИ 86
5.1 ВЫВОДЫ 87
6 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 88
6.1 РАСЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДВЕСКИ 88
6.2 РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ПОДВЕСКИ 90
6.3 РАСЧЕТ ОТПУСКНОЙ ЦЕНЫ ПРОЕКТИРУЕМОЙ ПОДВЕСКИ 95
6.4 РАСЧЕТ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 97
6.5 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 98
6.7 ВЫВОД 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Совокупность устройств, обеспечивающих упругую связь между подрессоренной и неподрессоренными массами, называется подвеской. Подвеска уменьшает динамические нагрузки, действующие на подрессоренную массу. Она состоит из трех устройств: упругого, направляющего и демпфирующего.
Упругим устройством на подрессоренную массу передаются вертикальные силы, действующие со стороны дороги, уменьшаются динамические нагрузки и улучшается плавность хода.
Направляющее устройство - механизм, воспринимающий действующие на колесо продольные и боковые силы и их моменты. Кинематика направляющего устройства определяет характер перемещения колеса относительно несущей сис-темы.
Демпфирующее устройство предназначено для гашения колебаний кузова и колес путем преобразовании энергии колебаний в тепловую и рассеивании ее в окружающую среду.
Торсионная подвеска - это тип подвески, основным элементом которой является металлический стержень цилиндрической формы (торсион). Этот элемент обладает большой упругостью и отменно пружинит при скручивающих воз-действиях. Обычно торсионы изготавливают из специальный сталей высокой прочности, которые проходят предварительную термическую обработку. Торсион выдерживает феноменальные механические нагрузки, отлично сопротивляется большим крутящим напряжениям и практически не подвержен деформации при больших углах закручивания. Торсионные стержни бывают круглыми или квадратными в сечении, могут быть наборными (из нескольких металлических пластин).
Целью дипломной работы является разработка двухрычажной торсионной подвески для автомобиля Лада Ларгус.
В связи с этим необходимо выполнить следующие пункты:
1) провести патентно - информационный поиск для выявления аналогов и прототипов предполагаемого решения подвески автомобиля;
2) выполнить анализ конструкций - аналогов, выполнить необходимые рас¬
четы;
3) выполнить моделирование проектируемых узлов;
4) провести анализ безопасности разрабатываемого объекта;
5) разработать инструкцию по эксплуатации разработки;
6) выполнить технико-экономическое обоснование проекта.
Патентно-информационный обзор источников информации показал, что направлениями развития подвесок автомобилей является улучшение их эксплуатационных характеристик посредством повышения надежности и плавности хода. Были проанализированы достоинства и недостатки различных технических решений торсионной подвески, были выбраны аналоги и прототип технического решения.
С целью обеспечения повышения плавности хода автомобиля при движении была спроектирована двухрычажная подвеска, упругим элементом в которой используется торсион.
Был проведен расчет сил, действующих в подвеске при торможении, повороте и в случае прямолинейного движения.
Было проведено моделирование подвески. С целью подтверждения надежности спроектированных элементов был проведен расчет их прочности в программе Solidworks, показавший правильность выбранных конструкторских решений.
Изготовление детали «цапфа» не требует особых затрат материальных ресурсов. Технологический процесс, разработанный для среднесерийного производства, представляет собой последовательность стандартных операций (точения, шлифования). Операции нетрудоёмки и на их выполнение затрачивается не более 15 минут.
Разработан прогрессивный технологический процесс с применением высокопроизводительных станков с ЧПУ, что позволило повысить качество изготовления детали с наименьшей трудоемкостью.
Разработан прогрессивный технологический процесс с применением высокопроизводительных станков с ЧПУ, что позволило повысить качество изготовления детали с наименьшей трудоемкостью.
Поскольку проектируемая подвеска оказывает влияние, в том числе, и на безопасность транспортного средства рассмотрены составляющие безопасности транспортного средства. Проведена оценка значимости этих составляющих и влияние активной подвески на каждую из них.
Разработана инструкция по эксплуатации разработки. Учтены все требования безопасности при эксплуатации автомобиля. Описаны мероприятия по безопасной эксплуатации подвесок таких транспортных средств.
Проект является рентабельным с индексом дохода 1,06, большим единицы и рентабельностью в 21,15 %.