Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разном уровнем развития интеллекта

Работа №159302

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии поведения подростков в конфликте 7
1.1. Сущность понятия «конфликт» 7
1.2. Психологические особенности подросткового и старшего школьного
возраста 14
1.3. Особенности стиля поведения подростков и старших школьников в
конфликтных ситуациях 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта 26
2.1. Организация исследования: этапы, методы, методики, описание группы
испытуемых 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложение 46

Сложный период становления гражданского общества в нашей стране складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризуется повышенной конфликтностью межличностных отношений. Подобная ситуация сказывается на подрастающем поколении.
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.
Современное общество все чаще сталкивается с проблемой конфликтного поведения подростков. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Такое поведение - это способ самоутверждения подростка, как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях со сверстниками, так как именно это период ознаменован кризисом подросткового возраста. Конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, главная из которых - это признание взрослых и сверстников.
Подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый, он начинает мыслить, как взрослый, но все его поступки еще продиктованы его детской сущностью. Подростки часто попадают в неформальные группы, что приводит к разрушению прежних стереотипов поведения, изменению ценностных ориентации, что ведет к конфликту. Несмотря на то, что спектр действий подростка с возрастом расширяется, но в ситуации конфликта подросток чаще всего реагирует однотипно, сужая тем самым репертуар своего поведения, что ведет к разрастанию конфликта. Поэтому ему еще сложно выбрать адекватные способы реагирования на конфликтную ситуацию, подобрать нужную стратегию поведения.
Актуальность проблемы конфликтов подросткового возраста обращает на себя постоянное внимание исследователей в области педагогики и психологии. Целенаправленные изыскания направлены как на поиск методов и способов преодоления негативных аспектов подросткового конфликта, так и на эффективное использование специфики возрастного этапа для оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими, гармонизации ее развития.
Проблема конфликтного поведения подростка занимает центральное место в исследованиях следующих педагогов и психологов В.А. Андреева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Л.И. Божович, Е.М. Гилярова, И.В. Гришиной, Я.А. Лупьян, А.В. Мудрик, Т.П.Чистяковой, Н.Е. Щурковой. Они отмечают, что в подростковом возрасте конфликтное поведения сказывается на его отношении к окружающему миру и к себе. В работах П.П. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского и др. особо внимание уделяется социально-психологическим факторам, которые ведут к возникновению острых социальных конфликтов в подростковом возрасте.
Однако, несмотря на то, что существует большое количество работ, которые рассматривают особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязи факторов, детерминирующих поведение подростков с различными видами стратегий поведения в конфликте в социально значимых ситуациях.
Поэтому возникает необходимость изучить особенности выбора стратегии поведения в конфликте подростков по причине нарушения коммуникации, что позволит расширить диапазон стратегий поведения в конфликте, послужит условием развития умения находить оптимальные пути их разрешения.
Проблема исследования: особенности выбора стратегии поведения лиц старшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития в конфликте.
Цель исследования: изучение особенности выбора стратегии поведения старшеклассников в разным уровнем интеллекта в конфликте.
Объект исследования: стратегии поведения подростков в конфликте.
Предмет исследования: особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Гипотеза: уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Задачи:
1. Изучить содержательные характеристики понятия конфликт.
2. Рассмотреть возрастные особенности старшего школьного возраста.
3. Проанализировать особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликте.
4. Установить различия между стратегиями поведения в конфликте испытуемых старшего школьного возраста с разным уровнем развития интеллекта.
5. Проанализировать особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: . опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена;
- методы статистической обработки данных (t критерий Стьюдента).
Теоретическую и методологическую основу работы составили:
- концепция теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- теории конфликтов, сущность их управления (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, А.Г. Здравомыслов, А.А. Ершов, Н.А. Рыбакова);
- теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (Л.С. Выготский, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, A.M. Прихожан, А. А. Реан).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике и психокоррекции конфликтного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях. Позволяют разрабатывать программы психологической коррекции поведения лиц старшего школьного возраста в конкретных ситуациях.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 9-10 классов в количестве 29 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умение конструктивно разрешать возникающие в повседневной жизни конфликты и противоречия является одним из важнейших факторов, обусловливающих успешную адаптацию индивида в современном социуме. Выбор стратегии поведения человека в конфликтной ситуации связан с воздействием целого ряда факторов, к которым можно отнести личностные особенности конфликтующих, степень важности сохранения благоприятных взаимоотношений с оппонентом в дальнейшем, контекст взаимодействия в целом и др. Не менее важной представляется и способность индивида к осмыслению создавшейся ситуации, анализу поведения партнера и своего собственного, выстраиванию логичной линии поведения и возможности самоконтроля. Указанные качества помимо прочих индивидуальных особенностей во многом определяются уровнем развития интеллекта личности. В связи с этим актуальными являются экспериментальные исследования, направленные на изучение особенностей конфликтного поведения лиц с различным уровнем развития интеллектуальных возможностей.
несмотря на определенный опыт изучения межличностных конфликтов учащихся различных категорий, до настоящего времени не существует исследований сравнительного плана, направленных на выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях школьников с различным уровнем развития интеллекта.
Выявить преимущественную предрасположенность индивида к тому или иному стилю поведения во время конфликта
Гипотезой исследования выступало предположение, что уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют подтвердить гипотезу, согласно которой уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом конструктивных стратегий взаимодействия в межличностных конфликтах.



1. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. СПб Питер, 2013. 277 с.
2. Алексеев А.В. Посреднические технологии регулирования социальных конфликтов. М.:Академия, 2015. 233с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 2014. 311 с.
4. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Владос, 2012. 199с.
5. Анцупов А.Я. О междисциплинарном подходе к изучению конфликта // Современные социальные технологии: Сущность, многообразие форм и внедрение: Материалы международной научно-практической конференции / под ред. А.И.Шипилова. М.: МГУ, 2015. 288 с.
6. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2013. 199 с.
7. Асмолов А.Г.Психология личности. М.: Академия, 2013. 208с.
8. Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления. М.: Академия, 2015. 219 с.
9. Бабосов Е.М. Конфликтология. М.:Амалфея, 2014, 204 с.
10. Белкин A.C. Конфликтология: наука о гармонии. М.: Академия, 2015. 261. с.
11. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 382 с.
12. Бородкин Ф.М. Внимание: Конфликт! М.: Наука, 2014. 207 с.
13. Волков И.П. Социометрические методы в социально - психологических исследованиях. СПб: Питер, 2012. 199 с.
14. Выготский Л. С. Сборник сочинений: В 6 т. М.: Просвещение, 1983. Т. 1. 674 с.
15. Главатских М.М. Взаимосвязь образа конфликтной ситуации с поведением в конфликте. Ярославль: СКМ, 2013. 264 с.
16. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. М.: Академия,
2013. 188 с.
17. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2013. 277 с.
19. Громова О.Н. Конфликтология. М.: Владос, 2013. 291 с.
20. Гусева A.C. Конфликт: Структурный анализ. М.: Академия, 2016. 303 с.
21. Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения. М.: Академия, 2015. 347 с.
22. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
23. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26.
24. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликта. Социальная психология и социальное планирование. СПб: Питер, 2013. 217 с.
25. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликтов. М.: Академия, 2014. 375 с.
26. Зимняя И.А.Педагогическая психология. М.: Логос, 2014. 239 с.
27. Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников. М.: Владос, 2013. 259 с.
28. 3олотова Т.В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков. СПБ: Сфера, 2015. 156 с.
29. Иванов В.И. Конфликтология: проблемы становления и развития. М.: Академия, 2014. 230 с.
30. Иванов В.Н. Конфликты и конфликтология. М.: Академия , 2014. 193 с.
31. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. СПб: Питер, 2016. 297 с.
32. Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 2016. №3. С. 13-18.
33. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения. М.: Академия, 2016. 313 с.
34. Кичанова И.М. Конфликт: за и против. М.: Наука, 2013. 250 с.
35. .Ковалев А.Г.Конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.: Владос, 2015. 266 с.
36. Ковачик П. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.: Владос,
2014. 196 с.
37. Козер Л.А. Функции социального конфликта. М.: Наука, 2014. 264 с.
38. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: Академия, 2015. 177с.
39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Владос, 2014. 351 с.
40. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2014. 377 с.
41. Крогиус Н.В. Личность в конфликте. СПб: Сфера, 2015. 288 с.
42. Кулагина И.Ю. Мотивация, конфликт и контроль действия // Вопросы психологии. 2016. № 2. С.31-39.
43. Лейн Д. Детская и подростковая психология. СПб: Сфера, 2014. 381 с.
44. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПБ: Речь, 2012. 246 с.
45. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации. М.: Академия, 2014. 271 с.
46. Леонов Н.И. Конфликтология. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. 265 с.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия,
2015. 261 с.
48. Ожегов С. И.Словарь русского языка. М.: Мир и Образование, 2015. 734 с.
49. Олпорт Г.Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2012.
361 с.
50. Петровский A.B. Психология. Словарь. М.: Академия, 2014. 358 с.
51. Ратанова Т.А.. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Академия, 2015. 348 с.
52. Реан A.A. Социальная психология. СПб: Сфера, 2014. 392 с.
53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Академия, 2014. 289 с.
54. Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум-Информ, 2014. 389 с.
55. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. М.: Академия, 2015. 392 с.
56. Рубин Д. Социальный конфликт. М.: Владос, 2013. 285 с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 344 с.
58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Московский психолого¬социальный институт, 2013. 228 с.
59. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков. Уфа: СПК, 2014. 173 с.
60. Столин В.В.Самосознание личности. М.: Академия, 2013. 366 с.
61. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования. М.: Наука, 2015. 299 с.
62. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 26-32.
63. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Владос, 2014. 391 с.
64. Фопель К.В. Психологические группы. М.: Генезис, 2015. 188 с.
65. Хапаева С.С. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов в отношениях учитель-ученик. М.: Академия, 2014. 190 с.
66. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер- Пресс, 2014. 294 с.
67. Хухлаева Психология подростка. М.: Генезис, 2012. 349 с.
68. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2014. 403 с.
69. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М: Академия, 2013. 462 с.
70. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Генезис, 2012. 451 с.
71. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.: Академия, 2013. 367 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ