Особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разном уровнем развития интеллекта
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии поведения подростков в конфликте 7
1.1. Сущность понятия «конфликт» 7
1.2. Психологические особенности подросткового и старшего школьного
возраста 14
1.3. Особенности стиля поведения подростков и старших школьников в
конфликтных ситуациях 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта 26
2.1. Организация исследования: этапы, методы, методики, описание группы
испытуемых 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложение 46
Глава 1. Теоретические аспекты стратегии поведения подростков в конфликте 7
1.1. Сущность понятия «конфликт» 7
1.2. Психологические особенности подросткового и старшего школьного
возраста 14
1.3. Особенности стиля поведения подростков и старших школьников в
конфликтных ситуациях 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта 26
2.1. Организация исследования: этапы, методы, методики, описание группы
испытуемых 26
2.2. Анализ результатов исследования 28
Заключение 39
Список используемых источников 41
Приложение 46
Сложный период становления гражданского общества в нашей стране складывается в условиях обострения социальных противоречий, роста нестабильности и напряженности общественных процессов, характеризуется повышенной конфликтностью межличностных отношений. Подобная ситуация сказывается на подрастающем поколении.
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.
Современное общество все чаще сталкивается с проблемой конфликтного поведения подростков. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Такое поведение - это способ самоутверждения подростка, как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях со сверстниками, так как именно это период ознаменован кризисом подросткового возраста. Конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, главная из которых - это признание взрослых и сверстников.
Подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый, он начинает мыслить, как взрослый, но все его поступки еще продиктованы его детской сущностью. Подростки часто попадают в неформальные группы, что приводит к разрушению прежних стереотипов поведения, изменению ценностных ориентации, что ведет к конфликту. Несмотря на то, что спектр действий подростка с возрастом расширяется, но в ситуации конфликта подросток чаще всего реагирует однотипно, сужая тем самым репертуар своего поведения, что ведет к разрастанию конфликта. Поэтому ему еще сложно выбрать адекватные способы реагирования на конфликтную ситуацию, подобрать нужную стратегию поведения.
Актуальность проблемы конфликтов подросткового возраста обращает на себя постоянное внимание исследователей в области педагогики и психологии. Целенаправленные изыскания направлены как на поиск методов и способов преодоления негативных аспектов подросткового конфликта, так и на эффективное использование специфики возрастного этапа для оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими, гармонизации ее развития.
Проблема конфликтного поведения подростка занимает центральное место в исследованиях следующих педагогов и психологов В.А. Андреева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Л.И. Божович, Е.М. Гилярова, И.В. Гришиной, Я.А. Лупьян, А.В. Мудрик, Т.П.Чистяковой, Н.Е. Щурковой. Они отмечают, что в подростковом возрасте конфликтное поведения сказывается на его отношении к окружающему миру и к себе. В работах П.П. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского и др. особо внимание уделяется социально-психологическим факторам, которые ведут к возникновению острых социальных конфликтов в подростковом возрасте.
Однако, несмотря на то, что существует большое количество работ, которые рассматривают особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязи факторов, детерминирующих поведение подростков с различными видами стратегий поведения в конфликте в социально значимых ситуациях.
Поэтому возникает необходимость изучить особенности выбора стратегии поведения в конфликте подростков по причине нарушения коммуникации, что позволит расширить диапазон стратегий поведения в конфликте, послужит условием развития умения находить оптимальные пути их разрешения.
Проблема исследования: особенности выбора стратегии поведения лиц старшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития в конфликте.
Цель исследования: изучение особенности выбора стратегии поведения старшеклассников в разным уровнем интеллекта в конфликте.
Объект исследования: стратегии поведения подростков в конфликте.
Предмет исследования: особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Гипотеза: уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Задачи:
1. Изучить содержательные характеристики понятия конфликт.
2. Рассмотреть возрастные особенности старшего школьного возраста.
3. Проанализировать особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликте.
4. Установить различия между стратегиями поведения в конфликте испытуемых старшего школьного возраста с разным уровнем развития интеллекта.
5. Проанализировать особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: . опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена;
- методы статистической обработки данных (t критерий Стьюдента).
Теоретическую и методологическую основу работы составили:
- концепция теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- теории конфликтов, сущность их управления (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, А.Г. Здравомыслов, А.А. Ершов, Н.А. Рыбакова);
- теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (Л.С. Выготский, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, A.M. Прихожан, А. А. Реан).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике и психокоррекции конфликтного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях. Позволяют разрабатывать программы психологической коррекции поведения лиц старшего школьного возраста в конкретных ситуациях.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 9-10 классов в количестве 29 человек.
Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, который затрагивает и физиологическое, и психическое здоровье ребенка, определяется периодом полового созревания. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, одновременно возникают новообразования личности, которые переводят ее на новый уровень развития. В этот период взросления подросток характеризуется дисгармоничностью в строении личности, демонстрирует протестующий характер поведения по отношению к взрослым, становится агрессивным, тревожным и жестоким.
Современное общество все чаще сталкивается с проблемой конфликтного поведения подростков. Конфликтное поведение широко распространенное явление в подростковом возрасте. Такое поведение - это способ самоутверждения подростка, как в отношениях с взрослыми, так и в отношениях со сверстниками, так как именно это период ознаменован кризисом подросткового возраста. Конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, главная из которых - это признание взрослых и сверстников.
Подросток - это уже не ребенок, но еще и не взрослый, он начинает мыслить, как взрослый, но все его поступки еще продиктованы его детской сущностью. Подростки часто попадают в неформальные группы, что приводит к разрушению прежних стереотипов поведения, изменению ценностных ориентации, что ведет к конфликту. Несмотря на то, что спектр действий подростка с возрастом расширяется, но в ситуации конфликта подросток чаще всего реагирует однотипно, сужая тем самым репертуар своего поведения, что ведет к разрастанию конфликта. Поэтому ему еще сложно выбрать адекватные способы реагирования на конфликтную ситуацию, подобрать нужную стратегию поведения.
Актуальность проблемы конфликтов подросткового возраста обращает на себя постоянное внимание исследователей в области педагогики и психологии. Целенаправленные изыскания направлены как на поиск методов и способов преодоления негативных аспектов подросткового конфликта, так и на эффективное использование специфики возрастного этапа для оптимизации взаимоотношений формирующейся личности с окружающими, гармонизации ее развития.
Проблема конфликтного поведения подростка занимает центральное место в исследованиях следующих педагогов и психологов В.А. Андреева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Л.И. Божович, Е.М. Гилярова, И.В. Гришиной, Я.А. Лупьян, А.В. Мудрик, Т.П.Чистяковой, Н.Е. Щурковой. Они отмечают, что в подростковом возрасте конфликтное поведения сказывается на его отношении к окружающему миру и к себе. В работах П.П. Блонского, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского и др. особо внимание уделяется социально-психологическим факторам, которые ведут к возникновению острых социальных конфликтов в подростковом возрасте.
Однако, несмотря на то, что существует большое количество работ, которые рассматривают особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях, недостаточно внимания уделяется изучению взаимосвязи факторов, детерминирующих поведение подростков с различными видами стратегий поведения в конфликте в социально значимых ситуациях.
Поэтому возникает необходимость изучить особенности выбора стратегии поведения в конфликте подростков по причине нарушения коммуникации, что позволит расширить диапазон стратегий поведения в конфликте, послужит условием развития умения находить оптимальные пути их разрешения.
Проблема исследования: особенности выбора стратегии поведения лиц старшего школьного возраста с разным уровнем интеллектуального развития в конфликте.
Цель исследования: изучение особенности выбора стратегии поведения старшеклассников в разным уровнем интеллекта в конфликте.
Объект исследования: стратегии поведения подростков в конфликте.
Предмет исследования: особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Гипотеза: уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Задачи:
1. Изучить содержательные характеристики понятия конфликт.
2. Рассмотреть возрастные особенности старшего школьного возраста.
3. Проанализировать особенности поведения лиц старшего школьного возраста в конфликте.
4. Установить различия между стратегиями поведения в конфликте испытуемых старшего школьного возраста с разным уровнем развития интеллекта.
5. Проанализировать особенности поведения в межличностных конфликтах старшеклассников с разным уровнем развития интеллекта.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: . опросник К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации», "Прогрессивные матрицы" Дж.Равена;
- методы статистической обработки данных (t критерий Стьюдента).
Теоретическую и методологическую основу работы составили:
- концепция теории личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- теории конфликтов, сущность их управления (В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, Л.И. Воробьева, А.Г. Здравомыслов, А.А. Ершов, Н.А. Рыбакова);
- теоретические представления о подростковой конфликтности и агрессивности (Л.С. Выготский, Ю.А. Клейберг, Л. Козер, Н.М. Коряк, A.M. Прихожан, А. А. Реан).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать полученные данные в психологическом консультировании, психопрофилактике, диагностике и психокоррекции конфликтного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях. Позволяют разрабатывать программы психологической коррекции поведения лиц старшего школьного возраста в конкретных ситуациях.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 9-10 классов в количестве 29 человек.
Умение конструктивно разрешать возникающие в повседневной жизни конфликты и противоречия является одним из важнейших факторов, обусловливающих успешную адаптацию индивида в современном социуме. Выбор стратегии поведения человека в конфликтной ситуации связан с воздействием целого ряда факторов, к которым можно отнести личностные особенности конфликтующих, степень важности сохранения благоприятных взаимоотношений с оппонентом в дальнейшем, контекст взаимодействия в целом и др. Не менее важной представляется и способность индивида к осмыслению создавшейся ситуации, анализу поведения партнера и своего собственного, выстраиванию логичной линии поведения и возможности самоконтроля. Указанные качества помимо прочих индивидуальных особенностей во многом определяются уровнем развития интеллекта личности. В связи с этим актуальными являются экспериментальные исследования, направленные на изучение особенностей конфликтного поведения лиц с различным уровнем развития интеллектуальных возможностей.
несмотря на определенный опыт изучения межличностных конфликтов учащихся различных категорий, до настоящего времени не существует исследований сравнительного плана, направленных на выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях школьников с различным уровнем развития интеллекта.
Выявить преимущественную предрасположенность индивида к тому или иному стилю поведения во время конфликта
Гипотезой исследования выступало предположение, что уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют подтвердить гипотезу, согласно которой уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом конструктивных стратегий взаимодействия в межличностных конфликтах.
несмотря на определенный опыт изучения межличностных конфликтов учащихся различных категорий, до настоящего времени не существует исследований сравнительного плана, направленных на выявление особенностей поведения в конфликтных ситуациях школьников с различным уровнем развития интеллекта.
Выявить преимущественную предрасположенность индивида к тому или иному стилю поведения во время конфликта
Гипотезой исследования выступало предположение, что уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом в межличностных конфликтах конструктивных стратегий взаимодействия.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют подтвердить гипотезу, согласно которой уровень развития интеллектуальных способностей оказывает влияние на возможность выбора и реализации субъектом конструктивных стратегий взаимодействия в межличностных конфликтах.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие способности к разрешению конфликтных ситуаций у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Связь социального интеллекта и поведенческого стиля в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь толерантности и способов реагирования на конфликт у студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Психология самореализации личности (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



