Изучение психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей
|
Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие семьи. Ее функции и структура. Динамика семейных
отношений 7
1.2. Супружеские отношения как объект социально-психологических
исследований 19
1.3. Факторы, влияющие на супружеские отношения 33
1.4. Супружеские отношения в семьях с детьми 39
Глава 2. Изучение психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 48
2.2. Анализ диагностических данных 50
Выводы 66
Заключение 71
Список используемых источников 73
Приложение 77
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие семьи. Ее функции и структура. Динамика семейных
отношений 7
1.2. Супружеские отношения как объект социально-психологических
исследований 19
1.3. Факторы, влияющие на супружеские отношения 33
1.4. Супружеские отношения в семьях с детьми 39
Глава 2. Изучение психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 48
2.2. Анализ диагностических данных 50
Выводы 66
Заключение 71
Список используемых источников 73
Приложение 77
Для современного общества характерен высокий интерес к теме семьи, что выражается в интенсивном развитии различных служб, широкого круга учреждений, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении кризисных периодов, поддержку супружеских отношений.
Интерес к проблемам семьи обусловлен теми изменениями, которые затронули этот институт: появляются новые формы брака, изменяется функционально-ролевая структура семьи, что, прежде всего, сказывается на супружеских отношениях.
Интерес к семейной проблематике отражается и в возрастании числа научных исследований. Вопросами семьи и супружеских отношений занимаются такие отечественные психологи, как Т.В. Андреева, С.И. Голод, О.А. Карабанова, В.А. Сысенко, Л.Г. Силяева, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и другие. Их исследования ведутся с учетом особенностей российского общества, в котором институт семьи имеет свою историю, свою специфику развития, свои проблемы и свои возможности их преодоления.
В основе семьи лежат супружеские отношения, которые являются основой, базой для построения родительско-детских отношений, отношений с членами расширенной семьи. Супружеские отношения являются сложным конструктом, они связаны с такими психологическими параметрами как удовлетворенность супругов браком, умение конструктивно разрешать супружеские конфликты и др. Супружеские отношения сами по себе динамичны, каждый этап супружеской жизни определяет их специфику.
Существует целый ряд факторов, влияющих на характер супружеских отношений - на их устойчивость и стабильность, полноценность и функциональность. Среди таких факторов гендерные особенности супругов, их индивидуально-психологические характеристики, тип проживания супружеской пары, стаж семейной жизни, наличие детей.
На сегодняшний день известно достаточное число данных, свидетельствующих о том, что функционирование семьи с детьми и без детей различно и имеет свои особенности. Однако существует очень малое число работ, посвященных изучению особенностей семей с разным количеством детей. Те, которые есть, в основном изучают особенности развития и воспитания ребенка из семей с разным составом. В чем, например, состоят основные различия в развитии детей, являющихся единственными в семье и тех, кто имеет сиблингов; с какими сложностями сталкиваются родители, которые воспитывают близнецов; каковы особенности развития детей и родительско-детских отношений в многодетных семьях и т.п.
Гораздо меньше информации о том, как количество детей влияет на супружеские отношения, и есть ли некоторые закономерности в проявлении психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
Супружеская подсистема, совпадая по составу с родительской, имеет другие задачи и функции, она предполагает другие роли, которые выполняет каждый из партнеров при взаимодействии с другими членами семьи. Отношения супругов включают в себя паттерны трансакций, связанные с проявлением внимания друг к другу.
Супружеская подсистема является базовой при образовании семьи, она определяет ее функционирование. Взаимное удовлетворение эмоциональных, сексуальных, духовных потребностей супругов, их стремление к развитию себя и друг друга является основой для более гармоничного существования всех членов семьи.
Супружеские отношения предоставляют детям модель близких взаимоотношений, проявляющихся в повседневных взаимодействиях. В отношениях родителей ребенок видит примеры того, как выражается привязанность и любовь, как преодолеваются конфликты, какую помощь оказывают близкому человеку, когда он в этом нуждается. То, что видит ребенок в отношениях своих родителей, становится частью его ожиданий, формирует его ценности. Все это указывает на необходимость изучения различий в характеристиках взаимоотношений супругов, воспитывающих разное количество детей. Исследования в этом направлении позволят практическим психологам в процессе консультативной работы использовать результаты для прогнозировании проблем и трудностей будущей семейной жизни, для нахождения оптимальных способов своевременной их профилактики и коррекции.
Цель исследования - изучение психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей для учета диагностических данных в работе педагога-психолога с родителями и детьми из семей с разным составом, а также в работе с молодежью по проблемам семьи.
Объект исследования - психологические характеристики супружеских отношений.
Предмет исследования - различия в психологических характеристиках супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
Гипотеза: в семьях с разным количеством детей супружеские
отношения различаются по таким показателям, как удовлетворенность браком, доверительность, взаимопонимание, легкость и
психотерапевтичность в общении, наличие общих символов семьи, эмоциональное притяжение и авторитетность. Различия проявляются также в распределении семейных ролей.
Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Анализ данных исследований по вопросам функций и структуры семьи; динамики семейных отношений на разных этапах развития семьи; супружеских отношений в контексте социально-психологических исследований; факторов, влияющих на супружеские отношения.
2. Организация диагностического исследования: подбор методик, адекватных цели исследования; формирование выборки.
3. Проведение исследования, обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
В ходе исследования были использованы такие психодиагностические методики, как:
• тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;
• опросник «Общение в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской;
• опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» А.Н. Волковой;
• методика «Определение особенностей распределения семейных ролей» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.
В качестве метода статистической обработки диагностических данных был использован Т-критерий Стьюдента.
Всего в исследовании приняли участие 22 супружеские пары, из которых 10 имеют одного ребенка, 12 воспитывают 2-х и более детей.
Для соблюдения принципа репрезентативности при формировании выборки учитывался стаж семейной жизни супружеских пар, социальнопрофессиональные характеристики и место проживания.
Стаж семейной жизни исследуемых супружеских пар разный, но у всех более 10 лет. В исследовании приняли участие семейные пары, проживающие в городе. Уровень образования супругов не ниже среднеспециального.
Интерес к проблемам семьи обусловлен теми изменениями, которые затронули этот институт: появляются новые формы брака, изменяется функционально-ролевая структура семьи, что, прежде всего, сказывается на супружеских отношениях.
Интерес к семейной проблематике отражается и в возрастании числа научных исследований. Вопросами семьи и супружеских отношений занимаются такие отечественные психологи, как Т.В. Андреева, С.И. Голод, О.А. Карабанова, В.А. Сысенко, Л.Г. Силяева, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и другие. Их исследования ведутся с учетом особенностей российского общества, в котором институт семьи имеет свою историю, свою специфику развития, свои проблемы и свои возможности их преодоления.
В основе семьи лежат супружеские отношения, которые являются основой, базой для построения родительско-детских отношений, отношений с членами расширенной семьи. Супружеские отношения являются сложным конструктом, они связаны с такими психологическими параметрами как удовлетворенность супругов браком, умение конструктивно разрешать супружеские конфликты и др. Супружеские отношения сами по себе динамичны, каждый этап супружеской жизни определяет их специфику.
Существует целый ряд факторов, влияющих на характер супружеских отношений - на их устойчивость и стабильность, полноценность и функциональность. Среди таких факторов гендерные особенности супругов, их индивидуально-психологические характеристики, тип проживания супружеской пары, стаж семейной жизни, наличие детей.
На сегодняшний день известно достаточное число данных, свидетельствующих о том, что функционирование семьи с детьми и без детей различно и имеет свои особенности. Однако существует очень малое число работ, посвященных изучению особенностей семей с разным количеством детей. Те, которые есть, в основном изучают особенности развития и воспитания ребенка из семей с разным составом. В чем, например, состоят основные различия в развитии детей, являющихся единственными в семье и тех, кто имеет сиблингов; с какими сложностями сталкиваются родители, которые воспитывают близнецов; каковы особенности развития детей и родительско-детских отношений в многодетных семьях и т.п.
Гораздо меньше информации о том, как количество детей влияет на супружеские отношения, и есть ли некоторые закономерности в проявлении психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
Супружеская подсистема, совпадая по составу с родительской, имеет другие задачи и функции, она предполагает другие роли, которые выполняет каждый из партнеров при взаимодействии с другими членами семьи. Отношения супругов включают в себя паттерны трансакций, связанные с проявлением внимания друг к другу.
Супружеская подсистема является базовой при образовании семьи, она определяет ее функционирование. Взаимное удовлетворение эмоциональных, сексуальных, духовных потребностей супругов, их стремление к развитию себя и друг друга является основой для более гармоничного существования всех членов семьи.
Супружеские отношения предоставляют детям модель близких взаимоотношений, проявляющихся в повседневных взаимодействиях. В отношениях родителей ребенок видит примеры того, как выражается привязанность и любовь, как преодолеваются конфликты, какую помощь оказывают близкому человеку, когда он в этом нуждается. То, что видит ребенок в отношениях своих родителей, становится частью его ожиданий, формирует его ценности. Все это указывает на необходимость изучения различий в характеристиках взаимоотношений супругов, воспитывающих разное количество детей. Исследования в этом направлении позволят практическим психологам в процессе консультативной работы использовать результаты для прогнозировании проблем и трудностей будущей семейной жизни, для нахождения оптимальных способов своевременной их профилактики и коррекции.
Цель исследования - изучение психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей для учета диагностических данных в работе педагога-психолога с родителями и детьми из семей с разным составом, а также в работе с молодежью по проблемам семьи.
Объект исследования - психологические характеристики супружеских отношений.
Предмет исследования - различия в психологических характеристиках супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
Гипотеза: в семьях с разным количеством детей супружеские
отношения различаются по таким показателям, как удовлетворенность браком, доверительность, взаимопонимание, легкость и
психотерапевтичность в общении, наличие общих символов семьи, эмоциональное притяжение и авторитетность. Различия проявляются также в распределении семейных ролей.
Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Анализ данных исследований по вопросам функций и структуры семьи; динамики семейных отношений на разных этапах развития семьи; супружеских отношений в контексте социально-психологических исследований; факторов, влияющих на супружеские отношения.
2. Организация диагностического исследования: подбор методик, адекватных цели исследования; формирование выборки.
3. Проведение исследования, обработка эмпирических данных, их анализ и интерпретация, формулирование выводов.
В ходе исследования были использованы такие психодиагностические методики, как:
• тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко;
• опросник «Общение в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской;
• опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» А.Н. Волковой;
• методика «Определение особенностей распределения семейных ролей» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.
В качестве метода статистической обработки диагностических данных был использован Т-критерий Стьюдента.
Всего в исследовании приняли участие 22 супружеские пары, из которых 10 имеют одного ребенка, 12 воспитывают 2-х и более детей.
Для соблюдения принципа репрезентативности при формировании выборки учитывался стаж семейной жизни супружеских пар, социальнопрофессиональные характеристики и место проживания.
Стаж семейной жизни исследуемых супружеских пар разный, но у всех более 10 лет. В исследовании приняли участие семейные пары, проживающие в городе. Уровень образования супругов не ниже среднеспециального.
Брак, супружеские отношения относятся к наиболее важным для человека, наиболее личностно значимым отношениям.
Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Почти треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важное государственное значение в связи с проблемой рождаемости, демографической ситуации в обществе. Решение этих проблем невозможно без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Супружеские отношения определяют социально-психологический климат в семье, оказывают влияние на развитие детей. Большинство исследователей семьи пришли к выводу, что помощь семье не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении негативных явлений внутри семьи. В связи с этим обозначился рост исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям, возникло множество концепций и путей решения названных проблем.
Нам представляется, что тщательный анализ проблем супружества, являющегося, по сути, основой, базовой составляющей жизнедеятельности любой семьи, весьма актуален в контексте всех трансформаций, происходящих в институте семьи.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в психологических характеристиках супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
В ходе проведенного исследования были выявлены различия по таким показателям супружеских отношений в семьях с разным количеством детей, как удовлетворенность браком, доверительность, взаимопонимание, легкость и психотерапевтичность в общении, наличие общих символов семьи, эмоциональное притяжение и авторитетность, а также рзличия в распределении семейных ролей.
На сегодняшний день известно достаточное число данных, свидетельствующих о том, что функционирование семьи с детьми и без детей различно и имеет свои особенности. Анализ теоретических источников показал, что существует очень малое число работ, посвященных изучению особенностей семей с разным количеством детей. Чаще исследуются особенности развития и воспитания ребенка из семей с разным составом. Гораздо меньше информации о том, как количество детей влияет на супружеские отношения, и есть ли некоторые закономерности в проявлении психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
При проведении исследований по семейной проблематике следует учитывать, что супружеская подсистема является базовой при образовании семьи, она определяет ее функционирование. Взаимное удовлетворение эмоциональных и духовных потребностей супругов, их стремление к развитию является основой для более гармоничного существования всей семейной системы.
Считаем, что проведенное нами исследование отражает основные проблемы современной семьи, а полученные диагностические данные могут быть использованы в консультативной и коррекционной практике психолога, занимающегося вопросами семьи и брака.
Повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Почти треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важное государственное значение в связи с проблемой рождаемости, демографической ситуации в обществе. Решение этих проблем невозможно без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Супружеские отношения определяют социально-психологический климат в семье, оказывают влияние на развитие детей. Большинство исследователей семьи пришли к выводу, что помощь семье не может быть эффективной, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении негативных явлений внутри семьи. В связи с этим обозначился рост исследовательского интереса к межличностным супружеским отношениям, возникло множество концепций и путей решения названных проблем.
Нам представляется, что тщательный анализ проблем супружества, являющегося, по сути, основой, базовой составляющей жизнедеятельности любой семьи, весьма актуален в контексте всех трансформаций, происходящих в институте семьи.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в психологических характеристиках супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
В ходе проведенного исследования были выявлены различия по таким показателям супружеских отношений в семьях с разным количеством детей, как удовлетворенность браком, доверительность, взаимопонимание, легкость и психотерапевтичность в общении, наличие общих символов семьи, эмоциональное притяжение и авторитетность, а также рзличия в распределении семейных ролей.
На сегодняшний день известно достаточное число данных, свидетельствующих о том, что функционирование семьи с детьми и без детей различно и имеет свои особенности. Анализ теоретических источников показал, что существует очень малое число работ, посвященных изучению особенностей семей с разным количеством детей. Чаще исследуются особенности развития и воспитания ребенка из семей с разным составом. Гораздо меньше информации о том, как количество детей влияет на супружеские отношения, и есть ли некоторые закономерности в проявлении психологических характеристик супружеских отношений в семьях с разным количеством детей.
При проведении исследований по семейной проблематике следует учитывать, что супружеская подсистема является базовой при образовании семьи, она определяет ее функционирование. Взаимное удовлетворение эмоциональных и духовных потребностей супругов, их стремление к развитию является основой для более гармоничного существования всей семейной системы.
Считаем, что проведенное нами исследование отражает основные проблемы современной семьи, а полученные диагностические данные могут быть использованы в консультативной и коррекционной практике психолога, занимающегося вопросами семьи и брака.
Подобные работы
- ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОДЕТНЫХ
СЕМЬЯХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2018 - Социальная компетентность дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным типом родительских установок
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологический климат в семье и факторы его формирования
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - Особенности психологического консультирования женщин по вопросу удовлетворенности браком (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В МАЛОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Связь удовлетворенности браком с конфликтностью и личностными характеристиками супругов на этапе становления молодой семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





