Тенденции развития социального предпринимательства в России и в мире
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социального предпринимательства... 6
1.1 Дефиниция, признаки и этапы становления социального
предпринимательства 6
1.2 Сущность и роль социальных предприятий в современных условиях.. 15
1.3 Правовое регулирование деятельности субъектов социального предпринимательства
Глава 2 Специфика развития социального предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт 27
2.1 Динамика развития социального предпринимательства в России и за
рубежом 27
2.2 Анализ государственной поддержки социального предпринимательства
2.3 Проблематика деятельности социальных предприятий и пути ее
решения 48
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 65
Глава 1 Теоретические аспекты изучения социального предпринимательства... 6
1.1 Дефиниция, признаки и этапы становления социального
предпринимательства 6
1.2 Сущность и роль социальных предприятий в современных условиях.. 15
1.3 Правовое регулирование деятельности субъектов социального предпринимательства
Глава 2 Специфика развития социального предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт 27
2.1 Динамика развития социального предпринимательства в России и за
рубежом 27
2.2 Анализ государственной поддержки социального предпринимательства
2.3 Проблематика деятельности социальных предприятий и пути ее
решения 48
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 65
Существуют факторы, оказывающие негативное влияние на экономическое и политическое состояние страны: нерешенность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, значительная разница доходов отдельных социальных групп. Удовлетворение всех человеческих потребностей, улучшения уровня жизни в обществе делает современную социально-экономическая политика эффективной для национального благосостояния. Социальное предпринимательство решает проблемы общества благодаря созданию социально значимые проекты.
Социальное предпринимательство, являясь эффективным инструментом решения социально значимых проблем, создает экономику сотрудничества, экономику солидарности, ответственности и сопричастности, позитивную экономику.
Исследование Европейской комиссии «Policy Brief on Social Entrepreneurship» утверждает, что в настоящие время в Европейском Союзе больше 11 млн чел. работаю в социальной сфере, это примерно 5 % трудоспособного населения [42].
Для России социальное предпринимательство - относительно новое экономическое явление. В полной мере нет четкого понимания сущности и необходимости данной экономической деятельности среди экономически активного населения. Согласно аналитическому исследованию ЦИРКОН «Социальный предприниматель. Автопортрет» большинство опрошенных, не занимающихся никакой предпринимательской деятельностью, приравнивают понятия «социальное предпринимательство» и «предпринимательство». Примерно 15 % участников опроса, считает, главным признаком социально ориентированного бизнеса - «ответственность за результаты деятельности перед клиентами и перед всем обществом, активная гражданская позиция» [32, с. 703]. Следует отметить, что оценка эффективности государственной поддержки социальных предпринимателей является средней. Главным источником финансирования деятельности социально ориентированных предприятий является собственная хозяйственная деятельность вместе с доходами от предпринимательской деятельности. Вышеизложенное подчеркивает актуальность данного исследования.
Цель работы - изучение особенностей и перспектив развития социального предпринимательства на современном этапе.
Объектом исследования данной работы выступает социальное предпринимательство.
Предметом исследования являются процесс развития социального предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить признаков и этапов становления социального предпринимательства;
- произвести анализ сущности и роли социальных предприятий в современных условиях;
- раскрыть правовое регулирование социального предпринимательства;
- исследовать динамику социального предпринимательства в России и за рубежом;
- проанализировать зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки социального предпринимательства;
- рассмотреть проблемы социального предпринимательства и пути их решения.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе теоретических основ деятельности социальных предприятий и выявлении перспектив развития социального предпринимательства в России и в мире.
Социальное предпринимательство, являясь эффективным инструментом решения социально значимых проблем, создает экономику сотрудничества, экономику солидарности, ответственности и сопричастности, позитивную экономику.
Исследование Европейской комиссии «Policy Brief on Social Entrepreneurship» утверждает, что в настоящие время в Европейском Союзе больше 11 млн чел. работаю в социальной сфере, это примерно 5 % трудоспособного населения [42].
Для России социальное предпринимательство - относительно новое экономическое явление. В полной мере нет четкого понимания сущности и необходимости данной экономической деятельности среди экономически активного населения. Согласно аналитическому исследованию ЦИРКОН «Социальный предприниматель. Автопортрет» большинство опрошенных, не занимающихся никакой предпринимательской деятельностью, приравнивают понятия «социальное предпринимательство» и «предпринимательство». Примерно 15 % участников опроса, считает, главным признаком социально ориентированного бизнеса - «ответственность за результаты деятельности перед клиентами и перед всем обществом, активная гражданская позиция» [32, с. 703]. Следует отметить, что оценка эффективности государственной поддержки социальных предпринимателей является средней. Главным источником финансирования деятельности социально ориентированных предприятий является собственная хозяйственная деятельность вместе с доходами от предпринимательской деятельности. Вышеизложенное подчеркивает актуальность данного исследования.
Цель работы - изучение особенностей и перспектив развития социального предпринимательства на современном этапе.
Объектом исследования данной работы выступает социальное предпринимательство.
Предметом исследования являются процесс развития социального предпринимательства.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- изучить признаков и этапов становления социального предпринимательства;
- произвести анализ сущности и роли социальных предприятий в современных условиях;
- раскрыть правовое регулирование социального предпринимательства;
- исследовать динамику социального предпринимательства в России и за рубежом;
- проанализировать зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки социального предпринимательства;
- рассмотреть проблемы социального предпринимательства и пути их решения.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в комплексном анализе теоретических основ деятельности социальных предприятий и выявлении перспектив развития социального предпринимательства в России и в мире.
Социальное предпринимательство - понятие, существующее в экономическом лексиконе недолго. Понятие «социальное предпринимательства» в статусе социальных кооперативов впервые за рубежом, в Италии, закрепилось в законодательстве в 1991 г, в США данного понятия стало актуально в 1993 г., а в России впервые социально ориентированная деятельность упомянута в 2007 г. главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым. Продолжая развивать данную концепцию, можно отметить, что единого четкого понятия «социального предпринимательства» в настоящее время нет. Основными отличительными чертами социального предпринимательства от других видов предпринимательской деятельности являются его социальная направленность и значимость, предпринимательский подход к решению социальных проблем общества, повышение уровня жизни и благополучия населения. Анализируя основные аспекты начала развития социального предпринимательства, приходи к выводу о том, что благодаря глобализации социально ориентированная предпринимательская деятельность получила актуально во всех регионах мира.
Грань между социальным предприятием и некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса достаточно тонкая. Явно видны сходства между этими видами предпринимательской деятельности:
1 выполняют общественную миссию;
2 пользуются поддержкой государства;
3 отсутствуют ограничения в выборе организационно-правовой формы.
На основе проведенного анализа можно выделить две основные отличительные черты социально ориентированного бизнеса, некоммерческих организаций и социального предпринимательства.
Главным отличием является конечная цель деятельности: если для некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса - это социальная миссия, то социальное предпринимательство, в первую очередь, подразумевает под собой получение прибыли.
Существует также разница в способах финансирования. Некоммерческие организации существуют за счет различных пожертвований, грантов и взносов, социально ответственных бизнес за счет денежных доходов, накопленный корпорации, а социальное предпринимательства финансируется за счет прибыли.
Анализ европейского регулирования социального предпринимательства позволяет выделить принципы закрепления правового статуса социальных предприятий за рубежом, что позволит применять данные особенности в улучшении российской модели государственной поддержки социального предпринимательства. В результате исследования ЦИРКОН «Социальный предприниматель. Автопортрет» большинство опрошенных социальных предпринимателей используют личные способы финансирования предприятия. Как было упомянуто ранее, социальное предпринимательство в России стало закреплено в законодательстве в 2019 г. Соответственно, на данных момент государственная поддержка и законодательство в данной сфере достаточно слабое. По данным ЦИРКОН лишь 5 % опрошенных уверены в эффективности государственной помощи социально ориентированному бизнесу. Сущность этих аргументов сводится к необходимости улучшения концепции развития социального предпринимательства в России.
Сфера исследования динамики развития социального предпринимательства не имеет четкого единого образа, имеет неоднородный характер. Опираясь на проведенный анализ динамики социального предпринимательства в России и за рубежом, можно выявить ряд особенностей, влияющий на рост: исторические условия формирования данного вида предпринимательской деятельности и действующая институциональная среда. США - лидер по численности социальных предпринимателей, Канада занимает первое место по темпам роста социально ориентированного бизнеса в стране. США и Сингапур также лидирую по динамике роста в данной сфере [36]. Статистика Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства показывает положительное движение развития сферы социально ориентированного предпринимательства. За 2022 г. в регионах, где ранее не было социальных предприятий, были дополнительно зарегистрированы в трех регионах России, в других регионах видна положительная динамика увеличения 56
число таких предприятий с каждым годом. В ходе анализа статистики также была выявлена неравномерность распределения социальных предприятий по регионам, большая часть расположена в Центральном федеральном округе.
В результате изучения отечественного и зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства выделены их сходные и различные черты. Главный общий признак государственного регулирования - готовность государства оказать необходимую поддержку для решения социальных проблем. Сравнительный анализ модели поддержки социального предпринимательства в мире, изучение частные и публичные средства взаимодействия компаний и государства с целью поиска новых методов решения общественных проблем показывает общность черт в европейской и американской моделях государственной поддержки. Выявление этих особенностей позволяет оказать положительное влияние на российскую модель социальной помощи нуждающимся слоям населения. Важным для исследования является положение о том, что анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства очень эффективен для реализации государственного регулирования в России.
Одной из тенденций развития социального предпринимательство считается импакт-инвестирования - инвестирование, основной задачей которого является не извлечение прибыли, а достижение эффекта социального воздействия. Доклад Международной группы мониторинга указывает на активный прогресс социального инвестирования. Согласно данному исследованию, активы, вовлеченные в социальное инвестирование, в ближайшие 5-6 лет вырастут. Если в 2014 г. они составляли 50 млн долл., то к концу 2023 г. цифра должна достичь 500 млн долл. Более глубокое и всестороннее рассмотрение данного аспектов содержится в исследовании GIINсовместно с компанией J. P. Morgan.Около 50 % социальных инвесторов составляют инвестиционные управляющие компании и примерно 80 % их вложений - прямые вложения без использования посредника.
Развитые страны: США (56 %), Канада (56 %), Северная, Южная и Западная Европа (27 %) - составляют наибольшую долю социальных инвестиций. В развивающихся странах наибольшие объемы социальных инвестиций приходятся на Северную Африку (6 %), Латинскую Америку (4 %) и Юго- Восточную Азию (2 %). На Восточную Европу, Россию и Среднюю Азию вместе приходится всего 1 % социальных инвестиций, представленных в исследовании. В России импакт- инвестирование появилось недавно, что и объясняет слабое развитие данной тенденции развития социального предпринимательства.
Грань между социальным предприятием и некоммерческих организаций, социально ориентированного бизнеса достаточно тонкая. Явно видны сходства между этими видами предпринимательской деятельности:
1 выполняют общественную миссию;
2 пользуются поддержкой государства;
3 отсутствуют ограничения в выборе организационно-правовой формы.
На основе проведенного анализа можно выделить две основные отличительные черты социально ориентированного бизнеса, некоммерческих организаций и социального предпринимательства.
Главным отличием является конечная цель деятельности: если для некоммерческих организаций и социально ориентированного бизнеса - это социальная миссия, то социальное предпринимательство, в первую очередь, подразумевает под собой получение прибыли.
Существует также разница в способах финансирования. Некоммерческие организации существуют за счет различных пожертвований, грантов и взносов, социально ответственных бизнес за счет денежных доходов, накопленный корпорации, а социальное предпринимательства финансируется за счет прибыли.
Анализ европейского регулирования социального предпринимательства позволяет выделить принципы закрепления правового статуса социальных предприятий за рубежом, что позволит применять данные особенности в улучшении российской модели государственной поддержки социального предпринимательства. В результате исследования ЦИРКОН «Социальный предприниматель. Автопортрет» большинство опрошенных социальных предпринимателей используют личные способы финансирования предприятия. Как было упомянуто ранее, социальное предпринимательство в России стало закреплено в законодательстве в 2019 г. Соответственно, на данных момент государственная поддержка и законодательство в данной сфере достаточно слабое. По данным ЦИРКОН лишь 5 % опрошенных уверены в эффективности государственной помощи социально ориентированному бизнесу. Сущность этих аргументов сводится к необходимости улучшения концепции развития социального предпринимательства в России.
Сфера исследования динамики развития социального предпринимательства не имеет четкого единого образа, имеет неоднородный характер. Опираясь на проведенный анализ динамики социального предпринимательства в России и за рубежом, можно выявить ряд особенностей, влияющий на рост: исторические условия формирования данного вида предпринимательской деятельности и действующая институциональная среда. США - лидер по численности социальных предпринимателей, Канада занимает первое место по темпам роста социально ориентированного бизнеса в стране. США и Сингапур также лидирую по динамике роста в данной сфере [36]. Статистика Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства показывает положительное движение развития сферы социально ориентированного предпринимательства. За 2022 г. в регионах, где ранее не было социальных предприятий, были дополнительно зарегистрированы в трех регионах России, в других регионах видна положительная динамика увеличения 56
число таких предприятий с каждым годом. В ходе анализа статистики также была выявлена неравномерность распределения социальных предприятий по регионам, большая часть расположена в Центральном федеральном округе.
В результате изучения отечественного и зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства выделены их сходные и различные черты. Главный общий признак государственного регулирования - готовность государства оказать необходимую поддержку для решения социальных проблем. Сравнительный анализ модели поддержки социального предпринимательства в мире, изучение частные и публичные средства взаимодействия компаний и государства с целью поиска новых методов решения общественных проблем показывает общность черт в европейской и американской моделях государственной поддержки. Выявление этих особенностей позволяет оказать положительное влияние на российскую модель социальной помощи нуждающимся слоям населения. Важным для исследования является положение о том, что анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства очень эффективен для реализации государственного регулирования в России.
Одной из тенденций развития социального предпринимательство считается импакт-инвестирования - инвестирование, основной задачей которого является не извлечение прибыли, а достижение эффекта социального воздействия. Доклад Международной группы мониторинга указывает на активный прогресс социального инвестирования. Согласно данному исследованию, активы, вовлеченные в социальное инвестирование, в ближайшие 5-6 лет вырастут. Если в 2014 г. они составляли 50 млн долл., то к концу 2023 г. цифра должна достичь 500 млн долл. Более глубокое и всестороннее рассмотрение данного аспектов содержится в исследовании GIINсовместно с компанией J. P. Morgan.Около 50 % социальных инвесторов составляют инвестиционные управляющие компании и примерно 80 % их вложений - прямые вложения без использования посредника.
Развитые страны: США (56 %), Канада (56 %), Северная, Южная и Западная Европа (27 %) - составляют наибольшую долю социальных инвестиций. В развивающихся странах наибольшие объемы социальных инвестиций приходятся на Северную Африку (6 %), Латинскую Америку (4 %) и Юго- Восточную Азию (2 %). На Восточную Европу, Россию и Среднюю Азию вместе приходится всего 1 % социальных инвестиций, представленных в исследовании. В России импакт- инвестирование появилось недавно, что и объясняет слабое развитие данной тенденции развития социального предпринимательства.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГЬО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Социальное предпринимательство как фактор социального развития Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РИСКИ ПРОЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «Мониторинг социального предпринимательства в Российской Федерации»
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Организация поддержки и развитие социального предпринимательства (на примере Центра инноваций социальной сферы)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК
ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Социальное предпринимательство как инновационный подход к решению проблем в социальной сфере
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ЦЕНТРА ИННОВАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



