Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №159280

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Развитие интереса старшеклассников к музыкальному наследию как
психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Музыкально-компьютерные технологии в образовательной
системе 12
1.3. Методы развития интереса старшеклассников к музыкальному
наследию во время учебных занятий 17
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ НАСЛЕДИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
2.1. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса к
музыкальному наследию у старшеклассников при помощи компьютерных технологий 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию интереса старшеклассников к музыкальному наследию при помощи компьютерных
технологий 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

В настоящее время происходят большие технологические изменения и прорывы, которые влияют как на социальную сферу, так и на сферу образования. Для того чтобы максимально эффективно донести информацию до учащихся, необходимо идти в ногу с новыми технологиями и адаптироваться к новым реалиям. В связи с этим возникают новые проблемы, как для преподавательского состава, так и для образовательной программы.
На данный момент во многих классных комнатах можно встретить компьютеры, проекторы и интерактивные доски. На первый взгляд данные инструменты можно использовать исключительно для представления графической информации, но при должном рассмотрении открывается целый спектр различных инструментов, которые способны развить в учениках большой интерес к музыкальному наследию.
Для этого преподаватель в первую очередь должен сам постоянно совершенствовать свои навыки обращения с предоставляемой компьютерной техникой и программами, чтобы максимально эффективно проводить свои занятия. Как показывает практика, важно понимать учеников, а для этого сейчас необходимо разбираться в компьютерных технологиях на их уровне или даже лучше и больше.
Помимо того что новые технологии повлияли на процесс преподавания, не стоит забывать и о том, что практически все ученики имеют компьютеры или смартфоны в личном пользовании. С помощью гаджетов ученики старших классов могут ознакомиться с музыкальным наследием в свободное время, что, несомненно, упрощает задачу.
Исходя из этого одним из важных вопросов становится то, как в современном мире можно использовать новые технологии и инструменты для того, чтобы развивать интерес у старшеклассников как на уроках музыки, так и во внеурочное время. В этом заключается актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом дипломного исследования является учебно-воспитательный процесс развития интереса к музыкальному наследию у старшеклассников при помощи компьютерных технологий.
Предмет дипломного исследования - педагогические условия развития интереса к музыкальному наследию у старшеклассников при помощи компьютерных технологий.
Цель работы - разработать педагогические условия для развития интереса старшеклассников к музыкальному наследию с помощью компьютерных технологий.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности формирования интереса к музыкальному наследию среди старшеклассников во внеурочное время.
2. Охарактеризовать применяемые в музыкальной педагогике методы развития у школьников интереса к музыкальному наследию.
3. Проанализировать компьютерные программы
4. Разработать программу, способствующую развитию интереса у старшеклассников к музыкальному наследию.
Исследование опирается на труды российских учёных таких, как А.А. Бороздинов, Л.Г. Дмитриева, И.Г. Лаптев и др.
Гипотеза исследования: развитие интереса у старшеклассников к музыкальному наследию будет успешным при следующих условиях:
- В процесс обучения будут интегрированы музыкально-компьютерные технологии;
- Старшеклассники будут иметь навыки работы с музыкально - компьютерными программами;
- Будут учтены имеющиеся навыки и знания старшеклассников в процессе освоения опытно-экспериментальной программы.
При выполнении выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- педагогический эксперимент
- обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа может быть использована педагогами и студентами- практикантами на уроках музыки и во внеурочное время.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 источника, и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной квалификационной работе была предпринята попытка рассмотреть возможность формирования интереса к музыкальному наследию у старшеклассников при помощи компьютерных технологий.
Так, в процессе исследования была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, что позволило подготовить и провести педагогический эксперимент. Проделанная работа помогла сделать следующее выводы:
1. Формирование интереса старшеклассников - это процесс постоянного развития и расширения их кругозора на основе ранее полученных знаний. Главной особенностью данного процесса является то, что для формирования интереса нужно обеспечивать им доступ к информации, создавать условия для саморазвития и стимулировать интерес к изучению предмета.
2. Методы в образовании подразделяют на: словесные методы, наглядные и практические методы. В результате применения данных методов, можно достигнуть развития у школьников интереса к музыкальному искусству, а также формирования ценности к музыкальному наследию.
3. Компьютерные музыкальные программы могут быть использованы для формирования познавательного интереса у старшеклассников. Благодаря новым технологиям появляется возможность проводить занятия, используя аудио-, видео-, фотоматериалы для большей наглядности, а также предоставлять ученикам возможность поучаствовать в процессе, что положительно сказывается на вовлеченности старшеклассников.
4. По итогам разработанной опытно-экспериментальной программы, школьники проявляют значительный интерес к урокам, где используются компьютерные технологии. Большая интерактивность и возможность участвовать в творческом процессе позволили большинству школьников развить свое увлечение музыкальным искусством, приобрести новые навыки и расширить музыкальный кругозор.
По завершению опытно-экспериментальной работы учащиеся старших классов ответили на ряд вопросов в анкете, по результатам которых можно было сказать, что уровень заинтересованности у части учащихся повысился.
Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза доказана.



1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983. - 106 с.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1973. - 142 с.
3. Бороздин О.А. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Музыка в школе, 2009.- № 1. - С. 31 - 37.
4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: ИПРАН, - 350 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Прогресс, 2004. - 384 с.
6. Гажим И.Ф. Еще раз о цели музыкального образования / Теория музыкального образования. - М.: Аркти, 2004. - С. 220 - 233.
7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
8. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий
как новая образовательная творческая среда // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А. И. Герцена . 2004. - № 9. - Т. 4. - С. 123 - 136. - [Электронный ресурс]. -
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak- novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda(дата обращения: 18.03.23)
9. Гришанович Н.Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Теория и практика музыкально-педагогического образования: сб. науч. статей. - Минск, 2002. - С 28 - 33.
10. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учебник для студ. средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 121 с.
11. Дьячкова Л.М. Инновационные формы работы на уроках музыки. - Биробиджан, 2004. - 142 с.
12. Заболотская И.В. Новые информационные технологии в
музыкальном образовании: Дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 196 с.
13. Замятина Т.А Современный урок музыки. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Глобус», 2010. - 127 с.
14. Зарипов Р.Х. Проблемы применения ЭВМ в музыкальной практике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. - Новосибирск: Новосибирская гос. конс. им. М.И. Глинки, 1988. - С. 439 - 443
15. Кабалевский Д.Б. о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя: Сост. И.В. Пигарева / Департамент образования г. Москвы, Науч.- исслед. ин-т развития образования, Центр муз.-пед. образования им. Дмитрия Кабалевского. - М.: Изд-во Книга, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 191 с.
16. Красноперова Т.В. Формирование интереса к музыке у учащихся 1¬8 классов: автореферат дисс... канд.пед.н. - Иркутск, 2007.
17. Кручинина Г.А., Большакова И.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - № 4. - Т. 15. - 439 - 443. - [Электронный ресурс]. -https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 15141660(дата обращения: 21.03.2023).
18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников // Прикладная психология и психоанализ. 2002. - №4. - С. 5-11.
19. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. - М.: Мир, 1975. - 556 с.
20. Надолинская Т.В. Музыка 1-4. Методические рекомендации к учебному комплекту. Книга для учителя. - Таганрог, 2011. - 174 с.
21. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
22. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982. - № 5. - С. 86-90.
23. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Музыкальные предпочтения
современной молодёжи // Манускрипт, 2020. Т.13. Вып. 5. - С. 176 - 180. - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnye-
predpochteniya-sovremennoy-molodezhi (дата обращения:19.02.2023)
24. Нестьев И. Как понимать музыку: Три беседы, передававшиеся по радио. - М.: Музгиз,. - М., 1962 - 95 с.
25. Перфильева И.А. Три ипостаси музыкального мира и проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе. / Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. Взгляд в XXI век. Материалы III Международной научно-практической конференции. - М ., 1996. - 505 с.
26. Полозов С.П. Обучающие компьютерные технологии в музыкальном образовании: диссертация кандидата искусствоведения: - Новосибирск, 2000. - 238 с.
27. Родионов А.Б. Возможности, предоставляемые персональными компьютерами в процессе обучения музыке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 1988. - С. 439 - 443.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Питер 2012. - 705 c.
29. Свирина Н.О роли музыки в художественном развитии школьников Z Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862 - 2002. Материалы международной научной сессии, посвящённой 140-летию Консерватории. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2002. - С. 135 - 137.
30. Слонимская, Р.Н. Технологии обучения в музыкальном образовании // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2013. - № 1. - С. 309- 312 - [Электронный ресурс]. - http:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii. (дата обращения: 18.03.23)
31. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 128 с.
32. Сохор А. Воспитательная роль музыки. - Музыка. Ленингр. отд- ние, 1975. 64 с.
33. Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. / [М. Д.
Таборидзе, Д. К. Бусурашвили, О. Г. Алавидзе и др.]; Под ред. М. Д. Таборидзе.
- М.: Педагогика, 1988. - 101 с.
34. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173 с.
35. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947.- 335 с.
36. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 536 с.
37. Толстокоров Е.С. Эстетическая значимость музыкального искусства как средство духовно-нравственного воспитания школьников // Kant.
- 2014. - №2 (11). - С. 123 - 125. - [Электронный ресурс].
https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskaya-znachimost-muzykalnogo-iskusstva- kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov(дата обращения: 3.03.23).
38. Торичная С.И. Понимание преподавателем музыкальных способностей студента в процессе индивидуального обучения: Дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1980.
39. Фролова Н.А., Дмитриева М.Б. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 2-1. - С. 72 - 79. - [Электронный ресурс]. -http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnyy-interes-kak-spetsificheskaya- raznovidnost-kategorii-interesa(дата обращения: 8.02.23).
40. Щербакова А.И. Дмитрий Борисович Кабалевский:
социокультурная миссия художника в современном мире. // Музыкальное искусство и образование. - 2014. - № 3. - С. 26 - 30. - [Электронный ресурс]. - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dmitriy-borisovich-kabalevskiy-sotsiokulturnaya-missiya-hudozhnika-v-sovremennom-mire/viewer(дата обращения: 8.02.23).
41. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 205 с.
42. Юланова Д.М. Использование музыкально-компьютерных
технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, - 2009. № 98. - С. 233 - 236. - [Электронный ресурс]. -
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy- na-urokah-muzyki-v-obscheobrazovatelnoy-shkole(дата обращения: 14.02.23).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ