ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЕРЕХОДА
«ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»)
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в свете ФГОС ООО
1.1. Стратегические приоритетные направления деятельности в 6
системе общего образования
1.2. Системно-деятельностный подход реализации универсальных 13
учебных действий в школьном образовании
1.3. Анализ деятельности и организации управления 22 общеобразовательных учреждений города Красноярска
Глава 2. Экспериментальная методика по формированию ключевых приоритетных предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении биологии, физики, химии
2.1. Возможности образовательной среды муниципального 30 бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 72 с углубленным изучением отдельных предметов имени М.Н. Толстихина» в формировании универсальных учебных действий
2.2. Из педагогического опыта работы по внедрению 41 экспериментальной методики формирования универсальных учебных действий учащихся при построении образовательного перехода «Основное общее образование — среднее общее образование» в условиях средней общеобразовательной школы (на примере дисциплин предметной области «Естествознание»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном мире образование становится важнейшим фактором формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. В работе Пинского А.А. «Новая школа: Основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управления школой и содержания общего образования отмечается», что «Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике» [20]. Общеобразовательная школа является основным звеном любой образовательной системы. Именно в школе определяется существенная часть жизни практически каждого человека.
Глобальные изменения во всех сферах общества, в том числе, и в образовательной, вызывает необходимость выдвижения новых требований к образовательному процессу, к освоению новых профессий, новых областей знаний. А это, в свою очередь, влечет за собой изменения требований к выпускникам образовательных учреждений. Современное общество, как никогда, нуждается в высокообразованных людях, отличающихся конструктивностью, динамизмом, мобильностью. Они должны уметь принимать самостоятельные решения, прогнозировать возможные последствия за принятые решения, быть способными к сотрудничеству, обладать развитым чувством ответственности.
Начиная с 2015 года все общеобразовательные учреждения Российской Федерации осуществляют свою деятельность в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Педагоги в школе сейчас должны научить не только читать и писать, но и привить группу новых умений, к которой относятся универсальные учебные действия (УУД). Основа которых состоит из навыков решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации, самоорганизации, рефлексии.
Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, возникающих в теории и практики обучения:
- между потребностью государства и общества в выпускниках, имеющих высокий уровень знаний и владеющих разнообразными общеучебными умениями, способных к самообразованию и недостаточностью методических разработок данного направления;
• между необходимостью качественных изменений в системе учебной
деятельности дисциплин предметной области «Естествознание» в МБОУ СШ № 72 им. М.Н. Толстихина в рамках федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения и практическим отсутствием методики формирования универсальных учебных действий.
Таким образом, выделенные противоречия порождают проблему исследования, которая заключается в поиске возможностей формирования универсальных учебных действий, учащихся при построении образовательного перехода «Основное общее образование — среднее общее образование» в условиях средней общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс обучения дисциплинам предметной области «Естествознание» в условиях МБОУ СШ № 72 им. М.Н. Толстихина.
Предмет исследования: методика формирования ключевых
приоритетных предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении биологии, физики, химии при построении образовательного перехода «Основное общее образование — среднее общее образование» познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии.
Методы исследования: анализ философской и методической литературы, обобщение и сравнение результатов.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что процесс формирования универсальных учебных действий будет успешным, если:
• учебные цели ориентированы на повышение уровня УУД;
• выявлены возможности содержания предметной области «Естествознание» в формировании УУД;
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных теоретических исследований и анализе практических результатов можно сделать следующие выводы:
- потенциал современного естественнонаучного образования для формирования УУД обучающихся определяется содержанием основных образовательных программ по учебным предметам, применением различных методов обучения и форм организации образовательного процесса. В современном образовательном процессе по проблеме формирования УУД проведено множество исследований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов).
Возможности образовательной среды МБОУ СШ № 72 им. М.Н.
Толстихина связаны с выполнением следующих функций: обучающей, социокультурной, социально-правовой, развивающей, воспитательной, просветительской, мировоззренческой, управленческой, которые
воплощаются в образовательной урочной и неурочной деятельности.
Методика формирования УУД опирается на организационнопедагогические условия, документы, регламентирующие работу учителя, цели обучения, формы организации учебной деятельности, средства обучения и средств контроля. Анализ педагогического опыта работников и возможность образовательной среды школы позволили определить организационно-педагогические условия экспериментальной методики по формированию универсальных учебных действий учащихся при построении образовательного перехода «Основное общее образование — среднее общее образование»:
• необходимо выстроить систему взаимосвязанных и взаимно
обуславливающих друг друга образовательных результатов из группы личностных и метапредметных, которые должны обеспечивать
повышение качества освоения содержания учебных предметов;
• выделить приоритеты, учитывая влияние многих факторов: контингента учащихся, готовности педагогических кадров, уклада школы, материально-технических условий;
• проведение специальной работы по формулированию планируемого образовательного результата с пониманием критериев и способов его достижения в образовательной деятельности.
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / М.: Просвещение, 2008-151 с.
2. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), «Советская энциклопедия, 1926 - 1990. - http: //alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar- S/S12405.shtml
3. Бражников М.А. Управление изменениями: базовый курс: учеб. пособие / М.А. Бражников, И.В. Хорина. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2015. - 238 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. / Л.С. Выготский. - Изд. - М., I960. - 365с.
5. Давыденко Т.М. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева, Т.М. Давыденко. - Изд. - М., 1980. - 285с.
6. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению
математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. - С. 230-243.
7. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2017 [Электронный
ресурс]. - режим доступа:
http://zakonobobrazovanii.rU/#zakonobobrazovanii. - 08.05.2017.
8. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А.
Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А.Бодалева, В.Я.Ляудис. М., 1980
9. Информация с сайта министерства образования Красноярского края //http://www.krao.ru/dokumentyi/osnovnyie/dokladyi-i-vyistupleniya/
10. Информация с сайта главного управления образования администрации города Красноярска // http: //krasobr.admkrsk.ru/
11. Информация с сайта МКУ КИМЦ //http://kimc.ms/ksko/
samoobsledovaniya
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь -
редакция и адаптация под web: Мандрик Р.А. Краткие словари
http://slovo.yaxy.ru/
14. Лазарев В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия Текст. / В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян // Педагогика. - 2004. - № 4. -С. 11-21.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / М.: Политиздат, 1977-304 с.
... всего 38 источников