Реферат 3
Введение 4
Глава 1. Основные нормативные документы, формирующие экологическую грамотность школьников 6
1.1. Правовые основы воспитания экологической грамотности в
государственной политике Российской Федерации 6
1.2. Экологическая составляющая Федерального государственного 10
образовательного стандарта общего образования 10
1.3. Подходы к определению понятию экологической грамотности 13
Глава 2. Виды определителей птиц для обучающихся в школе 21
2.1 Виды определителей и их структура 21
2.2. Определители в учебной деятельности 27
Глава 3. Атлас - определитель птиц южной части Средней Сибири для реализации воспитания экологической грамотности обучающихся 30
3.1. Содержание атласа - определителя южной части Средней Сибири 30
3.2. Birdwatching и фотоохота в школе 32
3.3. Методика использования атласа - определителя птиц в процессе
воспитания экологической грамотности 33
Выводы 50
Библиографический список 52
Приложение 1 Общие карты маршрутов 57
Приложение 2 Исследовательская работа с обучающимся на тему «Birdwatching и фотоохота в школе» 60
Приложение 3 Буклет «Что такое Birdwatching и фотоохота и зачем они нужны в школе» 77
В условиях современного мира и актуальных тенденций по поддержанию экологии, экологические знания приобретают новое значение. На сегодняшний день перед любым человеком стоит первостепенная задача - это сохранение экологических условий жизни в биосфере. Соответственно, в связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений.
Специалисты - экологи считают, что положительных прогрессивных результатов по обеспечению знаниями в области экологии можно добиться при совместных усилиях разных специалистов: специалистов образовательных, государственных, а так же общественных организаций, социальных организаций. Но наиболее продуктивной и актуальной остается деятельность педагогов по формированию экологически грамотной личности в школе.
Современная школьная биология, формируя научное мировоззрение учащихся, постоянно стремится расширить знания о природе в целом, выработать умения и навыки у обучающихся для применения теоретических знаний в практической жизни. Содержание школьной биологии и процесс её обучения постоянно совершенствуется, что влечет за собой поиски более эффективных путей обучения и воспитания экологической грамотности. В системе биологического образования важное место занимают знания о зоологии, в частности, о птицах. Колоссальное место птицы занимают в природе, большое значение несут для человека, обладают огромнейшим разнообразием по всей планете. Обучающиеся, проживающие в южной части Средней Сибири не имеют достаточных представлений о многообразии птиц своего региона, а лишь из школьных учебников знают про птиц других континентов и стран. Но многие учёные считают южную часть Средней Сибири уникальной территорией, потому что для некоторых видов птиц южная часть Средней Сибири является одной из границ гнездового ареала, для других - это зона интерградации подвидов и близкородственных видов. Благодаря мозаичности условий, разнообразию среды жизни и избирательности к ней отдельных видов на территории отмечается высокий уровень биоразнообразия птиц, и поэтому изучение птиц данной территории вызывает повышенный интерес.
Недостаточность регионального компонента в изучении орнитофауны территории южной части Средней Сибири делает актуальным вопрос о воспитании экологической грамотности школьников при изучении птиц именно этой территории.
Цель: Формирование основ экологической грамотности школьников при изучении орнитофауны южной части Средней Сибири;
Объект: Воспитание экологической грамотности в школе;
Предмет: Формирование знаний о птицах региона южной части Средней Сибири;
Задачи:
1. Изучить основные нормативные документы, формирующие экологическую грамотность школьников;
2. Проанализировать существующие определители по птицам для обучающихся в школе;
3. Составить атлас - определитель птиц южной части Средней Сибири и разработать методику его использования в процессе воспитания экологической грамотности.
Выражаю благодарность моему научному руководителю, кандидату биологических наук, доценту кафедры биологии, химии и экологии Мейдусу Артуру Видмантасовичу за постановку задачи и руководство над работой. Так же выражаю слова благодарности и глубокую признательность кандидату биологических наук, доценту кафедры биологии, химии и экологии за помощь, наставления, обсуждения различных вопросов, связанных с темой работы и замечания, Банниковой Ксении Константиновне и профессору, доктору биологических наук, Баранову Александру Алексеевичу за возможность использования авторских фотографий и различных учебных пособий, монографий.
На основании проделанного исследования можно сделать следующие выводы:
1) При изучении основных нормативных документов (Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», положение Конституции Российской федерации, «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утвержденной Президентом РФ 30.04.2012), Федеральный Конституционный закон «Об охране окружающей среды», а так же ФГОС ОО), формирующих экологическую грамотность школьников было выявлено, что в документах встречались разные понятия, связанные с экологической грамотностью, а это: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура. В ходе изучения подходов разных авторов к определениям этих понятий мы пришли к тому, что они все связаны между собой, не имеют чётких разграничений и приемлемых разграничений и в равной степени важны в общей концепции экологического образования. И, таким образом, идея необходимости экологического образования и воспитания как обязательного элемента формирования экологической грамотности находит поддержку на официальном уровне, выступает в качестве приоритетного направления деятельности государства в сфере образования.
2) Анализ определителей по птицам на разных территориях России для обучающихся в школах показал, что в России для обучающихся в школах существует огромное количество разнообразных определителей (традиционные, определительные таблицы, электронные, атласы - определители). Самым востребованным из всех видов определителей, как выяснилось, является атлас- определитель, потому что представляет собой более краткий вариант определителя, имеет простую структуру и понятен в использовании, но в то же время содержит в себе достаточное количество научной информации и наглядности, что вызывает познавательный интерес у школьников.
3) Впервые для территории южной части Средней Сибири составлен атлас - определитель птиц, который рассматривает 1 отряд - Воробьинообразные Passeriformes (22 семейства и 163 вида). Для каждого вида оформлен краткий видовой очерк: полевые признаки (морфологические признаки самца и самки, голос, песня); размножение (место гнездования, вид гнезда, описание яиц); питание; биотоп. В конце определителя есть краткий определитель по картинкам всех видов. На основе результатов анкетирования в ходе апробации работы разработана методика, которая включила в себя: условные обозначения для удобства работы обучающихся на маршрутах, описание территории южной части Средней Сибири с картой, описание работы на маршрутах (какие маршруты, что в них предлагается, рекомендуемые предметы); орнитологические советы перед экскурсиями; рекомендации по выполнению заданий на маршрутах (на что обращать внимание при наблюдении за птицами, как правильно производить фотосъёмку); описание маршрутов с общей картой территории и конкретным маршрутом; задания на маршрутах и для работы самостоятельно и в классе - это: заполнение определительной таблицы и работа с атласом-определителем птиц на экскурсиях, фотографирование птиц, работа в классе по определению вида птиц по информации, зафиксированной в определительной таблице с помощью атласа - определителя птиц, составление собственной коллекции фотографий и описаний в альбоме.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель достигнута - с помощью составленного атласа - определителя будут формироваться основы экологической грамотности школьников.
1. Апокина, Л.Ю. Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии.
2017. № 3. С. 5-7.
2. Баранов, А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных Средней Сибири: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск,
2018. С. 272 - 274.
3. Батукаев, Н. С., Иразова, М. А. Формирование экологической культуры и компетентности студентов // Педагогика высшей школы. 2015. № 3. C. 60-62.
4. Биологическое разнообразие заповедника Столбы [Электронный ресурс]: Заповедная Россия. 2015. URL: http: //www. zapovednik- stolby.ru/territory/biologicheskoe-raznoobrazie/ (дата обращения: 02.02.2019).
5. Богданов, А.А. Птицы России [Электронный ресурс]: определитель птиц онлайн. 2016. URL: https://ptici.info/opredelitel-ptic.html (дата обращения: )
6. Водоплавающие и чайковые птицы Подмосковья [Электронный ресурс]: Учебно-методическая страничка для натуралистов и любителей птиц. 2016. URL: http://water-birds.narod.ru/ (дата обращения: 05.02.2019).
7. Гакаев, Р. А., Чатаева М. Ж. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. 178 с.
8. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология: учеб. пособие. Ростов- на-Дону: Феникс, 1996. 58 с.
9. Евсеева, Н.С., Севастьянов, В.В. Экологическая грамотность: современное со
стояние и проблемы // Научный журнал «Фундаментальные исследования». 2014. № 6 часть 4. С. 932-933.
10. Иванова, Т.С. Экологическое воспитание в начальной школе: науч. пособие. Спб., 2003. 55 с.
11. Кондратьева, Н. С. Экологизация на обществознании как фактор повышения познавательной активности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 5. С. 25-26.
12. Красулина, С. Н. Экологическое воспитание учащихся в современном образовательном пространстве// Экономика и социум. 2018. № 2. C. 2-3.
13. Карта Восточной Сибири [Электронный ресурс]: География. 2017. URL: https://geographyofrussia.com/karta-vostochnaya-sibir/ (дата обращения: 15.02.2019).
14. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей. Москва, 2010. 34 с.
15. Министерство Образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: Ы1р://минобрнауки.рф (дата обращения: 22.01.2019).
... всего 47 источников