Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы хореографического обучения подростков 10
1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий в спортивно-бальных
танцах 10
1.2 Педагогическая деятельность тренера по спортивно-бальным танцам 19
1.3 Применение здоровьесберегающих технологий в спортивно-бальных
танцах 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по обучению бальным танцам
подростков посредством здоровьесберегающих технологий 32
2.1 Описание практического аспекта применения бальных танцев в
здоровьесбережении и развитии коммуникативных навыков у подростков 32
2.2 Экспериментальные занятия бальными танцами с подростками 36
2.3 Анализ результатов экспериментальных занятий танцами с
подростками 51
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Также способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
При этом сегодня возникла проблема - система профессионального образования не всегда готовит специалиста (тренера) как педагога, обладающего соответствующими знаниями по здоровьесбережению, а также методами и приёмами внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения бальным танцам.
Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности и всего общества в целом. Заботясь о физическом и ментальном здоровье, человек способен предотвращать разные заболевания, лучше преодолевать проблемы и препятствия, справляться со стрессами, а также наслаждаться жизнью. Ведение здорового образа жизни имеет решающее значение для каждого, поскольку обеспечивает хорошее самочувствие. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к людям и их здоровью.
Сегодня дополнительное образование детей - часть образовательной системы Российской Федерации, требующее особое внимание. А учреждения допобразования считаются «пространством детского благополучия» и «территорией успеха». Они играют важную часть в воспитательном процессе и развитии индивидуальных способностях детей.
Система развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии допобразования как социокультурной практики развития мотивации детей к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства [14, с.17].
Процесс обучения неразрывно связан с творческим развитием личности. Исследователи К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий и П. П. Блонский отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребешш. «Большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. И в современный период, всесторонне рассматривая эти проблемы, одной из приоритетных задач педагогической науки является простраивание качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития личности ребенка» [2, с. 17].
Многие государственные и общественные организации активно пропагандируют здоровый образ жизни, отмечая его преимущества на основе изучения критических показателей здоровья, в том числе вес, уровень глюкозы, холестерина в крови, артериальное давление.
Систояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов дополнительного обрaзoвания. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. Одной из приоритетных задач тренера-преподавателя является сохранение и укрепление их здоровья. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Зaкoн РФ «Об образовании» (статья 51); «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими.
В настоящее время здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) включает целый комплекс действий, направленных на каждого человека. Ряд действий меняется в зависимости от особенностей стиля жизни. Одной из эффективных технологий, положительно влияющих на самочувствие, являются занятия спортивно-бальными танцами.
Тренер по спортивно-бальным танцам (далее - СБТ) является, в том числе и педагогом дополнительного образования, поскольку сегодня перед ним стоит задача - не только научить детей азам танцевального искусства, но и привить любовь к танцам, воспитать вкус к эстетике. Помимо этого, занятия по бальным танцам учат выглядеть аккуратно, быть общительным и раскрепощенным, а также развивают критическое мышление.
В Пензе, к сожалению, мало, где можно выучиться на педагога допобразования, но все же такие учреждения есть: Пензенский колледж искусств (ул. Плеханова, 15) и Пензенский государственный университет (далее - ПГУ) (Направления подготовки: «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование»).
Несмотря на это, в пензенских школах есть много секций, среди которых наибольшую популярность имеет кружок по спортивно-бальным танцам. При этом не все хореографы (педагоги допобразования, тренеры) имеют специальное образование. Как правило, танцевальные кружки ведут люди, посвятившие бальным танцам многие годы своей жизни, участвовавшие в различных соревнованиях по танцам. Реже - выпускники ПГУ, имеющие педагогическое образование.
Все же родители доверяют педагогам по танцам своих детей и с удовольствием отдают в танцевальные кружки, причем чаще всего школьники сами проявляют желание заниматься бальными танцами и хотят в дальнейшем принимать участие в турнирах и соревнованиях.
Каждый тренер по спортивно-бальным танцам должен в конечном итоге помочь ребенку проявить свои потенциальные возможности, раскрыться, осознать свою индивидуальность, а также приобщиться к здоровому образу жизни.
Основные принципы организации учебно-тренировочного процесса на основе принципов здoрoвьесбережения, используемые в работе тренера- преподавателя:
- не навредить, не наносить ущерб здоровью воспитанников, не допускать переутомления;
- не забывать, что здоровье - единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия;
- тренер - образец здорового образа жизни;
- соответствие организации учебно-тренировочного процесса возрастным особенностям воспитанников: объем физической нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям юных танцоров [2, с. 18].
О том, что здоровье человека, в частности, школьника, более чем на 60 % зависит от образа жизни подтверждают труды В. Б. Шестакова, Г. С. Туманяна и А. Ю. Осипова. В работах О. С. Понариной, М.Л. Лазарева, Г. А. Баранчукова отмечается, что на становление культуры человека влияет прежде всего процесс воспитания, педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка, широкий спектр педагогических средств и приемов.
Цель работы: теоретически обосновать и проверить на практике возможность эффективного влияния здоровьесберегающих технологий на уровень здоровья подростков при обучении их спортивно-бальным танцам в системе дополнительного образования.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений и навыков подростков посредством здоровьесберегающих технологий.
Предмет исследования: использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками тренера по спортивно-бальным танцам.
Гипотеза исследования. Влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье подростков будет более эффективным при выполнении двух условий:
- если это будет происходить при обучении спортивно-бальным танцам;
- если тренер (педагог допобразования) будет обладать эффективными педагогическими приёмами реализации здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие здоровьесберегающих технологий;
2) показать специфику использования здоровьесберегающих технологий в танцевальном клубе «Грация» в Пензе;
3) изучить организационно-педагогические методы и приёмы, направленные на здоровьесбережение в процессе обучения бальным танцам подростков в практике системы дополнительного образования;
4) экспериментально проверить возможность повышения уровня здоровья при обучении подростков танцам в системе дополнительного образования с использованием здоровьесберегающих технологий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ методик, учебных программ хореографического обучения;
- изучение работ специалистов, исследователей по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.
В ходе исследования были использованы следующие методики: методики М. Ю. Орлова «Потребности в общении», М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орловой «Изучения общительности как характеристики личности», Г. А. Цукерман «Рукавички».
Теоретическая значимость исследования:
- уточнена сущность хореографического обучения и определена его роль;
- предложен вариант использования здоровьесберегающих технологий в хореографическом образовании детей среднего школьного возраста (подростков) в системе дополнительного образования;
- теоретически обоснована программа обучения бальным танцам, содержащая упражнения и задания, ориентированные на здоровьесбережение детей среднего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Практическая значимость исследования. Материалы экспериментальной работы могут быть применены педагогами допобразования, в том числе и хореографами, в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях для хореографического образования детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в 69-й школе Пензы на базе танцевальнoго клуба «Грация». Всего в исследовании приняли участие 10 человек (школьники) в возрасте от 12 до 14 лет. Все они ранее не занимались в танцевальных кружках либо спортивных секциях.
Выборка эмпирического исследования. В исследовании приняли участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет, ранее не занимавшиеся бальными танцами.
Научная новизна данного исследования заключается в совершенствовании хореографического обучения детей среднего школьного возраста в системе дополнительного образования в соответствии с нормами здоровьесбережения, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей.
Основные положения исследования. В первой главе мы рассмотрели основных понятий исследования, такие как: «здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесберегающее образовательное пространство», здоровьесберегающая среда», «здоровьесберегающие технологии» и «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий»; выявление основных направлений и особенностей обучения танцам детей 12-14 лет в системе дополнительного образования. В процессе исследования были уточнены некоторые понятия, важные для нашего исследования.
Во второй главе был проведен и описан формирующий эксперимент: серия танцевально-терапевтических занятий с детьми среднего школьного возраста. По итогам занятий был проведен анализ.
Результаты исследования апробированы и опубликованы в IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Омск) и VIII Всероссийской научно-практической конференции «Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность» (г. Пенза) в приложении В: «Влияние спортивно-бальных танцев на подростков» (г. Пенза, 18.02.22), IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальные тенденции в современные образовании», «Влияние спортивно-бальных танцев на социальную адаптацию подростков и молодежи» (г. Омск, 15.02.22).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и педагогов дополнительного обрaзoвания. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые. Одной из приоритетных задач тренера-преподавателя является сохранение и укрепление их здоровья.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной прaктики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
В настоящее время тренер по спортивно-бальным танцам является, в том числе и педагогом дополнительного образования, поскольку сегодня перед ним стоит задача - не только научить детей азам танцевального искусства, но и привить любовь к танцам, воспитать вкус к эстетике. Помимо этого, занятия по бальным танцам учат выглядеть аккуратно, быть общительным и раскрепощенным, а также развивают критическое мышление.
Сегодня особо остро стоит проблема - система профессионального образования не всегда готовит специалиста (тренера) как педагога, обладающего соответствующими знаниями по здоровьесбережению, а также методами и приёмами внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения бальным танцам.
Несмотря на то, что в пензенских школах есть много секций, среди которых наибольшую популярность имеет кружок по спортивно-бальным танцам, не все хореографы (педагоги допобразования, тренеры) имеют специальное образование. Как правило, танцевальные кружки ведут люди, посвятившие бальным танцам многие годы своей жизни, участвовавшие в различных соревнованиях по танцам. Реже - выпускники ПГУ, имеющие педагогическое образование.
Все же родители доверяют педагогам по танцам своих детей и с удовольствием отдают в танцевальные кружки, причем чаще всего школьники сами проявляют желание заниматься бальными танцами и хотят в дальнейшем принимать участие в турнирах и соревнованиях.
Цель первой главы данного исследования - анализ системы обучения подростков возрасте от 12 до 14 лет хореографии, а также основных понятий исследования, таких как: «здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьесберегающее образовательное пространство», здоровьесберегающая среда «здоровьесберегающие технологии» и «хореографическое образование детей посредством здоровьесберегающих технологий»; выявление основных направлений и особенностей обучения танцам детей 12-14 лет в системе дополнительного образования. В процессе исследования были уточнены некоторые понятия, важные для нашего исследования. Под «здоровьесберегающими технологиями ДО» понимаем направления деятельности учреждения образования по созданию условий обучения детей, положительно влияющих на здоровье и способствующих развитию культуры здоровья. А под танцевальным образованием детей 12-14 лет посредством здоровьесберегающих технологий - процесс, направленный на укрепление и развитие физического здоровья детей (физическое развитие; функциональное состояние организма; физическая работоспособность; эмоциональное благополучие и отсутствие тревожности). Бальные танцы поспособствовали самоопределению детей, развитию у них физических и эмоциональных качеств, а также воспитанию позитивного отношения к ценностям здоровья. С помощью регулярной нагрузки на занятиях у детей повысилась выносливость, мышцы привыкли к нагрузкам.
Во второй главе был проведен и описан формирующий эксперимент: серия танцевально-терапевтических занятий с детьми среднего школьного возраста. По итогам занятий был проведен анализ.
Гипотеза нашего исследования, а именно, влияние здоровьесберегающих технологий на здоровье подростков будет более эффективным, если это будет происходить при обучении спортивно-бальным танцам, и тренер (педагог допобразования) будет обладать эффективными педагогическими приемами реализации здоровьесберегающих технологий, подтвердилась. Это демонстрируют данные повторной диагностики, анкетирования, беседы с детьми и их родителями по итогам занятий.
Детям, как личностям с маленьким жизненным опытом, необходима помощь в раскрытии своего потенциала и сил, что не может не сказаться в дальнейшем на их становлении в обществе. Занятия танцевальной терапией помогают подросткам раскрыть свой потенциал, а также развить коммуникативные качества, что в свою очередь говорит о слаженной работе в команде. Кроме этого, подобные занятия поспособствовали повышению уровня здоровья, дети после занятий уходили в хорошем настроении.
Таким образом, гипотеза была доказана на практических занятиях танцевальной терапией с детьми среднего школьного возраста. В ходе научно - исследовательской были разработаны системы упражнений, проведено анкетирование.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что танцевальная терапия является эффективным средством для психолого-педагогической помощи детям среднего школьного возраста. Данное направление нужно продолжать изучать, осваивать новые возможности применения арт-терапии в педагогике и психологии.
С помощью регулярной нагрузки на занятиях у детей повысилась выносливость, мышцы привыкли к нагрузкам. Проведение экспериментов и творческих заданий помогли раскрепостить детей, общаться с помощью танцевальных жестов и движений, преодолеть психологический барьер, а также двигаться в паре синхронно. Кроме того, тренировки улучшили память и внимание подростков, привили любовь к танцевальному искусству.
Выдвинутая нами гипотеза доказана, поскольку здоровьесберегающие технологии оказали эффективное воздействие на подростков путем регулярных тренировок в клубе «Грация», а также все это осуществлялось под присмотром педагога допобразования, обладающего эффективными педагогическими приемами, методами.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М. : ФИС, 1978. 223 с.
2. Березина В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / А. В. Березина // Нормативные документы образовательного учреждения, 2006. № 3. С. 17-19.
3. Боттомер П. Учимся танцевать: метод.пособ. / П. Баттомер. М. : Эскмо - Пресс, 2011. 124 с.
4. Блок Р. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца / Р. Блок. М. : Интер, 2012. 223 с.
5. Вашкевич Н. Н. История хореографии. М. : Книга по требованию, 2012. 307 с.
6. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 20 с.
7. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2016. 224 с.
8. Губарева Е. С. Развитие педагогической технологии в оздоровительных видах гимнастики: автореф. дис... канд. наук по физ. воспитанию и спорту: 24.00.02/ НУФВСУ. К., 2001. 21с.
9. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. - М. : ВАКО, 2004. 152 с.
10. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учеб. пособие / В. А. Деркунская. М. : Педагогическое общество России, 2005. 320 с.
11. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время/ СПб : Планета музыки, Лань, 2010. 256 с.
12. Закон об образовании РФ. М. : МП, Новая школа, 1992. 552с.
13. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа. М. : Лань, Планета музыки, 2015. 128 с.
14. Исаева А. Концепция развития дополнительного образования детей. Калининградская область. 17 с.
15. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М., 1983. 232 с.
16. Калачев Г. А. Интегративные свойства здоровьесберегающей педагогической системы общеобразовательной школы. // Выпуск 1. Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2007. 220 с.
17. Кваснюк Л. Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Я. Кваснюк. СПб., 2007. 17 с.
18. Куликова Л. М. Профессионально-ориентированная практика 51 бакалавров направления подготовки «Физическая культура» в ДЮСШ: программа практики / Л. М. Куликова. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2011. 48 с.
19. Корх А. Я. Тренер: деятельность и личность / А. Я. Корх. М. : Тераспорт, 2010. 120 с.
20. Краснов С. В. Спортивные танцы. М., 1999. 114 с.
21. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. М., 2001. 111 с.
22. Лерд У. Техника латиноамериканских танцев. Ч. I. : метод. пособ. / У. Лерд. М. : Артист, 2013. 180 с.
23. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. 176 с.
24. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 1998. 272 с.
25. Мавзютова И. П. Здоровьесберегающее образовательное пространство медицинского колледжа как условие подготовки конкурентоспособных специалистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мавзютова Ирина Павловна. Казань, 2003. 20 с.
26. Минникаева Н. В. Игровая деятельность в двигательном режиме дня старших дошкольников как средство формирования физической культуры - личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Минникаева Н. В. Омск, 2009. 23 с.
27. Неминущий Г. П. Бальные танцы. История и перспективы развития Ростов-на-Дону, 2001. 400 с.
28. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учебное пособие. М. : ГИТИС, 2011. 472 с.
29. Николаев А. Н. Креативность и когнитивная обусловленность творчества в деятельности тренера / А. Н. Николаев // Психологические основы учебно-воспитательной работы. СПб. : БПА, 2008. С. 10-14.
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во: ИТИ Технологии,1992. 2314 с.
31. Попов В. Пластика тела «Физкультура и спорт» / В. Попов, Ф. Суслов., Е. Ливадо. М., 1997. 194 с.
32. Пыльнов Е. К. Разработка комплексов упражнений для воспитания основных физических качеств и способностей в микроциклах специального подготовительного этапа годичного цикла подготовки танцоров 12-14 лет // Спортивные танцы: Бюллетень. 1999. № 5. С. 42-53.
33. Рассел Д. Бальные танцы. М.: Книга по требованию, 2012. 62 с.
34. Регаццион Г. Латиноамериканские танцы / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело. М. : БММ АО, 2011. 92 с.
35. Регуш Л., Орловой А. Педагогическая психология под редакцией. М. : издательство «Питер», 2008. 414 с.
36. Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьсберегающей среды в образовательных учреждениях. Автореферат кандидатской дис. Кемерово, КГУ, 2007. 121 с.
37. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография / В. В. Сериков. Волгоград : Перемена, 1994. 148 с.
38. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. М. : АРКТИ, 2003. 272 с.
39. Соловьева Н. И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации. //ЭКО. 2004. № 17. 450 с.
40. Сосина В. Ю. Хореография в гимнастике. М. : Олимпийская литература, 2009. 136 c.
41. Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. М. : АПН РСФСР, 1961. 535 с.
42. Шевченко Е. П. Методика преподавания бального танца. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2016. 53 с.
43. Шульгина А. Н. Бальные танцы с конца XIX века до наших дней. М., ГИТИС, 2012. 304 с.
44. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика. Тамбов : ООО «Центрпресс», 2010. 424 с.