Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сказка как средство воспитания ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста

Работа №159252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОЧНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Сущность понятия «ценность» и «ценностные ориентации» 7
1.2. Специфика формирования ценностных ориентаций в старшем
дошкольном возрасте 16
1.3. Роль сказок в формировании ценностных ориентаций у детей
старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
2.1. Диагностика сформированности ценностных ориентаций у детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Организация работы по развитию ценностных ориентаций у
старших дошкольников посредством использования сказок 36
2.3. Результаты экспериментальной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям является одной из важнейших задач, поставленных обществом перед современным образованием. Известные педагоги: Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Матюшкин, В.Б. Ольшанский и многие другие, считают, что поведение человека обусловлено выбором конкретных ценностей, ориентацией на них, направленностью на те или иные ценности [13]. В связи с этим в педагогической теории и практике большое внимание уделяют проблеме формирования ценностных ориентации, поскольку именно они актуализируют весь накопленный человеком опыт, способствуют разрешению многих противоречивых жизненных вопросов. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции.
Ценностные ориентации тесно связаны с нравственными представлениями человека. Нравственные ценностные ориентации определяют уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение личности к себе, к другим людям и миру в целом. Вместе с тем с изменением социокультурной среды ценностные ориентации личности также меняются, поэтому в периоды динамичного развития общества проблема формирования ценностных ориентаций актуализируется.
В настоящее время ученые пытаются определить особенности, условия, методы, средства формирования ценностных ориентаций. Вместе с тем, в большинстве существующих исследований не затрагивается дошкольный возраст. Это объясняется традиционными представлениями классической педагогики о механизмах формирования ценностей, в которых особая роль отведена интеллектуальному компоненту.
Отсюда, представляется актуальным и значимым, что формирование ценностных ориентаций начинается уже с дошкольного детства. Такое представление базируется на том, что ведущие зарубежные педагоги и психологи (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), а также отечественные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов. Все названные выше ученые пришли к выводу, что процесс становления ядра личности - системы убеждений и ценностных ориентации - может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, более того, он наиболее интенсивно идет именно в дошкольном детстве [8].
Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного поведения позволяет осуществлять работу по формированию нравственных ценностных ориентации у детей, начиная с самого раннего возраста. Однако в психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и системно представлены средства формирования ценностных ориентации у дошкольников на современном этапе социокультурного развития общества. В своем исследовании к таким средствам мы отнесли сказочные произведения.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс воспитания ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - воспитание ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста посредством сказок.
Цель исследования - определить эффективность использования сказок в работе по воспитанию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) охарактеризовать содержание работы по формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику сформированности ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на воспитание ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста посредством сказочных произведений;
5) изучить эффективность проведенной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал выявление сформированности ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (октябрь-декабрь 2019 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии мероприятий по воспитанию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;
IV этап (январь 2020 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования сказочных произведений в работе по воспитанию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами была положена гипотеза о том, что воспитание ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если определить содержание и структуру этого процесса в условиях работы со сказочными произведениями.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования;
2) эмпирические методы: беседа, педагогический эксперимент, наблюдение;
3) математические: количественной обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические учения Л.И. Божович, Р.С. Буре, A.M. Виноградовой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, Л.Ф. Островской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина, С.Г. Якобсон и др. [5, 27, 30].
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы воспитателями и методистами ДОО, родителями дошкольников и другими заинтересованными лицами.
База исследования: МБДОУ д/с №1 р. п. Шемышейка Пензенской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время часто говорят о развитии творческих способностей детей, об их эмоциональном состоянии и редко - о нравственно-этическом воспитании, нравственных качествах и ценностных ориентациях, которые отражаются в доброте, отзывчивость, порядочности, совестливости, уважению к памяти предков, почитании родителей и пр.
Теоретический анализ литературных источников показал, что многие исследователи (В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) уделяли внимание формированию ценностных ориентаций и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Особенность формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста заключается в значимой для них мотивации, в том чтобы отношение к выполнению действий у дошкольников было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Закрепление ценностных ориентаций, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно- эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.
Задачи нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте решаются на основе целесообразного отбора средств, методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающего взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольника.
С целью выявления эффективности использования сказок в работе по развитию ценностных ориентаций у дошкольников нами было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Первым этапом исследования стал констатирующий эксперимент, в ходе которого нами был изучен исходный уровень сформированности ценностных ориентаций у дошкольников. В эксперименте принимали участие дети контрольной и экспериментальной групп (в каждой группе по 10 детей старшего дошкольного возраста).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что исходный уровень сформированности ценностных ориентаций у детей экспериментальной и контрольной групп приблизительно одинаковый: большинство детей показали средний и низкий уровни. Лишь один ребенок в контрольной группе продемонстрировал высокий уровень сформированности ценностных ориентаций.
С целью выявления влияния сказочных произведений на развитие у дошкольников ценностных ориентаций нами был проведен формирующий эксперимент. На данном этапе для детей экспериментальной группы была разработана и проведена серия НОД, основанная на различных видах работы со сказочными произведениями: знакомство со сказкой, пересказ, игры по мотивам сказок, инсценировки, театрализованная и художественная деятельность.
Заключительным этапом исследования стало проведение контрольного эксперимента, в ходе которого нами была проведена повторная диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций у детей контрольной и экспериментальной группы. В процессе проведения контрольного эксперимента нами были исследованы те же показатели, что и во время констатирующего эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведения серии НОД с использованием сказок у всех детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности ценностных ориентаций. Эти дети стали больше знать, а также чаще проявлять в собственном поведении такие качества, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, честность.
В контрольной группе уровень сформированности ценностных ориентаций изменился не столь значительно.
Обобщение итогов выпускной квалификационной работы показало: в ходе работы удалось раскрыть значимость и возможности использования сказок в качестве педагогического средства развития ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что цель исследования достигнута.
Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на полноту решения многогранной проблемы нравственного воспитания детей. Представляется актуальным пристальное изучение возможностей применения разных путей и средств, нацеленных на формирование у дошкольников ценностных ориентаций. С решением этой и других задач мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.



1. Акимова Т.М. Русское народное поэтическое творчество. - М.: «Высшая школа», 1999. - 290 с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор
жизнедеятельности и развития личности. // Психологический журнал. - 1994, Т.5. - №5. - С. 63-70.
3. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. // Вестник МГУ. - 1994. - №4. - С. 34-42.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. // Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 15-18.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 1999. - 255 с.
7. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬
ориентированного воспитания. // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
8. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.
9. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
10. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. // Философские науки. - 1998. - №2. - С. 48-52.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 261-165.
13. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1998. - 272 с.
15. Егорова М.С. Из жизни людей дошкольного возраста. - СПб.: Алетейя, 2001. - 239 с.
16. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1996. - Т.1. - 66 с.
17. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.:
Политиздат, 1996. - 222 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2010. - 240 с.
19. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентации, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека. // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М., 1992. - 312 с.
20. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992. - 17 с.
22. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. -1996. - №5. - С. 25-28.
23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1995. - 210 с.
24. Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): автореф. дис. д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1999. - 45 с.
25. Непонящаяя Н.И. Психодиагностика личности. - М.: Владос, 2003. 192 с.
26. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - 185 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002. - 468 с.
28. Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей. - М., 1999. - 119 с.
29. Соловейчик С.Л. Нравственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 14-16.
30. Урунтаева Г.А. Практическая психология. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
31. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми
дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996. - 230 с.
32. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1996. -590 с.
33. Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
34. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. -
514 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ