Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реформы в сфере образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России

Работа №159245

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2020
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» 10
1.1 Женское образование во второй половине XVIII века 10
1.2 Проекты преобразований государственных училищ 16
1.3 Реформы в области военного образования 20
1.4 Создание народных училищ 26
1.5 Благородные частные пансионы 36
1.6 Педагогическая деятельность и взгляды просветителей второй половины
XVIII века 41
Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия на тему «Развитие образования в период правления Екатерины Великой» 52
Заключение 63
Список источников и литературы 66
Приложения

Актуальность темы. Образовательная политика Екатерины II является важной проблемой, так как она показывает политические процессы в стране через образовательную политику нового поколения, показывает реализацию в центре и на местах, выработанной образовательной модели.
Екатерининская эпоха занимает уникальное место в развитии системы образования в России. Реформы Екатерины II в сфере образования оставили значительный след в последующее время, так как в результате была создана единая система среднего образования. В целом, российское Просвещение, формально принимая идеи свободного развития личности, считало приемлемым не «естественное» воспитание, а воспитание в обществе.
Для реализации поставленных задач при Екатерине II были сделаны серьезные шаги в направлении женского, военного образования, а также образования для лиц нижних чинов. Была создана единая классно-урочная система, где вводились единые сроки начала и конца занятий. Данная система является основной при проведении занятий в настоящее время.
Объект исследования - уровень развития образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России.
Предметом исследования является деятельность по реализации реформ в сфере образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать развитие образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России. В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
1) изучить развитие женского образования во второй половине XVIII века;
2) рассмотреть проекты преобразований государственных училищ;
3) изучить реформы в области военного образования;
4) рассмотреть создание народных училищ;
5) проанализировать труды и взгляды просветителей второй половины XVIII века;
6) разработать внеклассное мероприятие по теме: «Развитие образования в период правления Екатерины Великой».
Степень изученности проблемы. Изучение темы реформ образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России притягивает многих ученых, которые в своих сочинениях описывают основные направления реформы в данное время.
С.И. Миропольский в работе «Школа и государство. Обязательность обучения в России» дал положительную оценку преобразованиям в сфере школ XVIIIB.Он говорил, что Екатерина II провела в этой сфере значительную работу, зная ее важность для народа. Автор особо подчеркивал роль Ф.И. Янковича, рассматривал взгляды государственных деятелей, которые внесли значительный вклад в данную реформу.
С.В. Рождественский в работе «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках» описывал деятельность И.И. Бецкого, и описывал его вклад в образовательную реформу. Отдельный раздел посвящен реформам в сфере образования в 1780-х гг.
А.С. Воронов изучал роль Ф.И. Янковича в введении образования в Российской империи. Автор проследил деятельность педагога, описал его биографию и назвал его основные работы.
Д.А. Толстой в работе «Городские училища в царствование императрицы Екатерины П»1дал лестную оценку деятельности императрицы по созданию училищ в разных городах России. Также, автор сообщает о переписках Екатерины II с разными иностранными деятелями.
В основе труда В.В. Григорьева «Исторический очерк русской школы»2 описываются новшества в системе образования империи. Автор указывает краткое описание народных училищ, Смольного института, описывает развитие военного образования и др. Также, В.В. Григорьев поместил наказы частным пансионам и учителям. В целом, по данной реформе, работа автора содержит значительный объем при изучении материала.
Помимо работ, посвященных изменениям в образовании России, во второй половине XVIII века, многие авторы пристально изучают место И.И. Бецкого и его роль при проведении реформы, так как именно он являлся помощником императрицы в данном вопросе.
В 1904 г. в свет выходит книга П.М Майкова «Иван Иванович Бецкой» . Труд состоит из 10 глав, начиная с рождения Бецкого, заканчивая его наградами. Автор довольно обширно описал весь путь реформатора, включил в работу переписку И.И. Бецкого с разными деятелями. П.М. Майков собрал большой материал, по отзывам, на него разных частных лиц. Книга служит ценным источником при описании жизнедеятельности помощника Екатерины II.
A.C. Лаппо-Данилевский в труде «И.И. Бецкой и его система воспитания» дал свою характеристику на работу П.М. Майкова . Здесь автор описывает плюсы и минусы книги, а также вносит свои замечания по поводу личной жизни и деятельности в сфере воспитания И.И. Бецкого.
В советский период, многие научные деятели создавали свои труды, посвященные деятельности императрицы в эпоху «просвещенного абсолютизма», включая изменения в сфере образования. Так, можно выделить работу М.Т. Белявского «Школа и система образования в России в конце XVШвека» . Автор в работе указывает статистику, приведенную Д.А. Толстым, и дополняет ее своими показателями.
Можно отметить статью П.А. Лепской, в которой автор выделяет состав учеников в московских училищах и приводит данные, что дворянское сословие по процентам значительно меньше, чем дети купцов и мещан.
Начиная с 1990 гг. начинается обновление в вопросах преподавания и воспитания в российской империи при Екатерине Великой. Многие деятели стремятся дать «правильную» оценку результатам императрицы, несмотря на ее строгую политику.
Так, наиболее популярной становится работа В.И. Морякова , изданная в 1994 г. Автор дает свои хронологические рамки реформы, и приводит свой взгляд на ее содержание. Здесь описывается взаимодействие с западными просветителями. Он считал, что русское просветительство играло большую роль в общественной жизни страны в «эпоху просвещенного абсолютизма».
Г.И. Смагина подчеркивает в своей работе, изданной в 1996 г. деятельность Академии наук, как важного источника накопления знаний. Именно от нее исходит информация в последующие учреждения. Академия наук занимает центральное место в обучении учителей и школьной реформе.
Таким образом, образовательная реформа императрицы изучалась в разное время. Данные работы говорят о том, что изучаемая тема заслуживает особого внимания в исторических исследованиях.
Источниками данной работы являются уставы учебных заведений Екатерины Великой. Так, совместно с Бецким был разработан документ от 1766 года «Новый устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса» . Данный устав был создан под влиянием таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень. Устав предполагал 10-12-летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах. Сам устав состоял из 10 глав.
Еще одним источником данной работы является созданный по указу Екатерины II «Устав народным училищам Российской Империи», разработанный в 1786 году . Можно отметить, что в данном Уставе не упоминалось об открытии народных училищ в деревнях. В Уставе прописано содержание 10 глав, имеются наставления учителям, записная книга ученикам, расположения часов в училищах.
И.И. Бецкой разработал «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» , где изложил свои взгляды на всестороннее развитие «идеальных дворян», где именно в воспитании он видел корень всему добру и злу. Он обязан учитывать природное наследие детей и выявлять в них трудолюбие и учтивость.
Одним из источников являлся «Генеральный план гимназий или государственных училищ» . Его составляющие, стремились создать в губерниях и провинциях государственные училища, которые включали три ступени: начальную, среднюю и повышенную. Должно быть по три класса, по четыре года в каждом. Гимназии исходили из классового принципа: для ученых людей, военные, гражданские и купеческие.
В ходе работы над темой были использованы следующие методы исследования: в качестве основополагающего инструмента познания используется диалектический метод, исторический метод, включающий принципы историзма и научной объективности, хронологический - метод, который помогает рассмотреть в историческом развитии образовательную систему эпохи «просвещенного абсолютизма». Изучаемые события рассматриваются в их взаимосвязи и противоречивости.
Научная новизна работы состоит в том, что в работе впервые на основе уставных документов мы пытаемся проанализировать и переосмыслить знания в области реформы образования Екатерины II в современных условиях.
Практическая значимость работы предполагает использование ее результатов при проведении внеклассного мероприятия на тему: «Золотой век Екатерины Второй», «Положительные и отрицательные стороны просвещения при Екатерине Великой». Возможно использование данной темы на уроках истории, при изучении реформ Екатерины Великой, внутренней политики эпохи «просвещенного абсолютизма».
Апробация. Материалы данной работы использовались в выступлении на XXI Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», состоявшейся в Педагогическом институте им. В.Г. Белинского ПГУ. Тема доклада - «Педагогические взгляды И.И. Бецкого».
Структура работы - введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, реформы в сфере образования в эпоху «просвещенного абсолютизма» в России значительно повлияли на состояние образования в последующее время. Императрица проводила образовательную политику с целью повышения качества и количества знаний у своих подданных (в первую очередь представителей дворян и горожан).
Главным помощником при проведении реформы являлся И.И. Бецкой, который реализовывал проект школьной реформы. В ходе реформы было создано первое общеобразовательное учреждение для женского пола - Смольный институт, располагавшийся в Петербурге. Екатерина II стремилась таким образом убрать учебные заведения частного, закрытого типа, но попытка оказалась неудачной. Результатом реализации женского образования стало то, что теперь могли обучаться девочки разных сословий в народных училищах. Все же, большинство девушек продолжали обучаться в домашних условиях, а девушки из крестьянских семей, являвшиеся крепостными вынуждены были оставаться безграмотными.
Правительству был представлен "Генеральный план гимназий, или государственных училищ". Данные учреждения создавались для того, чтобы в создаваемых детских академиях могли обучаться дети вне зависимости от происхождения, однако крепостным крестьянам доступ был по-прежнему закрыт. Данная идея так и не была воплощена в жизнь, так как создаваемое учреждение не брало во внимание интересы крестьян и городских жителей.
В военном образовании также происходили изменения. В результате вводился «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса», который повышал знания и умения кадет в процессе их подготовки. Екатерина П становится шефом сухопутного кадетского корпуса. Однако военное дело среди предметов стояло далеко не на первом месте.
Важным компонентом реформы было создание Городских народных училищ для низших сословий. В основном, училище не принимало затрат от лиц малоимущих, имущие же вносили деньги. Такие школы открывались по принципу места жительства населения.
Екатерина II уделяла вниманию развитию духовного образования. С развитием данного образования, можно отметить появление «больших» и «малых» семинарий в разных городах Российском империи.
Впервые, правительство ставило задачу подготовку учительских кадров. С этой целью, из Петербургского главного народного училища стала выделяться Учительская семинария. Учителя готовились обучать в народных школах в старших и младших классах.
Многие дворяне возмущались тому, что им приходилось обучаться с низшими сословиями, что, как они считали, неприемлемо. Так, дворянское сословие создало «Вольный благородный пансион» при Московском университете, являвшийся платным, закрытым учебным заведением, которое предназначалось для детей только дворянского сословия.
Важную роль играли просветители второй половины УУШ века. К ним относились: И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, М.Е. Головин, Н.Г. Курганов. Они создавали труды для развития образования периода правления Екатерины II, где говорили о методах воспитания и обучения. Педагогические деятели давали рекомендации учителям «как обучать», какие использовать методы и средства обучения, предлагали свою систему наказаний и поощрений. Внимание уделяли личности учителя и тем качествам, которыми он должен владеть. Этими качествами являлись: миролюбие, порядочность, христианская добродетель, трудолюбие и многие другие. Просветителями были выделены новые методы обучения (метод вопрошения, наглядный метод и др.).
Таким образом, результатом образовательной реформы Екатерины II является начало становления общеобразовательных учреждений, появление первых женских образовательных учреждений, также образование получали низшие сословия. В проводимой реформе императрицы, можно выделить и минусы, так как многие идеи не были реализованы. Правительство стремилось ликвидировать частные учебные, но многие продолжали домашнее обучение. К тому же, существовала острая нехватка учебных пособий и материальных средств, чтобы полностью оснащать учебные заведения, некоторые из них создавались на средства народа.
В настоящее время продолжается реформирование российского образования, происходит поиск новых форм обучения и воспитания. Сейчас среди них распространены семинары, диспуты, игры, мастер-классы, конкурсы и другие. В образовательной реформе императрицы была создана классно-урочная система, которая используется на современном этапе обучения. Государство в лице Екатерины Великой показало, что именно оно вносит изменения в жизнь ее людей. Оно реализует и создает училища и школы для высших и нижних чинов.
В современном обучении главным является системно-деятельностный подход. Теперь ученики самостоятельно добывают знания, что отличается от ранее изученного материала, способом его получения. Ведь теперь обучающимся знания не преподносят на блюдечке, их «надо добыть».



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Опубликованные источники
2. Бецкой И.И. Генеральный план гимназий или государственных училищ// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. С. 213-220.
3. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. С. 150-152
4. Бецкой И.И. Новый устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. С. 179-189
5. Бецкой И.И. Устав народным училищам Российской империи// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. С. 235-248
3. Исследования по теме
6. Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века// Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. 1959. № 2
7. Бондарчук М.Г. «Вестник Коммунистической академии», 1933. №4. С. 37.
8. Воронов А.С. Ф.И. Янкович де Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II. Санкт-Петербруг.: Типография Эдуарда Праца, 1858. 168 с.
9. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М.: Товарищество, 1900. 587 с.
10. Гусарова М.Е. Политика Екатерины II в области образования: историко-правовой анализ (по материалам Полного собрания законов Российской империи// История государства и права. 2014. №4. С. 62-64.
11. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: «Владос», 1999. 432 с.
12. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти // Дмитриев М.А.
Московские элегии. М.: Московский рабочий, 1985. С. 141-302.- [Электронный ресурс]: Режим
доступа:http://az.lib.ru/d/dmitriew m a/text 0080.shtml
13. Жервэ Н.П., Строев В.Н. Исторический очерк 2 кадетского
корпуса 1712-1912 гг./ Под ред. Линдеберга А.К. Санкт-Петербург, 1912. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://www.ruscadet.ru/history/rkk 1701 1918/1883 1918/2kk/common/2-kk.htm
14. Журавлев В. Екатерина великая и ее реформы // Губернский деловой журнал. 2008. №6. С. 26-27
15. Земляная Т.Б., Павлычева О.Н. Развитие женского образования в XVIII веке, значение образовательной реформы Екатерины Великой //Журнал научно-педагогической информации. 2010. №10. С. 42-29
16. Ибнеева Г.В. Образовательная политика Екатерины в практике императорских путешествий // Вестник Тамбовского университета. 2017. №2. С. 89-97
17. Иощенко А.С. Педагогические воззрения Екатерины II: истоки и реализация// Вестник Тамбовского университета. 2010. №5. С. 53-57.
18. История педагогики и образования/ Под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. 512 с.
19. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА им. Ленина, 1990. 195 с.
20. Кизеветтер А.А. Императрица Екатерина II как законодательница// Исторические очерки. М.: Территория будущего, 2006.
21. Лаппо-Данилевский А.С. И.И. Бецкой и его система воспитания. Санкт-Петербург.: Академия наук, 1904. 61 с.
22. Львова А. Счастливый дар: О педагогической культуре Екатерины II// Нева. 2007. №1. С. 191-204.
23. Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Санкт-Петербург: Общественная польза, 1904. 278 с.
24. Миропольский С.И. Школа и государство. Обязательность обучения в России. Санкт-Петербург.: Типография А. Котомина, 1876. 262 с.
25. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М.: МГУ, 1994. 216 с.
26. Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 2./ Под ред. Б.А. Рыбакова. М.: МГУ, 1985. 384 с.
27. Очерки истории СССР. Россия во второй половине XVIIIB./под ред. А.И. Барановича, Б.Б. Кафенгауза. М.: Академия наук СССР, 1956.
28. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / под ред. М.Ф. Шабаевой. М.: «Педагогика», 1973. 605 с.
29. Рапацкая Л.А. Екатерина II и русские просветители// История художественной культуры России: От древних времен до конца XX века. М., 2008. 409 с.
30. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т.1. Санкт-Петербург: типография Александрова, 1912. 738 с.
31. Российское образование в лицах// Вестник образования России. 2002. Январь № 1. С. 3-6.
32. Семин В.П. Россия в послепетровское время «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II// Отечественная история: учебное пособие для вузов. М.: Академические Проект, 2008. 547 с.
33. Сергеева А.Д., Скворцова Е.М. Реформы народного просвещения Екатерины II и их отражение в современной системе образования // Наука и образование: Новое время. 2018. №3. С. 451-459.
34. Середа Н.В. Преобразования Екатерины II// Преподавание истории в школе. 2006. №4. С. 52-59.
35. Смагина Г.И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII в.// Вестник Российской Академии наук. 2000. №7. С. 635- 644.
36. Соловков И.А. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: «Педагогика», 1985. 479 с.
37. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II. М.: Экономика образования, 2012.- [Электронный ресурс]. Режимдоступа:https://narfu.ru/agtu/www.agtu.ru/fad08f5ab5ca9486942a52596ba6582elit.html.
38. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XV^^^. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. 255 с.
39. Толстой Д.А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. Санкт- Петербург.: Академия наук, 1886. 214 с.
40. Халюта О. Российское образование в лицах// Вестник образования России. 2002. №1. С. 3-6
41. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. 527 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ