ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «читательский интерес» 7
1.2. Особенности формирования читательского интереса у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности читательского интереса у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий формирования читательского
интереса у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Определение эффективности реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка старшего дошкольного возраста ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в ДОО возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Одной из составляющих общей культуры дошкольного образования является культура чтения, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя. Обращение к проблеме повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом факторов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и подростков; значительно сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей; происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации - аудиовизуальные; исчезает традиция семейного чтения. А между тем сензитивный период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и 3
интереса к книге, так как наделен такими чертами, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
ФГОС дошкольного образования [23] предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятий «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста»
В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) рассмотреть понятие «читательский интерес»;
2) уточнить особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) изучить исходный уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать содержание работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии:
1) организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной целью;
2) организации ООД, способствующей формированию интереса к чтению;
3) объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) был посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
П этап (сентябрь 2021 года) предполагал диагностику по выявлению уровней сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
W этап (январь 2022 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования. Различным аспектам восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста и изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович [7], З.А. Гриценко [5]. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, С.Д. Томилова [26].
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 5 г. Сердобска Пензенской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 наименование, и приложений.
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Ребёнка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.
В первой главе ВКР рассматривается вопрос формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Делается вывод, что читательский интерес - это активное положительное отношение ребёнка к чтению произведений, значимых и эмоционально привлекательных для него.
Компонентами читательского интереса являются: интеллектуальный, мотивационно-ценностный, регулятивный, интеллектуальный. Развитие у детей старшего дошкольного возраста читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, писателях и поэтах, жанрах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Мы предположили, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии: организации ООД и развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию интереса к чтению, объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Вторая глава ВКР включает анализ опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы осуществили диагностику уровня сформированности читательского интереса с учетом выделенных компонентов. В мотивационно¬ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте выявлялись: умение выразить своё отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах своё отношение читателя к книге, её содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной работы с дошкольниками по формированию читательского интереса.
Развитие читательского интереса на формирующем этапе у детей старшего дошкольного возраста происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Мы предусмотрели следующее:
- включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство дошкольников с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
- поэтапная работа с дошкольниками по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
- организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
- создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
После повторной диагностики результаты показали более значительную положительную динамику в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности проведённой работы с детьми в созданных педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
1. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление. // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2. - С. 163-168.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
3. Андреев О.А. Техника быстрого чтения. - М.: Книга, 1987. - 280 с.
4. Аскарова В.Я. Юный читатель и книга: проблемы культурного посредничества. // Библиотековедение. - 2004. - № 6. - С. 62-66.
5. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-20.
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
7. Гурович Л.М. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 128 с.
8. Демьянкова Т.Н. Развитие творческих способностей на уроках
литературного чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Foshsc3.by%2Fres centr%
9. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 368 с.
10. Ефимова С.Е. Формирование навыков чтения у дошкольников на
уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/509967
11. Калинкина Л.Н. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия произведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1 september.ru/articles/610400/
12. Колодезникова С.И. Особенности восприятия литературного произведения дошкольниками. // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. - С. 139-143.
13. Комарова О.В. Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий. // Современная практика модернизации образования: Материалы IV городской конференции 23 марта 2019 года. - Дубна: МБУ «Центр развития образования», 2019. - С. 27-41.
14. Короткова Н.В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка. // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 1. - С. 15.
15. Коробейникова Я.Ю. Формирование читательской
самостоятельности у детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZrae.ru/forum2012/265Z1174
16. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: ОНИКС 21 век, 2013. - 96 с.
17. Лурия А.И. Психология. - М., 2009. - 280 с.
18. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в детском саду. // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8 - С. 53-56.
19. Матвеева Е.И. Учим дошкольников понимать текст. - М.: ВАКО, 2007. - 150 с.
20. Матяш Н.В. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Вентана- Граф, 2004. - 112 с.
21. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность. - М.: Наука, 2010. - 182 с.
22. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у детей. // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-12.
23. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //legalacts .ru/doc/prikaz-
minobrnauki-rossii-ot-17102013-П-1155/
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии». - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
25. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче- Оол. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 248 с.
26. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребёнка дошкольного возраста как потенциального читателя [Электронный ресурс]. // Образование и наука. - 2009. - № 2(59). - С. 85-96. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-literaturnogo-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-kak-potentsialnogo-chitatelya
27. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999. - С. 325-337.
28. Хамидова М.О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. // Молодой учёный. - 2019. - № 9(247). - С. 207-209. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/247/56941/
29. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема [Электронный ресурс]. // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 7. - С. 76-79. - Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/a67/a67f4ab314689536c5b1b593f4c31726.pdf
30. Чудинова В.П. Читатели Российской государственной детской библиотеки. / В.П. Чудинова, Е.А. Колосова, Е.А. Армадерова, Л.Н. Косенко. - М., 2010. - 163 с.
31. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.