Педагогические условии формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «читательский интерес» 7
1.2. Особенности формирования читательского интереса у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности читательского интереса у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий формирования читательского
интереса у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Определение эффективности реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «читательский интерес» 7
1.2. Особенности формирования читательского интереса у детей
старшего дошкольного возраста 14
1.3. Характеристика педагогических условий формирования
читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности читательского интереса у
детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Апробация педагогических условий формирования читательского
интереса у детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Определение эффективности реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка старшего дошкольного возраста ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в ДОО возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Одной из составляющих общей культуры дошкольного образования является культура чтения, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя. Обращение к проблеме повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом факторов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и подростков; значительно сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей; происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации - аудиовизуальные; исчезает традиция семейного чтения. А между тем сензитивный период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и 3
интереса к книге, так как наделен такими чертами, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
ФГОС дошкольного образования [23] предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятий «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста»
В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) рассмотреть понятие «читательский интерес»;
2) уточнить особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) изучить исходный уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать содержание работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии:
1) организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной целью;
2) организации ООД, способствующей формированию интереса к чтению;
3) объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) был посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
П этап (сентябрь 2021 года) предполагал диагностику по выявлению уровней сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
W этап (январь 2022 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования. Различным аспектам восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста и изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович [7], З.А. Гриценко [5]. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, С.Д. Томилова [26].
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 5 г. Сердобска Пензенской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 наименование, и приложений.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Одной из составляющих общей культуры дошкольного образования является культура чтения, формирование которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого читателя. Обращение к проблеме повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом факторов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников и подростков; значительно сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей; происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации - аудиовизуальные; исчезает традиция семейного чтения. А между тем сензитивный период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и 3
интереса к книге, так как наделен такими чертами, как высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
ФГОС дошкольного образования [23] предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятий «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста»
В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальном обосновании педагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) рассмотреть понятие «читательский интерес»;
2) уточнить особенности формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) изучить исходный уровень сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать содержание работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) изучить эффективность проведённой работы и сделать соответствующие выводы.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы. Она состоит в предположении, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии:
1) организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с поставленной целью;
2) организации ООД, способствующей формированию интереса к чтению;
3) объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) был посвящён изучению и анализу литературы по теме исследования;
П этап (сентябрь 2021 года) предполагал диагностику по выявлению уровней сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь-декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
W этап (январь 2022 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, эксперименте, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы
воспитателей; педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования. Различным аспектам восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста и изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.В. Квятковского, Е.П. Крупника, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович [7], З.А. Гриценко [5]. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов исследовали М.М. Бахтин, Г.И. Богин, Л.Г. Жабицкая, О.Б. Коман, З.Н. Новлянская, С.Д. Томилова [26].
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада № 5 г. Сердобска Пензенской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 31 наименование, и приложений.
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Ребёнка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.
В первой главе ВКР рассматривается вопрос формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Делается вывод, что читательский интерес - это активное положительное отношение ребёнка к чтению произведений, значимых и эмоционально привлекательных для него.
Компонентами читательского интереса являются: интеллектуальный, мотивационно-ценностный, регулятивный, интеллектуальный. Развитие у детей старшего дошкольного возраста читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, писателях и поэтах, жанрах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Мы предположили, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии: организации ООД и развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию интереса к чтению, объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Вторая глава ВКР включает анализ опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы осуществили диагностику уровня сформированности читательского интереса с учетом выделенных компонентов. В мотивационно¬ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте выявлялись: умение выразить своё отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах своё отношение читателя к книге, её содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной работы с дошкольниками по формированию читательского интереса.
Развитие читательского интереса на формирующем этапе у детей старшего дошкольного возраста происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Мы предусмотрели следующее:
- включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство дошкольников с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
- поэтапная работа с дошкольниками по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
- организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
- создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
После повторной диагностики результаты показали более значительную положительную динамику в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности проведённой работы с детьми в созданных педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
В первой главе ВКР рассматривается вопрос формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Делается вывод, что читательский интерес - это активное положительное отношение ребёнка к чтению произведений, значимых и эмоционально привлекательных для него.
Компонентами читательского интереса являются: интеллектуальный, мотивационно-ценностный, регулятивный, интеллектуальный. Развитие у детей старшего дошкольного возраста читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, писателях и поэтах, жанрах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Мы предположили, что работа по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной при условии: организации ООД и развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию интереса к чтению, объединения в этой работе воспитателей и родителей.
Вторая глава ВКР включает анализ опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы осуществили диагностику уровня сформированности читательского интереса с учетом выделенных компонентов. В мотивационно¬ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте выявлялись: умение выразить своё отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах своё отношение читателя к книге, её содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной работы с дошкольниками по формированию читательского интереса.
Развитие читательского интереса на формирующем этапе у детей старшего дошкольного возраста происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Мы предусмотрели следующее:
- включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство дошкольников с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
- поэтапная работа с дошкольниками по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
- организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
- создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
После повторной диагностики результаты показали более значительную положительную динамику в формировании читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой, что свидетельствует об эффективности проведённой работы с детьми в созданных педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Методика формирования читательских интересов у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Лэпбук как средство развития читательского
интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Познавательная литература как средство развития читательского интереса у детей старшего дошкольного
возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями литературы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УГОЛКА КНИГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019



