Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ КПИ

Работа №15923

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие суицида и суицидального поведения
1.2 Причины и факторы риска развития суицидалыюго поведения
1.3 Возрастные особенности суицидального риска среди молодежи
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У СТУДЕНТОВ КПИ
2.1 Общая характеристика выборки и методов исследования
2.3 Рекомендации для профилактической работы по суицидальному риску в студенческой среде
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Актуальность темы исследования связана тем, что в последнее время саморазрушающее поведение захватывает все больше слоев населения. Особую проблему составляет тот факт, что наибольший процент самоубийств, приходится на подростково-юношескую возрастную группу, и Россия в этом аспекте является лидирующей среди всех стран мира[13].Об этом свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств, что связано с глубоким социально-экономическим и духовным кризисом в стране.
Основными проблемами суицидов и суицидальных попыток среди подростков, студентов и молодежи являются личностные, семейные, интерперсональные и макросоциальные факторы, влияющие на развитие суицидального поведения у детей и подростков. Поэтому рассмотрение суицидов в настоящее время актуальна, с каждым днем число суицидентов среди молодых людей увеличивается.
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 - 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка - это привлечение к себе внимания.
В число регионов, лидирующих по количеству суицидов, попали три сибирских - Алтай, Тува и Бурятия, где происходит 60 самоубийств на 100 тыс. жителей.Растет число детей, подростков и молодежи, имеющих эту тенденцию личности. Так, данные МВД РТ свидетельствуют за 2014-2015 г. о том , что суицидальные действия совершают дети с 11 лет, а к 17 годам их количество резко увеличивается. Данное обстоятельство требует анализа суицидального поведения и разработки стратегических мер с целью предупреждения самоубийств среди детей и молодежи.
При сравнении психического здоровья различных групп населения оказалось, что в отношении студенчества эта проблема наиболее актуальна.Это обусловлено ролью, которую играет данная социальная группа в обществе. Среди проблем, связанных с охраной здоровья студентов, значительное место занимают нервно-психические расстройства.
Также, многие исследователи видят причину аутоагрессивного поведения в увеличении употребления молодежью алкоголя и различных наркотических веществ, ПАВ и т.д. По данным ряда авторов уровни суицидов среди наркоманов и алкоголиков приблизительно одинаковы и составляют в среднем 7% пациентов с алкогольной или наркотической зависимостью. Напряженный темп жизни и учебы предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к возникновению стресса, психологическим и социальным конфликтам и, что сегодня особенно актуально, употреблению психоактивных веществ. В этой области проводятся широкие психопатологические, генетические и социально-психологические исследования.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить возникновения суицидального риска в студенческой среде. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Целью исследования явилось выявление распространенности суицидального риска в студенческой популяции, разработка рекомендаций для профилактики суицидального поведения.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты суицида как социально - психологического явления.
2. Рассмотреть причины и факторы риска развития суицидального поведения.
3. Определить возрастные особенности суицидального поведения.
4. Организация эмпирического исследования и выявление студентов с суицидальным риском.
5. Разработать рекомендации для студентов с повышенным суицидальным риском.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление аутоагрессии и невротических расстройств у студентов позволит выявлять суицидальные риски и оказывать эффективную психологическую помощь студентам.
Объектом исследования является суицидальный риск.
Предмет исследования: суицидальный риск у студентов КПИ.
Базой исследования является Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета.
Выборку составили 72 студента. Исследование проводилось среди студентов ПЫУ курса.
Теоретико-методологические основы исследования: изучены работы таких ученых как Эмиля Дюркгейм, П. Ф. Булацеля, М. Губский, А. В. Лихачёв, Н. Мухина, П. Ольхина, Л. К. Шейниса, а в наше время - исследования А. Г. Амбрумовой, Л. Л. Бергельсона, И. Б. Дермановой, Т. А. Донских, Ц. П. Короленко, С. Г. Смидович, В. А. Тихоненко, Е. М. Вроно, Э. Фурман, И. А. Степанова, Ю. И. Полищук, Е. Т. Соколовой.
В Республике Тыва риск суицида был исследован Н.Б. Семеновой и В.Т. Манчуком.Ими изучались причины и факторы риска суицидального и саморазрушающего поведения коренного населения Республики Тува. Выделены три группы факторов. В первую группу вошли культуральные, этно-политические и социально-экономические факторы риска.
Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктен-оол С.Мизучали и выделили факторы суицидального риска.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, тестирование, методы математической статистики с использованием корреляционного анализа.
2) Эмпирические методы: Личностный опросник агрессивности Басса- Дарки, клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
3) Методы обработки данных методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов (Т- критерий Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для профилактических мер по суициду в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную помощь подросткам с суицидальным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами педагогических высших и средних учебных заведений.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного
университета,посвященный Году гостеприимства в республике Тыва в 2016 году в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «студенческая весна».
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР работа состоит из содержания, введения, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части были изучены теоретические основы суицидального риска как социально - психологическое явление:понятие суицида и суицидального поведения; причины и факторы риска развития суицидального поведения; возрастные особенности суицидального риска.
В эмпирической части с целью исследования степени угрозы суицида у студентов КПИ и для подтверждения гипотезы было проведено исследование с помощью следующих методик:
1) . Личностный опросник агрессивности Басса - Дарки;
2) . Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделеевич).
В результате которого, получили следующие результаты::
По первой методике - уровень физической агрессии средний - 22,8%. Молодые люди не стремятся к использованию физической силы против другого лица. Шестнадцать учащихся -22,8% имеют средний уровень физической агрессии, семнадцать - 24,4% имеют низкий уровень и тридцать семь - 52,8% высокий.
Уровень вербальной агрессии в общем - средний 31,4%. Двадцать два обучающихся имеют средний уровень вербальной агрессии -31,4% т.е. выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятье, ругань). Пятнадцать - низкий уровень вербальной агрессии - 21,4% и тридцать три - 47,1% высокий уровень вербальной агрессии.
Уровень враждебности достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у 24 студентов - 34,3%. Уровень враждебности выше среднего у 29 обучающихся - 41,4% и у - 24,3% обучающихся индекс враждебности в норме.
По второй методике ярко выражены шкалы пятая шкала: обессивно- фобических нарушений характеризуется следующими показателями: 30% - здоровья, при этом человек демонстрирует адекватное отношение к своему психическому состоянию, 53,3% - болезни, данным испытуемым свойственна демонстрация тревожной мнительности в отношение нереальных опасной и неудач, 16,7% - средние показатели.
Диаграмма показывает, что по 1 шкале тревоги имеют 33,3% высокие показатели, что свидетельствует о здоровье, нормальном самочувствии, 50% имеют по данной шкале низкие результаты, что говорит о болезненном состоянии, хронической тревожности по любому поводу, люди ведут себя беспокойно, делают много лишнего, необдуманного. 16,7% по данной шкале имеют средние показатели, что говорит о нормальном функционировании человека, тревожность ему не доставляет особых хлопот.
По 2 шкале невротической депрессии 23,3% исследуемых имеют показатели здоровья, этот показатель характеризует их как приспособленных людей, жизненные трудности для которых не являются травматическими факторами и не способствуют возникновению депрессии. 53,4% имеют по данной шкале показатели болезни, такие люди склонны копаться в себе, воспринимать мир в сером цвете, преувеличивать жизненные трудности, депрессия для них может выступать защитным механизмом. 23,3% имеют средние показатели по шкале невротической депрессии.
Таким образом, уровень агрессии, враждебности у большинства студентов достигает высокие уровни, а также невротическое состояние респондентов по 3 шкалам, как тревога, невротическая депрессия, обессивно - фоббические нарушения показывают высокие показатели.
Для подтверждения гипотезы использовали т- критерий Стьюдента. Критерий достигает уровня статистической значимости при р=0,01 (значимая корреляция). Отсюда можем сделать вывод о том, что установлено наличие достоверной связи между показателями и гипотеза о том, что своевременное выявление аутоагрессии и невротических расстройств у студентов позволит выявлять суицидальное риски и оказание своевременной помощи студентам подтверждено.



1. Бендас, Т.В. Гендерная психология // учебное пособие / Т.В. Бендас - СПб.: Питер, 2011- С. 331.
2. Вгдин , Ю.Р . Aвитетьнaя активисты, . /Ю.Р . . - Пррмь , 2001 . - 292
3. Bадильeвв, О. С . Осознндие смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков // Журн. практ. Психоло - га. - 2000. - № 10/11. - С. 103-107.
4. Войцех, В.Ф. К проблеме суицидального поведения. / В.Ф. Войцех. // Матер.13 съезда психиатров России-М., 2000 г. - С. 312-313.
5. Войцех, В.Ф. К проблеме деструктивного поведения молодежи и методам профилактики // Проблемы современной молодежи. / В.Ф. Войцех- Всероссийскконф., СПб. - 2002г. - С. 25-26.
6. Войцех, В. Ф. Клиническая суицидология. / В.Ф. Войцех. - М/Миклош, 2008. - 280 е.
7. Воликова, С.В., Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Взлидизация опросника детской депрессии М. Ковак // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 121-132.
8. Воликова, С.В., Галкина А.М., Холмогорова А.Б. Родительский Перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. -с, 22--2.
9. Воликова, С.В., Холмогорова А.Б. Проявления эмоциональной дезадаптации у школьников из различных социальных групп // Другое детство. Сб. научных статей / Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина, И.А. Корепанова (ред.) М. - 2009. - С. 108-118.
10. Гольдштейн, Р. И. Причины смертности больных алкоголизмом // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. / Р.И. Гольдштейн, 2004 г., № 85 (8).- С. 1235-1238.
11. Гусева, М. В. Эпидемиологический анализ и медикопсихологические особенности самоубийств населения мегаполиса (на примере Москвы) // автореф. дис... канд. мед.наук. / М.В. Гусева- СПб., 2005г.- 20 с.
12. Ефремов, В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов. - СПб.: Диалект - 2004г. -479с.
13. Ефремов, В.С., Точилин В.А. Депрессия и суицид // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. Материалы конференции. / В.С. Ефремов- СПб., 2000. - С.158-162.
14. Зарецкий, В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростков с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?: учебное пособие. - М. : ФОРУМ, 2011. - 208 с.
15. Змановская, Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы // учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников - СПб.: Питер, 2014.- С. 139.
16. Каргин, А.М., Холмогорова А.Б., Войцех В.Ф. Личностные факторы суицидального поведения у пациентов кризисного стационара, совершивших суицидальные попытки // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - № 4. - С. 15-20.
17. Карманов, М.В. Демографическая статистика // учебник / М.В. Карманов. - М.: КноРус, 2011- С. 229.
18. Краснова, В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование Р8 У1ЕJ. 1т1. - 2011. - № 1.
19. Кондрашенко, В.Т. Суицидальное поведение [Текст] // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок- Минск: Харвест, 2000. - 480 с.
20. Конотопов, М.В. Научно - аналитический журнал «Инновации и инвестиции» // материалы, статьи / М.В. Конотопов - М.: Русайнс, 2014.- С.139.
21. Костюкевич, В.П.Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога [Текст] / В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер. - М., 2003. - 236 с.
22. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс // краткий курс / Б.А. Исаев - СПб.: Питер, 2011- С. 83.
23. Малкина - Пых, И.Г. Экстремальные ситуации [Текст] / И.Г. Малкина - Пых. - Москва: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
24. Мелихова, А. Мышь черная, белая... или профилактика суицида//Учительская газета. - 2009.- №28,29 - С. 18.
25. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений Удмуртской Республики» [Текст] / Под ред. Т.П. Кузьминой. - Ижевск: АОУ «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», 2012. - 24 с.
26. Моховиков, А.Н. Суицидология: прошлое и настоящее [Текст] / А.Н. Моховиков. - Москва: ООО «Когито-Центр», 2013. - 569 с.
27. Моховиков, А.Н. Телефонное консультирование [Текст] / А.Н. Моховиков. - Москва: Изд-во Смысл, 2001. - 496 с.
28. Мягков, А. Ю., Журавлева И. В., Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы // Социол. журн., 2003 г., № 1. - С. 15-19.
29. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире [Текст] / Под ред. Э.Г. Круга и др. / Пер. с англ. - Москва: Издательство «Весь Мир», 2003. - 376 с.
30. Никитина, И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010 г. - № 1. - С. 80-85.
31. Образовательная программа по депрессивным расстройствам (редакция 2008 г.) Том 2. Популяционные группы и профилактика суицида. Перевод на русский язык выполнен в Московском НИИ Психиатрии под редакцией профессора В. Н. Краснова. Москва — 2010. - 386 с.
32. Овчинников, Б.В., Костюк Г.П. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья // учебное пособие / Б.В. Овчинников, Г.П. Костюк - М.: Спецлит, 2015- С. 11.
33. Организация Здравоохранения (ВОЗ), Одесский Национальный Университет им. И.И.Мечникова. - Одесса, 2007. - 25 с.
34. Павленюк, П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы // учебное пособие, 10-е изд., испр. И доп. / П.Д. Павленюк- М.: Дашков и К, 2011 - С. 454.
35. Павлова, Т.С, , Холмогорова А. Б . Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 1. - С. 29-43/
36. Павлова, Т.С,, Холмогорова А.Б . Семейные факторы социальной тревожности у детей дошкольного возраста // Дефектология - 2010. - № 6. - С. 66-75.
37. Петрова, Т.Э. Работа с подростками и молодежью в трудной жизненной ситуации // учебное пособие / Т.Э. Петрова- М.: Русайнс, 2016- С. 33.
38. Платонов , ЮЛ . Психолого- социалыая работа в современном обществе: проблемы и решения // сборник материалов медународных научно - практических конференций / Ю.П. Платонов - СПб.: Институт психологии и социальной работы, 2015- С. 206.
39. Положий Б.С., Л.Ы. Куулар, С.М. Дуктен-оол ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНАХ СО СВЕРХВЫСОКОЙ ЧАСТОТОЙ САМОУБИЙСТВ (на примере Республики Тыва) // Статья - Суицидология, 2014.- № 1 (14).- С. 13-21.
40. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов [Текст] / Под ред. Х.М. Бертолоте / Всемирная организация здравоохранения. - Женева, 2006. - 31 с.
41. Профилактик а суциддального пввддеиия срдди детей, пддросткв в июношества (для родителей, педагогов). Методические рекомендлции [Текст] / Сост. Тарасова Н.Н. - Петрозаводск: ГОУ РК «Центр диагностики и КОНСУЛЬТИРОВКНИЯ», 2010. - 18 с.
42. Ромек, В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь вкризисныхситуациях [Текст] / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 256 с.
43. Российская, Е.Р., Галяшина Е.И. Материалы 3-й Международной научно - практической конференции // материалы конференции / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина - М.: Проспект, 2011- С. 615.
44. Саратовский научно-медицинский журнал. Факторы риска развития суицидального поведения. Выпуск № 2. Том 8, 2012 - С. 191-204.
45. Смертность российских подростков от самоубийств [Текст] / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). - М.: ООО «Бэст-принт», 2011. - 132 с.
46. Смулевич , А.В. Депрсссии при соматических и психических заболеваниях. / А.Б. Смулевич. - М. : Мед. Информ. Агентство, 2007г.
47. Cyицидосгсия : учббное потоие / И.Л. Шелехвв, Т.В.Каштанова, А.Н. Корнетов, Е.С. Толстолес. - Томск: Сибирский государственный ме-дицинский университет, 2011. - 203 с.
48. Трггубо, , Л . Эстетике самоубийства. / Л . Трггубвв,Ю . Ваиин . - М.: Инфра, 2003. 90с.
49. Хниянн, Э . Дж. Уяесиаloать <^т])еры самореууляции у аддикиивных больных: оомможные методы есенияя // Псхсесасия и есениее звкисамасo поведения / под ред. С. Даулинга. - М.: Класс, 2000. - 420 с.
50. Холмгоороаа, А.В . Иногеpттивняя пcиxoтepепия paсаеpoйаве аффективного спектра. - М.: Медиапрактика, 2011. - 480 с.
51. Mеамoгемввa, А.Б ., Барнини Н.Г ., ГеpпIсoа а Д.А ., Mелбиик А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. - 2009. - № 3. - С. 101-110.
52. Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москва М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 16-26.
53. Xoлмасopoаa, А.Н., Евлашкина Н.М . СОЦИЛЬБИЯЯ ситуация развития и динамика аеосссебсасo сводобиия у сдесoассв в с оекибабдым мводдбидам. // Дефектология. - 2011 - № 2. - С. 71-81.
54. Mеамoгемввa, А.Б., м^новаа Н.С. Kамллскбнaя мддлль интерперсональных отношений как теоретическая основа для их изучения у
55. Уманский, М. С. Суицидальное поведение и характеристика больных алкоголизмом позднего возраста // автореф. дис. . канд. мед. наук/ М.С. Уманский- Томск, 2007 г. - 22 с.
56. Усов, М.Г. Ранняя диагностики терапия депрессий - важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков./ М.Г. Усов. М.: Наука, 2006.¬298с.
57. Фоминова, Г. Я не хочу умереть за большую любовь!//Московский комсомолец.- 2007.- 4 февраля. - С. 6.
58. Чирко, В.В. Закономерности течения и исходов наркоманий и токсикоманий, начавшихся в молодом возрасте (в свете отдаленного катамнеза) // автореф. дис. ... док-рамед.наук. / В.В. Чирко, М., 2001.- 33 с.
59. Шелехов, И. Л.Суицидология: учебное пособие / И. Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. - 203 с.
60. Шульга, А. И., Сонник Г.Т. О суицидальных действиях психически больных // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. / А.И. Шульга, Г.Т. Сонник, 1986 г., № 8. -С. 1216-1217.
61. Шнейдман, Э. Десять общих черт самоубийств и их значение для пси-хотерапии [Текст] // Суицидология: прошлое и настоящее / Сост. А.Н. Моховиков. - Москва: ООО «Когито-Центр», 2001. - 569 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ