Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГРАХ

Работа №159220

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ИГР 7
1.1. Национальное самосознание как объект научного исследования 7
1.2. Особенности национального самосознания в дошкольном
возрасте 18
1.3. Национальные игры как средство формирования национального
самосознания старших дошкольников 26
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО
САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР 42
2.1. Паспорт проекта 42
2.2. Содержание проекта 43
2.3. Конспект занятий 48
Выводы по Главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

Изучение самосознания человека является фундаментальной проблемой психологической науки. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой общей теории личности. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных работ, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович)
, его структура (У. Джемс, К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Эриксон, В.В. Столин) , эмоционально-ценностные характеристики самосознания (В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова) и другие аспекты.
Большое внимание в научной литературе уделяется и проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности. Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии .
На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и раннего формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Ведь высокий уровень развития национального самосознания всегда определяет доброжелательное, доверительное отношение к людям другой этнической принадлежности. И напротив, несформированность национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия.
К сожалению, приходится констатировать, что в научной литературе почти нет работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются лишь единичные публикации (А.П. Оконешникова, И.А. Снежкова, Г.В. Залевский) , в которых рассматриваются вопросы этнических стереотипов у детей, возрастные особенности национального самосознания школьников, межэтническое восприятие и понимание подростками друг друга. Есть также научно - методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания (отношение детей к Родине и родному краю, понимание ими национальной символики и т.д.), но целостная картина его формирования и возрастной динамики в этих работах не прослеживается.
Особенно мало внимания в работах по вопросам развития национального самосознания уделяется старшему дошкольному возрасту. Между тем, этот возраст, как известно, представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания, а также интенсивно формируется самосознание ребенка. Именно в старшем дошкольном возрасте воспитание детей с позиций национальных духовно - нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.
Для реализации национально-регионального компонента
государственного образовательного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей.
Многие дошкольные учреждения страны осуществляют эту работу, но работают практически на интуитивном уровне, так как в области дошкольного образования нет достаточного научно-методического обеспечения. В связи с этим, для формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста необходимо, на наш взгляд, разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Таким образом, существует противоречие между потребностью общества и государства в формировании национального самосознания у детей дошкольного возраста и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое исследование проблематики формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством национальных игр, а также разработка программы формирования национального самосознания старших дошкольников, позволило прийти к следующим выводам.
Целью данного диссертационного исследования являлось разработка программы формирования национального самосознания старших дошкольников при помощи национальных игр. Для достижения вышеизложенной цели нами была выдвинута проектная идея: мы предполагаем, что специальная программа с включением национальных игр будет способствовать формированию национального самосознания старших дошкольников, если в нее включены национальные игры такие как «Бирюльки», «Национальная тряпичная кукла», «Хоровод», «Горелки», «Кила», направленные на формирование представлений о русской национальной культуре (образов ремесел и быта, добра и трудолюбия, символов общности и единения народа, смелости и ловкости, силы и созидания и др.) и ценностного позитивного отношения к ней.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий реализовать проектную идею. Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме национального самосознания.
Национальное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания личности и имеет сложную структуру, включающую взимосвязанные между собой когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Национальное самосознание представлено также содержательными компонентами, к которым относятся: национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, общность территории, государственная общность, культурные ценности. Уровень развития национального самосознания предопределяет степень этнической толерантности и этнического самоуважения индивидуума.
2. Рассмотрены этапы развития национального самосознания, а также особенности национального самосознания в старшем дошкольном возрасте.
Анализ психологической литературы позволил выделить в развитии национального самосознания личности ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека. При этом, каждая стадия в развитии национального самосознания обусловлена не только тем насколько развита у конкретного индивидуума психика и личность, а также тем, как шло развитие национального самосознания на предыдущих стадиях.
В старшем дошкольном возрасте одновременно с интенсивным развитием самосознания, происходит формирование у ребенка предпосылок гражданских качеств, развивается способность к пониманию другого вне зависимости от его происхождения, общественного статуса, этнической принадлежности, языка и вероисповедания. Также именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется уважение к представителям других национальностей. Национальное самосознание детей старшего дошкольного возраста находится в стадии активного становления. В старшем дошкольном возрасте происходит первичная «закладка» следующих фундаментальных компонентов национального самосознания: национальная идентификация, национальные стереотипы, культурные ценности .
3. Рассмотрен потенциал национальных игр как средства формирования национального самосознания у старших дошкольников.
Проанализировав теоретические исследования и практические разработки по проблеме формирования национального самосознания старших дошкольников средствами национальной игры, мы пришли к следующему выводу: национальная игра рассматривалась учеными как средство физического, нравственного, эстетического воспитания, но ее потенциал не использовался в привитии детям любви к Родине и не был предметом специального исследования. Поэтому основной задачей нашего исследования - раскрыть потенциал национальных игр как средства формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста.
4. С целью расширения научно-методического обеспечения по вопросу формирования национального самосознания у старших дошкольников была разработана формирующая программа, направленная на формирование национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством национальных игр.
...


1. Акопов Г.В., Бакшутова Е.В., Белкин А.И. Социальная психология религиозного (конфессионального) этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России // Порто- принт. 2016. С. 419.
2. Акулинина И.А. Особенности формирования этнокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №7.
3. Антилогова Л. Н., Караваев А. Ф. Этническая психология: учебное пособие. Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. 167 с.
4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Мукомель В.И. Русские: этносоциологические исследования. Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М.: Наука, 2011. 189 с.
5. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. М.: Академия Естествознания, 2012. 399 с.
6. Баймурзина В.И. Общая этнопедагогика: методология, теория, практика. СПБ: Социально-гуманитарное знание, 2016. 438 [1] с.
7. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2000. С. 602­612.
8. Барканова О. В. Национальное самосознание личности: Дис. ... канд.психол.наук. Красноярск, 2015. 197 с.
9. Барканова О. В. Национальное самосознание личности: Монография. канд.психол.наук. Красноярск, 2015. 55 с.
10. Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии. СПБ.: Специальная литература, 1997. 258 с.
11. Бердяев Н. Судьба России. М.: 1990. 346 с.
12. Бочарова Е. Е. Этнопсихология субъективного благополучия молодёжи // Е. Е. Бочарова; Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов: Изд-в Саратовского университета, 2015. С. 173.
13. Бочарова Е.Е. Этнопсихология субъективного благополучия молодёжи // Саратов:, 2015. С. 173.
14. Брандт З.В. Этнотекст как способ социальной коммуникации и репрезентации этничности. М.: 2015. С. 209.
15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: 1983.
... всего 83 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ