Введение 3
Глава 1. Когнитивный подход в формировании стратегий при обучении иностранному языку 6
1.1. Основные понятия когнитивной науки 6
1.2. Речь как когнитивная функция 9
1.3. Соотношение мышления и речи 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2.Овладение учащимся иностранным языком в общеобразовательной школе 19
2.1. Формирование когнитивных стратегий освоения иностранного языка... 19
2.2. Различия в изучении родного и иностранного языков 21
2.3. Когнитивные стратегии в освоении иностранного языка (на примере
английского языка) 26
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список литературы
В современных условиях жизни иностранный язык необходим для успешного карьерного роста, путешествий, социализации в жизни. Знание иностранных языков востребовано и необходимо для передачи информации среди людей всего земного шара. Все это знают и хорошо понимают. Однако в нашей стране встречается довольно большое количество выпускников общеобразовательных школ, изучавших иностранный язык в течение длительного времени, но не способных построить речевые высказывания элементарного уровня средствами иностранного языка.
Среди причин можно отметить отсутствие волевых качеств учащегося, таких как трудолюбие, плохую память, а также отсутствие его заинтересованности к изучению иностранного языка в целом. Последнее неудивительно, поскольку среди учителей современных школ довольно часто встречаются ценители классических методов преподавания иностранных языков, которые не вполне соответствуют современным стандартам. В ФГОСе же указывается: «Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включая освоенные обучающимися понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.»
Совершенно справедливо поэтому, что внедрение новых технологий и изменения в ментальном развитии людей не приемлют изучение лишь грамматических правил и перевод текстов. Урок иностранного языка, который ведётся практически полностью на родном языке, не эффективен и не интересен. Изучение иностранных языков - процесс долгий и непростой, занимающий много времени и сил, поэтому учителю необходимо использовать современные инновационные и креативные технологии для того, чтобы процесс изучения иностранного языка (в который входит также изучение культуры и истории страны изучаемого языка), не был простой передачей знания. Важно формировать у учащихся представление о системе языка, развивать умение использовать эту систему в речи.
Перед преподавателями иностранных языков стоит задача не только снабжать обучающихся знаниями и формировать речевые умения. Одним из важнейших признаков продуктивного обучения становится овладение способами образовательной деятельности, т. е. умение самостоятельно осваивать иностранный язык и иноязычную культуру. Необходимость формирования и развития у студентов способов усвоения знаний и выработки навыков, повышающих их автономность, посредством применения когнитивных стратегий в обучении определяет актуальность данной работы.
Цель исследования - определить способы формирования когнитивных стратегий и их реализацию в процессе обучения иностранному языку...
Когнитивный принцип в обучении иностранному языку, с одной стороны, базируется на солидных научных основаниях, с другой стороны, он постоянно требует подтверждения разработанных и проверенных доктрин. Данный подход заставляет постоянно помнить о том, что ничего в процессе обучения нельзя предвидеть абсолютно точно. Однако знание учителем закономерностей процесса познания даёт ощущение уверенности в своих силах, позволяет моделировать учебный процесс. Обучение оптимальным познавательным стратегиям ведёт в конечном итоге к более быстрому достижению обучаемым самостоятельности, созданию ситуации успеха в обучении, развитию способностей ученика.
Язык, являясь исторически сложившейся формой познания, накопил в себе богатейший опыт изучения нового знания, его передачи последующим поколениям и обладает множеством способов накопления информации и знаний. Кроме того, язык -мощнейшее средство формирования мышления личности на любом этапе познания.Он открывает новые возможности учащегося как в когнитивном, так и в коммуникативном плане. При этом оба плана существуют не параллельно, а активно взаимодействуют между собой. Когнитивные педагогические приёмы тренируют ученика в рефлексии, размышлениях по поводу своих действий. Задумываться над тем, что делаешь - самая лучшая стратегия. Обучение познавательным стратегиям очень важно, но не самодостаточно. Оно должно быть подчинено выполнению коммуникативных задач...
1. Английский в фокусе: учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений / Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2005. - 136 с.
2. Английский в фокусе: учеб. для 7 кл. общеобразоват.учреждений / Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2005. - 136 с.
3. Английский в фокусе: учеб. для 8 кл. общеобразоват.учреждений / Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2005. - 136 с.
4. Английский в фокусе: учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2010. - 216 с.
5. Английский в фокусе: учеб. для 5 кл. общеобразоват.учреждений / Ю.Е.Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2012. - 164 с.
6. Английский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф :PearsonEducationLimited, 2012. - 80 с.
7. Английский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф : Pearson Education Limited,
2012. - 80 с.
8. Английский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited,
2013. - 96 с.
9. Английский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд; под ред. проф. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2013. - 96 с.
10. БеляевскаяЕ. Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структуры представления знанийв языке. - М.: 1994. - С. 88-96.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Издательство "Лабиринт", 1999. - 352 с.
12. ГоловинБ.Н. Введение в языкознание: Учеб.пособие для студентов филол. спец. вузов- 4-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 1983. - 231 с.
13. Гардок Е.В. Дидактический сборник по русскому языку для 7
класса: упражнения, тесты [Электронный ресурс].иРЕ:
https://doc4web.ru/russkiv-vazik/didakticheskiv-sbornik-po-russkomu-vaziku- dlya-klassa.html(дата обращения: 04.05.2018).
14. Гриднева Г.И. Когнитивные принципы обучения на уроках
английского языкатесты [Электронный
ресурс]. URL: https ://multiurok.ru/files/ko ghnitivnyi-printsip-obuchieniia-na- urokakh-anghl.html (дата обращения: 02.05.2018).
15. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: Учебник. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. -382с...38