Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ

Работа №15920

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
820
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Понятие «эмпатия» в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Виды и функции эмпатии
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛАХ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов диагностики эмпатии у сельских и городских подростков
3.3. Практические рекомендации по развитию эмпатии у подростков
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует много научных трудов о возникновении понятия «эмпатия», какой смысл в него вкладывают, но проникнуть в суть этого феномена, в сущность явления пока остается одной из основных проблем в психологии. Психологическая наука пытается разрешить эту проблему в настоящее время.
В современной психологии существует несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция.
В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим, и телесно - чувственно проживать его воспринимаемые, воображаемые формы и предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философов (Е.Я. Басин, Е.В. Борисов, А.Дж. Ветлизен, О.Ю. Кубанова, Р.А. Маккрил, Х. Питер Стивс, М. Савицки, Д.В. Смит, В.П. Филатов, Ю.М. Шилков). Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы.
Тезис Т.П. Гавриловой о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [5].
Эмпатия рассматривается как продукт социализации личности и формируется во взаимодействии аффективных, когнитивных и действенных компонентов.
Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.
Целью исследования является изучение особенностей проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих
задач:
- рассмотреть теоретические подходы к изучению эмпатии подростков;
- определить понятие «эмпатия» в психолого-педагогической литературе;
- изучить особенности проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ;
- провести сравнительный анализ показателей эмпатии у подростков сельских и городских школ;
- разработать рекомендации родителям по формированию и развитию эмпатии у подростков.
Объектом исследования выступает эмпатия в подростковом возрасте.
Предметом исследования выступают особенности проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что особенности проявления эмпатии у подростков сельской школы более развиты, чем у подростков городской школы.
База исследования: МБОУ СОШ № 1 пгт. Каа-Хем, МБОУ СОШ №1 г.Кызыла. В исследовании принимали участие учащиеся 7-8 классов в количестве 60 человек. Возраст учащихся, принимавших участие в исследовании, составляет 13-14 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические и экспериментальные исследования проблемы эмпатии И.М. Юсупова, В.В. Бойко, Т.П. Гавриловой, К.Р. Рождерса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут применяться в работе педагогов-психологов, педагогов общеобразовательных школ. А также может выступать как методическое руководство по формированию и развитию эмпатии у подростков, и может применяться в воспитательных целях родителями.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирические (тестирование по методикам «Тест эмпатийного потенциала» И.М. Юсупова, «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко);
- статистические методы: t-критерий Стьюдента.
Апробация дипломной работы:прошла на ежегодно-практической конференции студентов Тувинского Государственного Университета, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва в 2016 году и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существует много различных определений понятия «эмпатия». Но нам наиболее близка определение о том, что эмпатия - это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Эмпатия имеет 2 формы: сочувствие и сопереживание. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении.
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №1 пгт. Каа-Хем и МБОУ СОШ №1 г. Кызыла Республики Тыва. В исследовании принимали участие 60 подростков, учащиеся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. 30 из них - сельские, 30-городские.
Целью исследования является изучение особенностей проявления эмпатии у подростков сельских и городских школ.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что особенности проявления эмпатии у подростков сельской школы более развиты, чем у подростков городской школы.
Для выявления сформированности эмпатии, а также особенностей проявления эмпатии у подростков применяли методики «Тест эмпатийного потенциала» И.М. Юсупова и «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко.
По результатам первой методики выявились у городских подростков показатели эмпатийного потенциала ниже, чем у сельских подростков. Очень высокий уровень у 10% (3 человек) подростков городской школы и 20% (6 человек) подростков сельской школы. Высокий уровень у 23% - 7 городских подростков, а у сельских высокий уровень выявлен у 30% - 9 подростков. Средние показатели выражены у 37% (11) подростков города и 40% (12) подростков сельской школы. Низкий уровень выявлен среди 17% (5) городских подростков и у 6% (2) сельских подростков. А очень низкий эмпатийный потенциал у 13% (4) городских подростков и у 4% (1) сельских подростков.
Результаты второй методики: высокий уровень эмпатии наблюдается у 17% - 5 подростков из городской выборки и у 30% - 9 подростков сельской выборки. Средний уровень эмпатии у 43% - 13 городских подростков, а у сельских 47% - 14 подростков. Заниженный уровень у 27% - 8 городских подростков и у 20% - 6 сельских подростков. Очень низкий уровень у 13% - 4 испытуемых из городской школы и у 3% - 1 испытуемого из сельской школы.
Для проверки гипотезы использовали 1-критерий Стьюдента. Исходя из статистических данных, можем сделать вывод о том, что не установлено наличие достоверной связи между показателями. Поэтому, предположение о том, что особенности проявления эмпатии у подростков сельской школы более развиты, чем у подростков городской школы не подтвердилась. Поэтому отсюда можем сделать вывод о том, что подростки из городской и сельской школ умеют сопереживать другим, умеют слушать и слышать друзей, у них одинаково развиты чувства эмпатии.


1. Автушенко, И.А. Сценическая речь и эмоциональный слух // учебное пособие / И.А. Автушенко- М.: Редакционно-издательский отдел ВГИК 2012 год • 121 С.
2. Айви, А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия // Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся проблемами психологического консультирования и психотерапии / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк- Даунинг - М.: 2000.- 487 с.
3. Айзенк, Г.Ю. Структура личности // Книга (аналит. описание) / Г.Ю. Айзенк - СПб.: Питер, 2000 - с. 256.
4. Анастази, А., Урбина С. Психологическое тестирование // Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007- с. 187.
5. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта // учебник / И.Н. Андреева- СПб.: БХВ- Петербург, 2016. - С. 52.
6. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. // Уч- метод, пособие / А.Г. Асмолов- М.: Изд-во МГУ, 1986 - 96с.
7. Бажданова, Ю.В. Этика и психология деловых отношений // хрестоматия онлайн / Ю.В. Баданова- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 463 с.
8. Балинт, М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии // Книга / М. Балинт - М.: Когнито- Центр, 2002 - 256 с.
9. Белинская, А.Б. Конфликтология в социальной работе // учебное пособие / А.Б. Белинская - М.: Дашков и К, 2015- С. 102.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других // книга / В.В. Бойко - М., 2004 - с. 381.
11. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии // учебное пособие / Н.В. Бордовская - М.: КноРус, 2011- С. 364.
12. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика // Учебник для вузов / Л.Ф.Бурлачук - СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
13. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия // Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук - СПб.: Питер, 2010. - 466 с.
14. Василькова, А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения - 2000: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2000. - С.174 - 175.
15. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика // учебное пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: КноРус, 2015- С. 99.
16. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» // Учеб.пособие / И.В.
Вачков - М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004, с. 254.
17. Вилюнас, В. К. Психология эмоций // уч. пос. / В.К. Вилюнас - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. // Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: ЧеРо, 2008- 352 с.
19. Горбунова, М.Ю. Социальная психология // учебное пособие / М.Ю. Горбунова.- М.: Владос, 2011.- С. 71.
20. Гуревич, П.С. Психология личности // учебное пособие / П.С.Гуревич - М.: Юнити- Дана, 2012- 1126 с.
21. Дружинин, В.Н. Психология // учебник для гуманитарных вузов / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2011- С. 366.
22. Душкина, М.К. РК и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология // учебное пособие / М.К. Душкова
- СПб.: Питер, 2014- С. 407.
23. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // учебно-методич. пособие/ Н.С. Ежкова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010г.- 128 с.
24. Ермаков, В.А. Психология и педагогика // учебное пособие / В.А. Ермаков
- М.: Евразийский открытый институт, 2014- С. 105.
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства // учебное пособие. 2-е изд. / Е.П. Ильин- СПб.: Питер- С.392.
26. Ильин, Е.П. Мотивация и // учебное пособие. 2-е изд. / Е.П. Ильин- СПб.: Питер- С.220.
27. Ильин, Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности / Е.П. Ильин, В.Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - Вып. 5.
28. Измайлова, М.А. Психология рекламной деятельности // учебник. 3-е изд. / М.А. Измайлова- М.: Дашков и К, 2011- С. 210.
29. Ипполитова, Н.А. Риторика / учебник / Н.А. Ипполитова- М.: Проспект, 2010.- с. 447.
30. Кравченко, А.И. Психология и педагогика // Книга / А.И. Кравченко. - М.: Проспект - 2011.- С. 161.
31. Кравченко, А.И. Общая псиология // учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Проспект - 2011.- С. 278.
32. Крайг, Г. Психология развития // книга пер. с англ. / Г. Крайг- СПб.: Питер, 2000.- 992 с.
33. Крылов, А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии // учеб.пособие /под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2002.- 560с.
34. Коджаспирова, Г.М. Педагогика // учебное пособие / Г.М. Коджаспирова - М.: КноРус, 2015.- С. 569.
35. Куликов, Л.В. Психологическое исследование // методические рекомендации по проведению / Л.В. Куликов- СПб.: Речь, 2001 - 184 с.
36. Латфуллин, Г.Р., Райченко А.В., Антонов В.Г. Организационное поведение / практикум / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко, В.Г. Антонов- СПб.: Питер, 2011- С.26.
37. Майерс, Д. Социальная психология // учебник. 7-е изд. / Д. Майерс - СПб.: Питер, 2012- С. 562.
38. Маклаков, А.Г. Общая психология // Учебник для вузов / А.Г. Маклаков- СПб.: Питер, 2007
39. Недосека, О.Н. Основы теории коммуникации // курс лекций / О.Н. Недосека- М.: Владос, 2012- С. 47.
40. Немов, Р.С. Психология // Учебник для вузов / Р.С. Немов - В 3-х кн. - Кн.1. - М.: Владос, 2013. - 688 с.
41. Платонов, Ю.П. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международных научно - практических конференций / Ю.П. Платонов - СПб.: Институт психологии и социальной работы, 2015- С. 244.
42. Потапова, И.А., ДумагалиеваГ.Рю Волонтерское двиение: прошлое и настоящее // учебное пособие / И.А. Потапова, Г.Р. Думагалиева - Астрахань: Астраханский ГУ, 2016.- С. 44.
43. Ридецкая, О.Г. Социальная психология // учебно- практическое пособие / О.Г. Ридецкая - М.: Евразийский открытый институт, 2009- С. 127.
44. Рогова, Е.И. Классическая социальная психология // уч. пособие / Е.И. Рогова- М.: ВЛАДОС, 2002, 415 с.
45. Садохин, А.П. Введение в теорию мекультурной коммуникации // учебное пособие для бакалавров / А.П. Садохин - М.: КноРус, 2011- С. 34.
46. Самыгин, С.И., Руденко А.М. Деловое общение // учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко - М.: КноРус, 2013- С. 28.
47. Самыгин, С.И., Руденко А.М. Деловое общение. Культура речи // учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, А.М. Руденко - М.: КноРус, 2013- С. 75.
48. Сковородникова, А.П. Эффективное речевое общение (Базовые компетенции) // Словарь- справочник / А.П. Сковородникова. - М.: Проспект, 2012.- с. 783.
49. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения // шпаргалка / Л.Д. Столяренко - М.: Проспект, 2009.- С. 18.
50. Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах // учебное пособие / А.Л. Тертель - М.: Проспект, 2012.- С. 144.
51. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций // учебное пособие / А.Л. Тертель - М.: Проспект, 2012.- С. 204.
52. Фирсов, М.В. Введение в профессию «Социальная работа» // учебное пособие для бакалавров / М.В. Фирсов, И.Е. Наместникова, Е.Г. Студенова - М.: Кно Рус, 2011- С. 185.
53. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология // учебное пособие /А.Н. Фоминова - М.: Флинта, 2014. - С. 243.
54. Шадриков, В.Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников // Монография / В.Д. Шадриков- М.: Логос, 2014- С. 17.
55. Щербинина, Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить - говорить - действовать // учебное пособие / Ю.В. Щербинина - М.: Флинта, 2009.- С. 45-90.
56. Юхин, К.Е. Стратегии социального развития современного общества: Российские и мировые тренды // сборник статей / К.Е. Юхин- М.: Русайнс, 2015- С. 280.
57. Яковлев, Е.Г. Эстетика // учебное пособие / Е.Г. Яковлев - М.: КноРус, 2015- С. 170.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ