ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития читательского интереса у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Роль познавательной литературы в развитии читательского интереса у
детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития читательского интереса у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация работы по развитию читательского интереса у детей
старшего дошкольного возраста с использованием познавательной
литературы 40
2.3. Определение эффективности использования познавательной
литературы в работе по развитию читательского интереса у детей старшего
дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Развитие интереса у детей к книге и чтению является одной из главных задач дошкольного образования. Начинать этот процесс надо с раннего детства. Он требует кропотливой работы от педагогов. Ребёнок дошкольного возраста должен общаться с книгой ежедневно в домашней обстановке, а в условиях ДОО постоянно [7, с. 151].
В последние годы заметно снижается интерес к книге у взрослых и детей. У этого явления различные причины: влияние интернета и телевидения, что ведёт к изменению жизненных ценностей и позиции взрослого по отношению к совместной читательской деятельности с детьми, утеря традиций семейного чтения. В Национальной программе поддержки и развития чтения отмечено, что только 7% родителей читают своим детям постоянно [16]. Это ведёт к увеличению количества детей с трудностями овладения чтением. По самым скромным подсчётам, таких детей около 25%. Проблема сохранения интереса к книге и чтению сегодня очень актуальна. Многие современные дети не любят читать и не тянутся к книге, не воспринимают общение с художественной литературой как необходимость [29].
В литературе отражены жизненно важные знания, система ценностей народа, традиций, характеризующие общество [35]. Ребёнок узнаёт из книг много новых слов, образных выражений, речь ребёнка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Благодаря литературе легче излагать собственное отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми, в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к
чтению. В соответствии с ФГОС дошкольного образования [21] идёт модернизация дошкольного образования в ДОО. Определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОО, и одним из ведущих показателей готовности ребёнка к обучению в школе является интерес к чтению.
Не только в школе, но и в ДОО одной из важнейших является задача пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его [29]. Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь. Развитие человека как личности возможно только при регулярном чтении художественной литературы. Человек, вступающий в современную информационную среду и стремящийся активно пользоваться ей, должен уметь читать. Не просто складывать буквы в слова - речь идёт о чтении как о сложноустроенном процессе. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М.И. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг - тропинка, по которому умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка [1].
На важность формирования интереса детей к книге, воспитание вдумчивого читателя указывали многое педагоги, психологи, писатели, видные деятели (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, С.Л. Маршак, Л.С. Славина, Д.М. Арановская, Л.М. Гурович [7], Л.Б. Береговая и другие).
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б. Эльконин [37], А.В. Запорожец [9] Л.А. Обухова [18], дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития интереса к чтению познавательной литературы. Назначение детской литературы - быть познавательным чтением одновременно. Познавательная функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже тогда, когда писатель при помощи художественно- фантастического вымысла уводит юного читателя в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах [35].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема развития интереса к детской книге у детей старшего дошкольного возраста очень актуальна.
Объект исследования - процесс развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - познавательная литература как средство развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования познавательной литературы в работе по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста...
Тема настоящей выпускной квалификационной работы актуальна. Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Ребенка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.
Книга, прочитанная дошкольнику, не только развлекает, но и способствует формированию познавательного развития, интереса к чтению. В старшем дошкольном возрасте существенную роль в познавательном развитии детей начинает играть познавательная литература.
В первой главе ВКР рассматривается вопрос приобщения детей старшего дошкольного возраста к чтению через развитие интереса к детской литературе, связанного с возрастом читателя и проявляющегося в зависимости от возраста. Делается вывод, что читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса - это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней. Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно...
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - СПб.: Речь, 2013. - 128 с.
3. Галигузова Л.Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio- online.ru/book/8C8321DE-CC2C-4F75-A526-4367A5D83DD2
4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учеб. для студ. учреждений ВПО. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2012. - 347 с.
5. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления . //
Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С. 15-20.
6. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
7. Гурович Л.М. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2000. - 128 с.
8. Денисова С.А. Родители о детском чтении и роли библиотек. //
Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения. - М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2008. - С. 30-32.
9. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение, 2014. - 350 с.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2.
Отдельные произведения. - М.: Педагогика, 2013. - 354 с.
11. Климова С. Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. - С. 45-50.
12. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 304 с.
13. Кудрявцева Е.Н. Игры по литературным произведениям для младших школьников. / Под общ. ред. И.Ю. Дробининой, Е.Н. Вадуриной. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. - 104 с.
14. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для
академического бакалавриата. / Под общ. ред. Н.В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 411 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/3F7392A1-8F3E-42F7- B9D7-593DC687B8DA
15. Михалкина Н.А. Книжный уголок в детском саду. Консультация для
воспитателей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dohcolonoc.ru/cons/763-knizhnyj-ugolok-v- detskom-sadu-konsultatsiya- dlya-vospitatelej .html...40